История и культурология    

Цель работы: изучение методических основ живописи и цветоведения с последующей реализацией в выполнении станкового натюрморта с натуры.

Подготовительный этап. Первое, на что следует обратить внимание, - это материалы: бумага, карандаши, краски, кисти. Для рисования учебных длительных постановок лучше всего подходит ватман. Для этюдов, эскизов используйте любую плотную бумагу, вплоть до тонированных листов. Лучшим, среди выпускаемых отечественной бумажной промышленностью, является ватман «Гознака».

Не следует сразу писать на только что купленной бумаге. Она должна «отстояться», так как в ней содержаться масла и нужно время (несколько недель), что бы они испарились. Если писать на бумаге, не соблюдая эту рекомендацию, акварельными красками, то они могут очень плохо ложиться на поверхность листа «скатываться», образуя непрокрасы. То же касается и гуашевых красок, если писать ими не слишком густой консистенцией.

Дешевая бумага, изготовленная из древесины, имеет ряд недостатков: со временем желтеет, неплотная бумага позволит писать только быстрые этюды с минимальным количеством наслоений. И напротив, - если бумага качественная, то да же при сильном увлажнении на поверхности ватмана не появляются затёры, складки затрудняющие работу автора. Для акварельной живописи существует специальная бумага – торшен. Разработано несколько сортов торшена, - от мелкозернистой до грубой, похожей по своей структуре на мешковину. Зернистая поверхность дает возможность краскам закрепиться прочными и равномерными прозрачными наслоениями, она довольно держит влагу в порах бумаги и позволяет комфортно работать в технике «А'ля прима».

Лучшие сорта бумаги содержат высококачественный клей. Он создает благоприятный грунт и не только связывает волокна, но и способствует соединению краски с поверхностью бумаги.

Как для работы акварелью, так и для работы гуашью бумагу натягивают на планшет. Лист берётся немного больше размера планшета. Бумагу лучше натягивать в увлажненном состоянии, поочередно прикрепляя к планшету кнопками загнутые стороны бумаги. Бумага натягивается на планшет для удобства в работе.

Краски: акварель и гуашь самые подходящие краски для начинающих живописцев. Они могут продаваться как в коробках, так и в отдельных тубах и банках. Наиболее качественная акварель «Ленинград», «Нива»; Для работы гуашью надо выбирать краски Санкт-Петербургского завода художественных красок, в отдельных банках «мастер класс» в наборах. В последнее время широкое распространение получили акриловые краски, среди них краски фирмы «Олки», их использовать нужно с большой осторожностью, так как ни все краски смешиваются между собой.

Кисти: Для акварели наиболее пригодны колонковые и беличьи кисти, для гуаши в станковой живописи – подходят щетинные плоские кисти, для декоративной – колонковые, беличьи, кисти и кисти из ушного волоса, кисти могут быть круглые и плоские, в зависимости от идеи натюрморта.

Размер кисти зависит от формата работы наиболее подходят плоские щетинные кисти № 12 – 20 для гуаши, беличьи и колонковые № 8 – 16 для акварели. Но в некоторых случаях можно использовать и более маленький размер. Так например широкой кистью лучше писать драпировки, большие предметы задний план. И наоборот – более тонкой кистью удобней прописывать более мелкие детали.

После работы кисти промываются теплой проточной водой с мылом. Кисти хранят в вертикальном положении, ставят их на черенок. Для того что бы волосы кистей не заламывались кисти заворачивают в мягкую бумагу. Ни в коем случае не оставляйте кисти грязными или в банке с водой – от этого они портятся. Чистота и качество материалов – залог успеха в работе. Так же для работы над натюрмортом вам понадобиться банка с водой для промывания кистей; чистая тряпка для отжимания и вытирания кистей; палитра. Смешивать акварель и гуашь, подбирая нужный цвет, надо на белой палитре. Для этого часто используют керамические плитки, тарелки, стекло с подложенным под него белым листом и наконец пластиковые палитры с прорезью для большого пальца. Различаются плоские палитры и палитры со специальными чашечкообразными углублениями. Если вы пользуетесь обычной бумажной палитрой, следите за тем, чтобы цвет её совпадал с цветом бумаги на которой вы пишете. Недостаток такой палитры – больший расход краски.

Загрязненная палитра, испорченная кисть, некачественная бумага, неудобное рабочее место не будут способствовать удачам в творчестве. И так, - выбрав правильные материалы мы приступаем к выполнению первого этапа