Главная страница
Содержание
 
 

5.1. Структурная схема ТС.

Современная сложная ТС проектируется, собирается и ремонтируется по модульному принципу, почему она состоит из агрегатов, выполняющих свои отдельные функции (подсистемы 1 уровня), агрегаты состоят из механизмов, выполняющих свои рабочие движения (подсистемы 2 уровня), механизмы собираются из сборочных единиц (подсистемы 3 и более низких уровней), сборочные единицы состоят из деталей, которые в задаче надежности могут считаться элементами системы, и находятся на нижнем уровне структуры машины. При этом отказ детали одного модуля не влияет на работоспособность других модулей, а восстановление ограничивается заменой отказавшего модуля. В отличие от спецификации проекта, в которой должны содержаться все детали и изделия сборочных единиц, в задачах надежности к элементам относят только те детали, отказ которых приведет к отказу подсистемы и в результате последовательного взаимодействия структурных единиц к отказу ТС.

Пример 3.1: Структурная схема зерноуборочный комбайн с классической конструкцией обмолота, рис. 3.3а и 3.3б. В качестве подсистем 1 уровня содержит основные агрегаты, показанные на принципиальной схеме, рис. 3.1. Для расчета надежности вала вентилятора очистки, рис. 3.2, дальнейшая структура рассматривается последовательно для подсистем молотильной группы, очистки, вентилятора в сборе, вала вентилятора в сборе. На нижнем уровне структурной схемы находятся элементы – детали вентилятора.

Рис. 3.1. Принципиальная схема зерноуборочного комбайна

1 - жатвенная часть, 2 - ходовая часть, 3 – кабина, 4 - молотильная группа, 5 - моторная установка, 6 – копнитель.

Рис 3.2. Вентилятор очистки. Структурная единила 3-го уровня с индексом 4.2.2

Рис. 3.3а. Структурная схема ТС «Зерноуборочный комбайн», выполненная в традиционном стиле графов.

Рис. 3.3,б. Структурная схема ТС «Зерноуборочный комбайн», выполненная в , форме рабочей таблицы, в которой преобразование входного воздействия в выходной сигнал подразумевается в последовательном взаимодействии подсистем по строкам так же, как на рис. 2.1 и 3.3а. Знак символизирует последовательное взаимодействие подсистем и элементов по строкам. Знак символизирует выделение подсистемы, выбранной для структуризации на следующем уровне. Знак символизирует выделение элементов (деталей) для расчетов ресурса. Табличная форма удобна для оформления структурной схемы в Mikrosoft Office.

Пример 3.2: ТС «Редуктор двухступенчатый цилиндрический» приведена на кинематической схеме рис. 3.4. Структурная схема на рис. 3.5, выполнена в форме рабочей таблицы. В качестве структурных единиц 1 уровня содержит подсистему преобразования движения, подсистему поддержания валов и зацеплений в проектном положении, подсистему смазки. Для расчета надежности вала промежуточного, дальнейшая структура рассматривается последовательно для подсистем преобразования движения, вала промежуточного в сборе. На нижнем 3 уровне структурной схемы находятся элементы – детали вала промежуточного в сборе.

Рис. 3.4. Кинематическая схема редуктор двухступенчатого цилиндрического

1, 2, 3 – подсистемы 1 уровня по структурной схеме рис. 3.5

1.1, 1.2, 1.3 – подсистемы 2 уровня

Рис. 3.5. Структурная схема ТС «Редуктор двухступенчатый цилиндрический» для расчета параметров надежности элементов вала промежуточного

Для расчета параметров надежности других элементов ТС «Редуктор двухступенчатый цилиндрический» структурные схемы по образцу рис. 3.5 могут быть составлены с использованием перечня подсистем (ПС) и элементов:

ПС 1 уровня.

1. Система преобразования движения:

2. Система поддержания валов и зацеплений в проектном положении:.

ПС 2 уровня.

1.1. Вал ведущий в сборе.

1.2. Вал промежуточный в сборе.

1.3 Вал ведомый в сборе.

2.1. Корпус редуктора.

2.2. Крышка редуктора.

2.3. Крышки подшипников.

2.4. Крепежные изделия

3.1. Масло

3.2. Устройство заливки

3.3. Устройство слива

3.4. Устройство контроля уровня

3.5. Устройство разбрызгивания

3.6. Манжеты

3.7. Отдушина

Элементы 3 уровня.

1.1.1. Вал-шестерня

1.1.2. Подшипник правой опоры

1.1.3. Подшипник левой опоры

1.1.4. Шпонка

1.2.1. Вал-шестерня

1.2.2 Колесо зубчатое цилиндрическое

1.2.3. Подшипник правой опоры

1.2.4. Подшипник левой опоры

1.2.5. Шпонка

1.3.1 Вал

1.3.2 Колесо зубчатое цилиндрическое

1.3.3. Подшипник правой опоры

1.3.4. Подшипник левой опоры

1.3.5. Шпонка