История и культурология    

Свойства красок.

Все художественные краски состоят из цветного порошка – пигмента и связующего , которое скрепляет между собой мельчайшие цветные частицы. В живописи используют в основном неорганические красящие вещества как более стойкие, реже – органические. Существуют пигменты природного происхождения и приготовленные искусственным путём. Большую часть палитры современных красок составляют искусственные неорганические пигменты.

Из пигментов могут быть приготовлены любые художественные краски: их можно смешать с клеем , яичным желтком, воском. Например, чтобы получить акварельные краски к пигменту примешивается клей, который должен быть бесцветным ,эластичным и легко растворяться в воде. Добавляются такие вещества, как лёд, сахар, глицерин. Поэтому технику живописи определяют не пигменты, а связывающие вещества: эмульсия (яичная, казеиновая, ПВА) – темперовая живопись, воск – энкаустика, масло – масляная живопись.

Краски различаются по своей интенсивности. Краски из минеральных пигментов не следует смешивать с органическими. Замечено также, что большинство красок образует непрочные смеси с ультрамарином (в акварели он выпадает в осадок и даёт специфический цвет). Вообще не рекомендуется составлять цвет из более чем трёх красок.

Группировка красок по цветовому признаку.

Белые краски ( Белила).

В акварели используются крайне редко, в то время как в гуашевой живописи без них обойтись невозможно. Различаются свинцовые белила. По своим свойствам эти краски во многом отличаются друг от друга: обладают различной кроющей способностью, интенсивностью, неодинаково ведут себя в смесях с другими красками, по-разному стареют.

Чёрные краски.

По внешнему виду все чёрные краски очень похожи, но заметно отличаются друг от друга при смешивании с белилами.

Чёрные пигменты изготавливают из сырья растительного и животного происхождения, из минеральных ископаемых и органических веществ.

  • Виноградная чёрная – пигмент получают прокалыванием молодых побегов виноградной лозы или виноградного жмыха. В разбеге виноградная чёрная даёт красивый холодный серый тон.

  • Персиковая чёрная – тоже краска растительного происхождения. Пигмент получают прокаливанием персиковых косточек. С белилами она ещё холоднее, чем виноградная.

  • Кость жжёная – пигмент получают обжигом обезжиренных костей животных. В тонком слое краска имеет слегка коричневый оттенок, а в разбеле даёт наиболее тёплый тон.

  • Сажа газовая – очень интенсивная краска, даёт тёплые разбелы. Пигмент получают при сжигании природного газа.

  • Звенигородская и Подольская чёрные – готовятся на основе естественных земляных пигментов. Обладают менее глубоким чёрным цветом, чем другие краски.

  • Тиоиндиго чёрная – краска на основе органического пигмента, - интенсивная. В разбеле имеет очень красивый голубовато-серый тон.

Жёлтые краски.

Большую часть жёлтых художественных красок готовят на основе искусственных неорганических пигментов.

  • Стронциановая жёлтая – краска лимонно-жёлтого цвета, с характерными зеленоватыми оттенками.

  • Кадмий лимонный – кроющая краска лимонно-жёлтого цвета, немного теплее и интенсивнее стронциановой жёлтой.

  • Кадмий жёлтый светлый – как и все кадмии, обладает ярким чистым жёлтым цветом.

  • Кадмий жёлтый средний – цвет этой краски несколько теплее предыдущей.

  • Кадмий жёлтый тёмный – по цвету приближается к оранжевому, в разбеле имеет слегка розоватый оттенок.

  • Охра светлая – кроющая краска песочно-жёлтого цвета, довольно слабой интенсивности, яркости и цветовой насыщенности, нейтральная в смесях с большинством красок.

  • Охра золотистая – теплее по цвету и интенсивнее охры светлой.

  • Сиена натуральная – краска жёлто-коричневого цвета, менее укрывиста, чем охры светлая и золотистая.

  • Марс жёлтый – жёлто-коричневого цвета, мало укрывистая. В разбеле даёт приятные золотистые тона.

  • Золотисто-жёлтая – обладает высоким лессирующими свойствами. Готовится на основе органического пигмента. В смесях неустойчива, поэтому лучше ей использовать в чистом виде.