10.
Расчет допусков и назначение посадок
Посадки на валах выбирают в зависимости от
назначения и условий работы узлов (сборочных единиц), их
точности, вида сборки. При этом необходимо учитывать и
возможность достижения точности при различных методах
обработки валов.
В первую очередь должны применяться
предпочтительные посадки в системе отверстия
(таблица
12).
Посадки с зазором, используемые при
конструировании валов и применяемые в
подшипниках скольжения
Посадки типа H7/f- -
"ходовые"» характеризуются умеренным гарантированным
зазором;достаточным
для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения
при консистентной и жидкой смазке, легких и средних режимах
работы (умеренные нагрузки и скорости - до 150 рад/с ),
небольших температурных деформациях;
Посадки H-/e-
- "легкоходовые", характеризуются значительным
гарантированным зазором, обеспечивающим свободное
вращательное движение при повышенных режимах работы (значительные
нагрузки, высокие скорости вращения - свыше 150 рад/с) или
при осложненных условиях монтажа (разнесенные опоры,
многоопорные валы).
Посадки с натягом H-/p- -"легкопрессовые"
и H-/r-,H-/s- -
–"прессовые"(H7/p6,H7/r6,H7/s6)
используют в соединениях без крепежных деталей при небольших
и средних нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес
редукторов, муфт и др.). Посадки данной группы
применяются и в соединениях, воспринимающих
тяжелые нагрузки, но с дополнительным креплением.
Переходные посадки используются при
конструировании валов для подшипников качения. В
проектируемых редукторах внутреннее кольцо подшипника
вращается относительно
радиальной нагрузки
R
, подвергаясь циркуляционному нагружению;
наружное кольцо - неподвижно относительно радиальной нагрузи
и подвергается местному нагружению. Соединение вращающихся
относительно радиальной нагрузки внутренних колец подшипника
с валом осуществляется с натягом» исключающим проворачивание
и обкатывание кольцом сопряженной ступени вала. Посадки
наружных колец подшипника выбирают более свободными,
допускающими наличие небольшого зазора: периодическое
проворачивание наружного кольца полезно, т.к. при этом
изменяется положение его зоны нагружения.
Для наиболее распространенного в общем
машиностроении случая применения подшипников класса точности
– О рекомендуются следующие поля допусков вала для
внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении:
для шариковых -
js6,
k6
; для роликовых –
k6,
m6.
Поле допуска отверстия для наружного кольца шариковых и
роликовых подшипников при местном нагружении - Н7.
Изложенные выше рекомендации по выбору
посадок и литературные источники, рассматривающие методику
расчета допусков и назначения посадок, сведены для удобства
использования в
таблицу
13.
Расчет допусков и назначение посадок рассмотрим на примере
расчета и выбора посадок с натягом.
Расчет проводится для сопряжений, включающих зубчатые колеса
на валах привода с дополнительным креплением шпонкой, втулок
подшипников скольжения в гнездах и др., по методике
изложенной в источнике /9/ при наличии следующих
эксплуатационных параметров:
Т - крутящего момента на валу, Н.м;
Fx
- продольной осевой силы, стремящейся сдвинуть деталь,
H;
dH.C
и
L
– соответственно номинального диаметра и длины сопряжения в
м.
Посадка с натягом должна обеспечивать прочность соединения:
при минимальном натяге под действием внешних нагрузок
должна сохраниться относительная неподвижность сопрягаемых
деталей, а при максимальном натяге при запрессовке не должно
быть пластических деформаций в материале деталей. Исходя из
этих условий, рассчитывают предельно допустимый натяг, по
которому выбирают стандартную посадку.
Расчеты выполняются в следующем порядке:
1) По заданной величине крутящего момента Т и размерам
сопряжения
dH.C
и L
определяется минимальное удельное давление [pmin]
(Н/м2) на контактных поверхностях соединения
где f
- коэффициент трения, установившийся в процессе распрессовки
или проворачивания, зависит от материала сопрягаемых деталей.
Его можно принять -
f
= 0,08 для стали по стали или по чугуну.
2) Определяется необходимая величина наименьшего расчетного
натяга.
где
E1
и
E2
- модули упругости материала, охватываемой и
охватывающей деталей в Н/м2,
для стали и стального литья Е = 2·1011 Н/м2;
для чугунного
литья Е = 10·1011 Н/м2 ;
для бронзы оловянистой
Е = 0,84·1011 Н/м2 .
С1 и С2 - коэффициенты Ляме, для
охватываемой и охватывающей деталей, в свою очередь,
определяемые по формулам:
Сжатие:
Растяжение:
здесь µ1,
µ2 -
коэффициенты Пуассона, соответственно для охватываемой и
охватывающей деталей,
для стали и стального литья
µ
= 0,3;
для чугунного литья µ=
0,25;
для оловянистой бронзы µ
= 0,35.
d1
-
внутренний диаметр охватываемой детали, для сплошного вала d1
= 0;
d2
- наружный диаметр охватывающей детали, если
d2
>>
dн.с
,
то
d2→
∞,
dн.с/
d2→∞,
и С2 = 1 +
µ2
3) Рассчитывается величина минимально допустимого натяга
[Nmin]
=
Nmin
+ γш
+ γп.
где γш
- поправка, учитывающая ослабление посадочного натяга при
срезе и смятии микронеровностей при запрессовке деталей
γш
≈
5(
RαD
+
Rαd
)
здесь
RαD,
Rαd
- высоты микронеровностей охватывающей и охватываемой
деталей (берутся в зависимости от класса шероховатости).
RaD
=
Rad
=
0,8...2,5 мкм (для 7 и 6 классов);
γп
- добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных
запрессовках,
γп
= 10...15 мкм.
4) Рассчитывается максимальное допустимое удельное давление
[
Pmax]
при котором отсутствует пластическая деформация на
контактных поверхностях деталей. В качестве [
Pmax]
принимается
наименьшее из значений наибольшего удельного давления для
охватываемой
p1
и охватывающей
p2
деталей:
p1
= 0,58·σт1
·[1- (d1
/
dн.с)2]
;
p2
=
0,58·σТ2
·[1-
(d
н.с
/
d2
)2 ]
где
σт1
и
σТ2
- пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей
деталей, Н/м2.
5) Исходя из условия прочности деталей соединения при сборке,
определяется величина наибольшего расчетного натяга
6)
Максимально допустимый натяг в соединении определяется с
учетом поправок на смятие и срез микронеровноствй
γш
и увеличения удельного давления у торцов охватывающей
детали γуд
(при
d1
/
dн.с
= 0 и
l
/
dн.с
≈ 1 γуд
= 0,95)
7) Для выбора посадки необходимо выполнение
следующих условий прочности соединения:
Nmin
> [Nmin],
Nmax
≤ [Nmax]
где
Nmin
и
Nmax
– предельные натяги стандартной посадки.
Рекомендуемый ряд предпочтительных посадок с
гарантированным натягом указан в таблицах
12,13.
8) Выполняется чертеж узла и деталировка вала
с обозначением точности сопрягаемых деталей.