Главная страница
Содержание
 
 
Скачать архив

2. Объекты и задачи курсового проектирования.

Надежность – один из главных показателей работоспособности машин, которым занят разработчик как при новом проектировании, так и после постановки машины на серийное производство Показатели надежности: вероятность безотказной работы (ВБР) и наработка (в часах непрерывной работы, километрах пробега и т.п.) , на которую она гарантируется, являются теми критериями, на обеспечение которых производитель технической системы (ТС) должен затратить свои ресурсы, и за которые заказчик или потребитель согласны платить ту или иную цену.

Повышение надежности достигается экспериментальными уточнениями нагрузок, углубленным проектированием по определяющим критериям работоспособности, применением дорогих материалов с высокими механическими свойствами, включением в технологический процесс термической, механической высокоточной обработки и упрочняющих методов. Соответственно растет стоимость приобретаемой машины или оборудования. Поэтому, проектируя машину, разработчик находится между альтернативами: обеспечить достаточную безотказность на необходимую наработку и оставить потребителю доступную стоимость ТС. Потребитель техники так же находится между альтернативами: приобрести более дорогую ТС, безотказную в течении большой наработки, либо за меньшую цену приобрести ТС, дающую большую частоту отказов, но имеющую приемлемую стоимость восстановления. При этом следует учитывать что главными составляющими стоимости восстановления являются: стоимость заменяемой структурной единицы, амортизация ремонтного оборудования, зарплата ремонтников, убытки от простоя ТС. Таким образом, как при разработке, так и при использовании ТС необходимо решать вопросы: 1. Какой ВБР она должна характеризоваться? 2. На какую наработку ВБР должна быть реализована?

Достигнутый уровень надежности проекта ТС может быть приближенно оценен путем расчетов функции распределения ресурса деталей при воздействии на них проектных нагрузок Еще более достоверно определение достигнутых показателей надежности по результатам целевых экспериментальных исследований на опытном образце при воздействии на него реальных факторов эксплуатации. По результатам эксперимента в конструкцию вносятся изменения, а их эффективность можно оценить после проведения новых испытаний. Этот путь повышения надежности может оказаться длительным и дорогим, особенно для машин, работающих сезонно. Достижение желаемых показателей надежности облегчается, если на стадии разработки схемы ТС они были заложены в нее методами схемной надежности.

При выполнении курсового проекта (работы) по надежности целью студента является обеспечение заданного уровня надежности проектируемой ТС, и определение методами схемной надежности требуемых значений интенсивности отказов и ВБР сборочных единиц и деталей. Исходными данными являются:

- структурная схема ТС (машины);

- ВБР системы Р(t);

- наработка t час, на которую ВБР должна быть реализована.

Студентам, выполняющим курсовой, а затем дипломный проект рекомендуется выбрать ТС в соответствии с темой КП и ДП для последующего включения расчетов надежности в дипломный проект.

В процессе проектирования последовательно решаются задачи:

- выбор класса надежности и значения ВБР для заданной ТС;

- определение требуемого уровня ВБР подсистем и выбранных элементов по условию заданной ВБР ТС;

- определение достигнутого уровня ВБР выбранных элементов на основании проектных либо заданных нагрузок и конструктивных размеров;

- анализ соотношения достигнутого и требуемого уровней ВБР элементов;

- разработка мер по сближению достигнутого и требуемого уровней ВБР элементов;

- разработка выводов и рекомендаций по конструктивному исполнению выбранных элементов.