2
Главная передача ведущего моста с
дифференциалом легковых автомобилей
ГАЗ и ВАЗ
Назначение
главной передачи – повернуть на 90 0
вектор крутящего момента карданного
вала, присоединенного передним концом
к выходу коробки скоростей, а задним
концом к главной передаче заднего
ведущего моста. Для этого использована
передача со скрещивающимися валами –
гипоидная, объединяющая в себе геометрию
и нагрузочную способность конической
передачи с круговым зубом и плавность
червячной передачи. Полуоси каждого
колеса получают крутящий момент от
ведомого гипоидного колеса через
дифференциал, выполненный в виде
замкнутой системы конических зубчатых
колес (рис. 2). Благодаря этому колеса,
имея одинаковую частоту вращения на
прямом ходу, вращаются с разными частотами
на поворотах, что устраняет геометрическое
скольжение колес и уменьшает износ
протекторов.
Рис.
2. Кинематическая схема главной передачи
с дифференциалом
1
- вал ведущий (вход), 2 - полуось левого
колеса, 3 - полуось правого колеса; z1
- z6 - обозначения зубчатых
колес: z1, z2
- шестерня и колесо главной гипоидной
передачи; z3, z5
- конические прямозубые шестерни-сателлиты
дифференциала; z4, z6
- конические прямозубые колеса полуосей
дифференциала; в формулах определения
передаточных чисел эти символы
используются как числа зубьев колес;
2.1.
Числа зубьев зубчатых колес главной
передачи и дифференциала
|
z1
|
z2
|
z3
|
z4
|
z5
|
z6
|
АЗЛК
|
|
|
|
|
|
|
ГАЗ
|
|
|
|
|
|
|
2.2.
Передаточное число и КПД главной передачи
(гипоидной зубчатой пары):
u ГП
= z2 / z1 =
Потери
на трение в механизме ведущего моста
создает гипоидное зацепление (η ГП
= 0,9), пара подшипников качения ведущего
вала и 2 пары подшипников качения
полуосей:
η ЗМ = η ГП
* η пк 3 = 0,9 * 0,993 =0,8937
2.3.
Учитывая, что в приводе ведущих колес
используются 2 редуктора (коробка
скоростей и главная передача), рассчитать
передаточные числа трансмиссии uT
, частоты вращения ведущих колес nk
и крутящие моменты ведущего моста
ТМ на 1, 2, 3, 4 передачах, используя
данные таб. 1:
uT
= uКС * u
ГП , nk
= n3
/ u ГП ,
ТМ = T3
* u ГП * η ЗМ
.
2.4.
Определить скорость автомобиля на 1, 2,
3, 4 передачах при радиусе качения колес
R k:
АЗЛК - 0.3 м, ГАЗ - 0.32 м:
v
= 3.6
,
км/час
Результаты
расчетов по пп 3 и 4 внести в таблицу 2.
Таблица 2
Сводная таблица
«Параметрытрансмиссии автомобиля»
№
п/п
|
При
включении
передач
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Задний
ход
|
1
|
Передаточное
число трансмиссии uТ
|
|
|
|
|
|
2
|
Частота
колес nk
об/мин
|
|
|
|
|
|
3
|
Крутящий
момент моста
TМ
Нм
|
|
|
|
|
|
4
|
Скорость
автомобиля
v
км/час
|
|
|
|
|
|
2.5
Определить частоту вращения левого
колеса при остановке правого на 1 передаче
(вариант буксования одного колеса на
льду):
корпус
дифференциала вместе с ведомым колесом
главной передачи вращается с частотой
n k
, при остановке правого колеса его
частота n п =0, при
этом частота вращения левого колеса n
= 2 n
k об/мин
/1/.
2.6.
Определить частоту вращения ведомого
колеса главной передачи, левого и правого
колес на скорости v = 30
км/ч и радиусе поворота R=10
м. Принять колею В ведущих колес для а/м
АЗЛК - 1.4 м, для а/м ГАЗ - 1.5 м. Добавить
схему скоростей при повороте на рис.
6.2. Если считать, что со скоростью v
движется средняя точка моста ведущих
колес, радиусы движения правого и левого
колес будут:
R
п = R + 0.5 B,
м, R
= R - 0.5 B,
м,
скорости
движения правого и левого колес будут:
v
п = v R
п / R , км/час ,
v
= v R
/ R, км/час ,
частоты
вращения правого и левого колес будут
из формулы п. 6.2.5:
n
п =
,
об/мин, n =
,
об/мин,
частота
вращения корпуса дифференциала n
k = 0.5 (n
п + n
) об/мин.
2.7.
Определить частоту вращения сателлитов
при условиях п. 2.6.
n
z3 = (n
п - n
) z4 / z3 ,
об/мин, n z5
= (n
- n п ) z4
/ z3 , об/мин,
где
в скобках заключены относительные
частоты вращения правого и левого колес.
2.8.
Определить частоту вращения сателлитов
при движении по прямой на скорости 30
км/час.
>
|