Проектирование валов
Главная страница
Содержание
 
 

      10. Расчет допусков и назначение посадок

    Посадки на валах выбирают в зависимости от назначения и условий работы узлов (сборочных единиц), их точности, вида сборки. При этом необходимо учитывать и возможность достижения точности при различных методах обработки валов.

    В первую очередь должны применяться предпочтительные посадки в системе отверстия (таблица 12).

    Посадки с зазором, используемые при конструировании валов и применяемые в подшипниках скольжения

    Посадки типа  H7/f-  - "ходовые"» характеризуются умеренным гарантированным зазором;достаточным для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения при консистентной и жидкой смазке, легких и средних режимах работы (умеренные нагрузки и скорости - до 150 рад/с ), небольших температурных деформациях;

    Посадки H-/e-  - "легкоходовые", характеризуются значительным гарантированным зазором, обеспечивающим свободное вращательное движение при повышенных режимах работы (значительные нагрузки, высокие скорости вращения - свыше 150 рад/с) или при осложненных условиях монтажа (разнесенные опоры, многоопорные валы).

    Посадки с натягом H-/p- -"легкопрессовые" и H-/r-,H-/s- - "прессовые"(H7/p6,H7/r6,H7/s6) используют в соединениях без крепежных деталей при небольших и средних нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес редукторов, муфт и др.). Посадки данной группы применяются и в соединениях, воспринимающих тяжелые нагрузки, но с дополнительным креплением.

    Переходные посадки используются при конструировании валов для подшипников качения. В проектируемых редукторах внутреннее кольцо подшипника вращается относительно радиальной нагрузки R , подвергаясь циркуляционному нагружению; наружное кольцо - неподвижно относительно радиальной нагрузи и подвергается местному нагружению. Соединение вращающихся относительно радиальной нагрузки внутренних колец подшипника с валом осуществляется с натягом» исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной ступени вала. Посадки наружных колец подшипника выбирают более свободными, допускающими наличие небольшого зазора: периодическое проворачивание наружного кольца полезно, т.к. при этом изменяется положение его зоны нагружения.

    Для наиболее распространенного в общем машиностроении случая применения подшипников класса точности – О рекомендуются следующие поля допусков вала для внутреннего кольца подшипника при циркуляционном нагружении: для шариковых - js6, k6 ; для роликовых – k6, m6. Поле допуска отверстия для наружного кольца шариковых и роликовых подшипников при местном нагружении - Н7.

    Изложенные выше рекомендации по выбору посадок и литературные источники, рассматривающие методику расчета допусков и назначения посадок, сведены для удобства использования в таблицу 13.

    Расчет допусков и назначение посадок рассмотрим на примере расчета и выбора посадок с натягом.

    Расчет проводится для сопряжений, включающих зубчатые колеса на валах привода с дополнительным креплением шпонкой, втулок подшипников скольжения в гнездах и др., по методике изложенной в источнике /9/ при наличии следующих эксплуатационных параметров:

    Т - крутящего момента на валу, Н.м;

    Fx - продольной осевой силы, стремящейся сдвинуть деталь, H;

    dH.C и L   – соответственно номинального диаметра и длины сопряжения в м.

    Посадка с натягом должна обеспечивать прочность соединения: при минимальном натяге под действием внешних нагрузок должна сохраниться относительная неподвижность сопрягаемых деталей, а при максимальном натяге при запрессовке не должно быть пластических деформаций в материале деталей. Исходя из этих условий, рассчитывают предельно допустимый натяг, по которому выбирают стандартную посадку.

    Расчеты выполняются в следующем порядке:

    1) По заданной величине крутящего момента Т  и размерам сопряжения dH.C и  L   определяется минимальное удельное давление [pmin] (Н/м2) на контактных поверхностях соединения

    где f - коэффициент трения, установившийся в процессе распрессовки или проворачивания, зависит от материала сопрягаемых деталей. Его можно принять - f = 0,08 для стали по стали или по чугуну.

    2) Определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга.

    где E1 и E2 - модули упругости материала, охватываемой и охватывающей деталей в Н/м2,

    для стали и стального литья  Е = 2·1011 Н/м2;

    для чугунного литья              Е = 10·1011 Н/м2 ;

    для бронзы оловянистой        Е = 0,84·1011 Н/м2 .

    С1  и С2  - коэффициенты Ляме, для охватываемой и охватывающей деталей, в свою очередь, определяемые по формулам:

    Сжатие: Растяжение

    здесь µ1, µ2 - коэффициенты Пуассона, соответственно для охватываемой и охватывающей деталей,

    для стали и стального литья  µ = 0,3;

    для чугунного литья              µ= 0,25;

    для оловянистой  бронзы      µ = 0,35.

    d1 - внутренний диаметр охватываемой детали, для сплошного вала  d1 = 0;

    d2 - наружный диаметр охватывающей детали, если d2 >> dн.с , то  d2 ∞, dн.с/ d2∞, и С2 = 1 + µ2

    3) Рассчитывается величина минимально допустимого натяга

    [Nmin] = Nmin + γш + γп.

    где   γш - поправка, учитывающая ослабление посадочного натяга при срезе и смятии микронеровностей при запрессовке деталей

    γш ≈ 5( D + Rαd )

    здесь D, Rαd - высоты микронеровностей охватывающей и охватываемой деталей (берутся в зависимости от класса шероховатости).

    RaD = Rad = 0,8...2,5 мкм (для 7 и 6 классов);

    γп - добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках,

    γп = 10...15 мкм.

    4) Рассчитывается максимальное допустимое удельное давление [ Pmax] при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. В качестве [ Pmax] принимается наименьшее из значений наибольшего удельного давления для охватываемой p1 и охватывающей p2 деталей:

    p1 = 0,58·σт1 ·[1- (d1 / dн.с)2] ;  p2 = 0,58·σТ2 ·[1- (d н.с / d2 )2 ]

    где σт1 и σТ2  - пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н/м2.

    5) Исходя из условия прочности деталей соединения при сборке, определяется величина наибольшего расчетного натяга

    6) Максимально допустимый натяг в соединении определяется с учетом поправок на смятие и срез микронеровноствй γш  и увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали γуд

    (при d1 / dн.с = 0  и    l / dн.с ≈ 1    γуд = 0,95)

    7) Для выбора посадки необходимо выполнение следующих условий прочности соединения:

    Nmin > [Nmin], Nmax ≤ [Nmax]

    где Nmin и Nmax – предельные натяги стандартной посадки.

    Рекомендуемый ряд предпочтительных посадок с гарантированным натягом указан в таблицах 12,13.

    8) Выполняется чертеж узла и деталировка вала с обозначением точности сопрягаемых деталей.