|
2.4. Кинематический анализ механизма 2.4.1. Определение недостающих параметров кинематической схемы механизма (Производится по необходимости. Если все параметры кинематической схемы заданы, это указывается в п.2.4.1. Методика определения недостающих параметров схемы представлена в задании на проектирование).
ΔAB0C → lAB - lAB0 = L1/cosφ1 = 0,05/cos450 = 0,0707м; lDC = lD0c = 0,5S= =0,5•180=90мм=0,09м; lCS3 0,5•lDC=0,5•0,09=0,045м; lDE=(DE/DC)•lDC = 3•0,09=0,27м; lDC4 0,35lDC=0,35•0,09=0,0315м. 2.4.2. Построение планов положений механизма. Построение ведем в масштабе
Длины отрезков, изображающих заданные и (или) найденные длины звеньев механизма:
2.4.3. Построение планов скоростей для нулевого и задаваемого положения № 1 механизма.
Т.к. отрезок р̅w̅b1, изображающий , на плане скоростей должен составлять не менее 50мм, принимаем р̅w̅b1=50мм и находим масштаб планов скоростей как
Вектор
р̅w̅b1, перпендикулярный АВi и направленный в сторону
ω1, представляет собой план скоростей звена 1 в каждом i-ом положении механизма.
Решая эту систему, строим из pv правые части её уравнений. Используя построенные планы скоростей механизма находим угловые скорости вращения звеньев механизма:
, где , - отрезки планов скоростей в мм; ВС – отрезок из планов положений механизма. Расчет значений угловых скоростей сводим в табл.1 Таблица 1
Определяя направления угловых скоростей звеньев в соответствии с /2/, показываем их круговой стрелкой на соответствующих планах положений механизма на листе.
2.4.4.Построение планов ускорений механизма Абсолютное ускорение точек В1≡В2 при ω1=const . Направлено это ускорение от точки В к точке А кривошипа в каждом положении механизма. Изображая на планах ускорений механизма отрезком =60мм, будем иметь масштаб планов ускорений . Для группы звеньев (2,3) имеем систему векторных уравнений (группа 3-го вида - /2/) , где - построенный вектор; - (- отрезок плана скоростей в мм; -из табл.1); ; - (ВС и ω3 – из табл.1). Отрезки (мм), изображающие рассчитанные ускорения на планах: ; . Расчеты по приведенным выше соотношениям для заданных положений механизма приведены в табл.2
Таблица 2
В соответствии с /2/ строим планы ускорений группы (2,3) для заданных положений механизма. Вектор, изображающий ускорение точки, в которой присоединяется группа (4,5), находим по соотношению, полученному при построении планов скоростей: , в котором - отрезок (в мм) построенного плана ускорений группы (2,3) в заданном положении механизма. Для рассматриваемого механизма находим: - для нулевого положения; -для первого положения. Строим на планах ускорений векторы как продолжение отрезков этих планов. Для группы звеньев (4,5) имеем систему векторных уравнений (группа 2-го вида -/2/) , где изображается на планах ускорений построенным вектором ; ; ; ; ; параллелен линии хода ползуна 5. Отрезки (в мм), изображающие расчетные ускорения на планах: . Расчеты по приведенным выше соотношениям для заданных положений механизма приведены в табл.3. Таблица 3
В соответствии с /2/ строим планы ускорений группы (4,5) для заданных положений механизма. По построенным планам ускорений находим угловые ускорения звеньев механизма: , т.к. ; =; . Расчеты по приведенным соотношениям для заданных положений механизма представлены в табл.3. Определив, в соответствии с /2/, направления угловых ускорений звеньев, указываем их круговыми стрелками на планах положений механизма на листе.
Ускорения центров масс звеньев механизма находим по следующему соотношению , где - отрезки на планах ускорений, изображающие ; i - номер звена. Положения на планах ускорений находим с использованием свойств плана ускорений звена /2/ с помощью пропорций. Для рассматриваемого механизма будем иметь: ; ; ; ; . Расчеты по определению положений точек - концов векторов абсолютных ускорений центров масс звеньев для рассматриваемых положений механизма сводим в табл.4.
Таблица 4
По результатам этих расчетов строим положения точек для i=1…5 на планах ускорений механизма и определяем для каждого из звеньев расчетами в табл.4. При этом , т.к. у рассматриваемого механизма ; .
2.4.5. Исследование кинематики механизма аналитическим методом
Это исследование сводится, прежде всего, к разработке алгоритма решения задачи о положениях звеньев механизма по методике, изложенной в /2/. Для этого рассмотрим схему механизма с указанием координат положения его звеньев (в пояснительной записке изображается схема заданного механизма с векторным представлением всех, за исключением ползунов и кулисных камней, его звеньев, с введением отсчитываемых против часовой стрелки углов, образованных этими векторами с положительным направлением оси х системы координат хАу) Анализируя кинематику группы звеньев (2,3) – имеет 3-й вид – в соответствии с /2/ выделяем замкнутый векторный контур АВСА, уравнение замкнутости которого представляется как . Проектируя это условие на координатные оси, получаем систему алгебраических уравнений
решением которой по методике, изложенной в /2/, находим - (1); - (2). выражения для расчета координат звеньев группы при любом φ1. Для определения координат точек присоединений следующей группы (точки D) рассмотрим замкнутый векторный контур ACDA с уравнением замкнутости . Проектируя это уравнение на координатные оси получаем систему уравнений:
решением которой находим (3); (4) – координаты точки присоединения группы (4,5) как сложные функции φ1. Анализируя кинематику группы звеньев (4,5) – имеет 2-й вид, - выделяем замкнутый векторный контур ADECA с уравнением замкнутости . Проектируя последнее на оси х,у, получаем
Решением этой системы получаем - (5); - (6). Уравнения (1)…(6) представляют алгоритм решения задачи о положениях звеньев рассматриваемого механизма. Решение задач о скоростях и ускорениях осуществляется на ЭВМ методом численного дифференцирования /2/.
2.4.6. Блок схема алгоритма кинематического анализа механизма на ЭВМ (см. приложение 2) Эту блок –схему изображаем в пояснительной записке. Раскрываем содержание блоков этой схемы: - блок 1 – начало расчета; - блок 2 – ввод исходных (см. п.2.2); блок 3 – определение недостающих параметров кинематической схемы механизма (см. п.2.4.1.); блок 4 – расчеты координаты φ10 – угла φ1 (см. рис. к п.2.4.5.) в нулевом положении механизма; блок 5 – организация цикла расчетов по исследуемым положениям i=0…11 механизма; блок 6 – расчет угла поворота входного звена в i-м положении механизма; блок 7 – организация цикла расчетов выходных координат K=1…N, определяющих положения звеньев механизма и их отдельных точек; блок 8 – организация цикла трехкратного расчета каждой из выходных координат Pk при заданном φk и его малых отклонениях ±∆φ1; блок 9 – расчет выходной координаты Pk по отдельной подпрограмме, разработанной с помощью алгоритма в п.2.4.5.; блоки 10…17 – реализация алгоритма численного дифференцирования для расчета аналогов скоростей и ускорений по k-й выходной координате; блок 18 – расчет скоростей и ускорений по k-й выходной координате; блок 19 – придание координате φ1 исходного её значения; блок 20 – печать результатов по k-й выходной координате и возврат расчетов к циклу 7; блок 21 – печать номера исследуемого положения механизма, после чего расчет переходит к циклу 5, с завершением которого расчет переходит к силовому анализу механизма (см. приложение 4). (Иллюстрация графической части работы по кинематическому исследованию механизма представлена в приложении 1). |