7. Проверочный расчет валов на жесткость
   
Расчет валов на жесткость при изгибе
обусловлен необходимостью обеспечения правильной работы
передач зацеплением и подшипников, предотвращения излишней
вибрации механизма или машины. Условие жесткости
определяется выражением
f
≤ [f], Ө
≤ [Ө]
где
f
–
максимальный
прогиб, мм;
[f]
–
допускаемое значение прогиба;
Ө
- угол поворота сечения относительно опоры, рад;
[Ө]
–
допускаемое значение угла поворота.
По опыту эксплуатации передач
[f]
≈
(0,0001…0,0003)·ℓ
,
где
ℓ
- расстояние между опорами вала.
Для мест посадки цилиндрических зубчатых колес
[f]
≈
(0,01…0,03) ·m
для конических и гипоидных
[f]
≈
(0,005…0,007) ·m
где
m
–
модуль передачи.
Допускаемые
значения
[Ө]
следующие
:
В местах посадки зубчатых колес и на опорах скольжения –
0,001.
На опорах с радиальными шарикоподшипниками – 0,01 .
На опорах со сферическими шарикоподшипниками – 0,05.
Жесткость может быть использована, как ориентировочный
критерий при выборе материалов валов. Для этого вал или ось
представляют в виде стержня постоянного сечения.
где
T
–
крутящий момент, передаваемый валом.
Е - модуль упругости;
для углеродистых
сталей Е = ( 2,0...2,I)·I05
МПa;
для легированных
сталей Е = (2,1...2.2 )·I05
МПa;
J
– момент инерции сечения вала
d
– диаметр вала
в сечении приложения нагрузки.
[
τкр]
= 15...30 МПа - допускаемые касательные напряжения.
Методика ориентировочного расчета вала на жесткость
приведена в
таблице
4.
Меньшие значения [
τкр]
берут для быстроходных валов, большие - для тихоходных,
средние - для промежуточных.
Уточненный расчет ступенчатого вала, нагруженного
несколькими силами и моментами, лежащими в разных плоскостях,
значительно усложняется. Расчет проводится для ступенчато -фасонного
вала, приведенного к цилиндрическому с диаметром
dinp,
соответствующим одному из участков вала по методике,
изложенной в кн. 1 с. 289-292.