Главная страница
Содержание
 
 

2 Главная передача ведущего моста с дифференциалом легковых автомобилей ГАЗ и ВАЗ

Назначение главной передачи – повернуть на 90 0 вектор крутящего момента карданного вала, присоединенного передним концом к выходу коробки скоростей, а задним концом к главной передаче заднего ведущего моста. Для этого использована передача со скрещивающимися валами – гипоидная, объединяющая в себе геометрию и нагрузочную способность конической передачи с круговым зубом и плавность червячной передачи. Полуоси каждого колеса получают крутящий момент от ведомого гипоидного колеса через дифференциал, выполненный в виде замкнутой системы конических зубчатых колес (рис. 2). Благодаря этому колеса, имея одинаковую частоту вращения на прямом ходу, вращаются с разными частотами на поворотах, что устраняет геометрическое скольжение колес и уменьшает износ протекторов.



Рис. 2. Кинематическая схема главной передачи с дифференциалом

1 - вал ведущий (вход), 2 - полуось левого колеса, 3 - полуось правого колеса; z1 - z6 - обозначения зубчатых колес: z1, z2 - шестерня и колесо главной гипоидной передачи; z3, z5 - конические прямозубые шестерни-сателлиты дифференциала; z4, z6 - конические прямозубые колеса полуосей дифференциала; в формулах определения передаточных чисел эти символы используются как числа зубьев колес;



2.1. Числа зубьев зубчатых колес главной передачи и дифференциала


z1

z2

z3

z4

z5

z6

АЗЛК







ГАЗ








2.2. Передаточное число и КПД главной передачи (гипоидной зубчатой пары): u ГП = z2 / z1 =

Потери на трение в механизме ведущего моста создает гипоидное зацепление (η ГП = 0,9), пара подшипников качения ведущего вала и 2 пары подшипников качения полуосей:

η ЗМ = η ГП * η пк 3 = 0,9 * 0,993 =0,8937


2.3. Учитывая, что в приводе ведущих колес используются 2 редуктора (коробка скоростей и главная передача), рассчитать передаточные числа трансмиссии uT , частоты вращения ведущих колес nk и крутящие моменты ведущего моста ТМ на 1, 2, 3, 4 передачах, используя данные таб. 1:

uT = uКС * u ГП , nk = n3 / u ГП , ТМ = T3 * u ГП * η ЗМ .


2.4. Определить скорость автомобиля на 1, 2, 3, 4 передачах при радиусе качения колес R k: АЗЛК - 0.3 м, ГАЗ - 0.32 м:

v = 3.6 , км/час

Результаты расчетов по пп 3 и 4 внести в таблицу 2.

Таблица 2

Сводная таблица «Параметрытрансмиссии автомобиля»

п/п

При включении

передач

1

2

3

4

Задний

ход

1

Передаточное число трансмиссии uТ






2

Частота колес nk об/мин






3

Крутящий момент моста

TМ Нм






4

Скорость автомобиля

v км/час







2.5 Определить частоту вращения левого колеса при остановке правого на 1 передаче (вариант буксования одного колеса на льду):

корпус дифференциала вместе с ведомым колесом главной передачи вращается с частотой n k , при остановке правого колеса его частота n п =0, при этом частота вращения левого колеса n = 2 n k об/мин /1/.


2.6. Определить частоту вращения ведомого колеса главной передачи, левого и правого колес на скорости v = 30 км/ч и радиусе поворота R=10 м. Принять колею В ведущих колес для а/м АЗЛК - 1.4 м, для а/м ГАЗ - 1.5 м. Добавить схему скоростей при повороте на рис. 6.2. Если считать, что со скоростью v движется средняя точка моста ведущих колес, радиусы движения правого и левого колес будут:

R п = R + 0.5 B, м, R = R - 0.5 B, м,

скорости движения правого и левого колес будут:

v п = v R п / R , км/час , v = v R / R, км/час ,

частоты вращения правого и левого колес будут из формулы п. 6.2.5:

n п = , об/мин, n = , об/мин,

частота вращения корпуса дифференциала n k = 0.5 (n п + n ) об/мин.


2.7. Определить частоту вращения сателлитов при условиях п. 2.6.

n z3 = (n п - n ) z4 / z3 , об/мин, n z5 = (n - n п ) z4 / z3 , об/мин,

где в скобках заключены относительные частоты вращения правого и левого колес.


2.8. Определить частоту вращения сателлитов при движении по прямой на скорости 30 км/час. >