СИНТЕЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ    
 
 И.Д. Чистяков
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив

 

 

4.4. Рекомендации по применению методов
для решения конкретных задач

 

Прямой мозговой штурм позволяет преодолеть скованность в высказываниях предложений, связанных с решением обсуждаемой проблемы, позволяет разделить между разными участниками функции синтеза и анализа решений. Метод довольно результативен при решении проблем, не имеющих строгой постановки и требующих поиска принципиальных подходов к их решению. В изучении довольно прост для участников штурма, но требует определенных знаний и навыков его проведения ведущим. Трудности возникают в случае его применения для поиска конкретных конструктивных решений. Метод требует особых навыков ведущего расширять поле поиска и умения не дать участникам сосредоточить внимание на конструктивных деталях отдельных предложений. В стратегии поиска метод может играть основную роль при нахождении принципиальных подходов и вспомогательную роль при нахождении конкретных технических решений. К информационной подготовке не предъявляется особых требований, однако желательно иметь несколько вариантов к постановке проблемы. Состав группы в размере 5-10 человек, среди которых желательно присутствие людей, далеких от отрасли, в которой данная проблема возникла и решается. Подготовка и получение практических навыков участниками штурма происходит в процессе поиска решений под руководством ведущего. Особые требования штурма сводятся к четкому соблюдению правил проведения, что в сочетании с правильным выбором объекта определяет вероятность выхода на оптимальные решения, может быть рекомендован для решения задач: 1.2, 3, в условиях проведения У.П.1; У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.5.3; У.П.6; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7; У.П.7.1; У.П.7.2.

Обратный мозговой штурм отличается от предыдущего своей целевой направленностью на поиск недостатков в конкретном варианте решения проблемы. Однако большинство свойств обоих методов однотипны. Отличие есть в том, что анализу подвергаются недостатки конструктивного или технологичного исполнения в целях определения недостатков принципа действия, реализованного в конструкции или технологическом процессе. Трудности поиска и недостаточная результативность возникают при низком профессиональном уровне участников. В стратегии поиска играет второстепенную роль. Вероятность выхода на наиболее существенные недостатки принципа действия, на котором основывается конструктивное решение, довольно высока. Может быть рекомендован для решения задач: 2.2; 2.3: 2.5; 2.6; 2.8; 4.1; в условиях проведения поиска У.П.1: У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.1; У.П.7.2.

Конференция идей по своей целевой направленности совпадает с мозговым штурмом. Большинство свойств метода также аналогично. Отличие составляет необходимость предварительной подготовки различных информационных материалов и четкого ведения совещания, на котором число участников может быть до 40 человек. Участники должны быть также подготовлены к совещанию – должны заранее обдумать решаемые на нем вопросы. При правильной организации результативность метода и вероятность выхода на рациональное решение выше, чем у мозгового штурма. Метод может быть рекомендован для решения задач: 1.1; 1.2; 1.3 в условиях проведения У.П.1; У.П.2; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.2.

Метод коллективного блокнота позволяет фиксировать и собрать все предложения, возникающие у членов исследовательской группы, не прибегая к необходимости проведения дорогостоящего совещания по обсуждаемой проблеме. Возможность глубоко обдумать проблему без ограничения во времени. Собранные предложения отличаются, как правило, большой практичностью и более широким спектром предложений. Однако выход на оптимальное решение не может быть полностью гарантирован. При изучении не вызывает особых затруднений, а практический навык появляется в процессе работы. При соответственной подготовке особых трудностей в применении метод не вызывает. В стратегии поиска может играть вспомогательную роль. Специальное информационное обеспечение требуется, поскольку рассчитан на случайные ассоциации. Количество участников не регламентировано и зависит от их результативности и необходимого числа предложений. Высокий профессионализм участников повышает уровень предлагаемых решений, но сужает поле поиска. Организация работы ведущего сводится к четкой постановке задачи и систематизации предложений. Вероятность выхода на оптимальное решение невысока.

Метод может быть рекомендован для задач: 1.2; 2.1; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 2.7; 2.8; 3. в условиях проведения поиска У.П.1; У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.5.3; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.2.

Метод музейного эксперимента имеет сходные с методом коллективного блокнота характеристики и применение. Отличие заключается в использовании специального информационного обеспечения в виде музейных экспонатов и созданных технических решений, выступающих в роли подсказок. В этой связи также имеет сходство с "Методом использования библиотеки эвристических приемов" (автор А.И. Половинкин, 1969 г.). Поэтому метод более универсален и может быть рекомендован и для условий У.П.4; У.П.5.2. Метод также полностью не гарантирует выход на рациональное решение: является хорошим дополнительным приемом и может быть использован в сочетании с другими методами, в частности с предыдущим, при построении стратегии поиска.

Группа методов контрольных вопросов в зависимости от специфики рассматриваемого объекта и целей анализа имеют разное содержание. Рядом авторов предложены самые разнообразные списки вопросов. Расчет делается на то, что в процессе ответов наступит озарение нужной идеей, что, естественно, трудно гарантировать. Привлекательность данных методов определяет простота в изучении и применении подготовленных вопросов, однако их выбор и приспособление к решаемой проблеме может создать определенные трудности. В стратегии поиска играют вспомогательную роль и являются составными частями более сложных методов, таких как АРИЗ, синектика. Являясь списками наводящих вопросов, сами по себе эти методы служат информационным обеспечением стратегий поиска, в которые они включаются. Списки контрольных вопросов могут с успехом применяться как при коллективном, так и при индивидуальном поиске. Результативность применения списков находится в прямой зависимости от профессионального уровня разработчиков и наличия у них практических навыков участия в поиске, достоинством методов является простая организация поиска, однако выбор списка определяет результативность выхода на рациональное решение, но в любом случае не может быть гарантирован.

Данная группа методов может быть рекомендована для решения задач: 1.2; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 2.7; 2.8 в условиях проведения У.П.1; У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.1; У.П.7.2.

Группа методов: морфологический анализ, метод матриц открытия, метод организующих понятий – может быть рекомендована для систематической организации имеющегося материала и дает отправные пункты для дальнейшего исследования, определяя имеющиеся резервы, узкие места и т.д. Матрицы создаются для условий, обеспечивающих направленный поиск. Их роль в методологии подсобная, но более существенная, чем отдельные приемы. В изучении морфологические методы несложны, однако построение достаточно представительных матриц требует от разработчика глубоких знаний исследуемой проблемы и соответствующих навыков построения матриц. Методы могут применяться как при коллективном, так и при индивидуальном поиске. Роль организатора работ сводится к правильной постановке поисковой проблемы с учетом целевой направленности на расширение поля поиска или на поиск приемлемого варианта. Сами методы не дают сколько-нибудь законченных технических решений и предназначены в основном не для поиска решений, а для создания условий, облегчающих поиск. Рассмотренная группа методов может быть рекомендована для решения задач: 2.2; 2.5; 2.8; 4.1; 4.2 в условиях применения У.П.1; У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1;. У.П.5.3; У.П.6.1; у.я.б.з: У.П.6.2.

Методические особенности метода «Синектика» заключаются в объединении приемов мозгового штурма и метода аналогий и ассоциаций, поэтому он имеет более широкие возможности. Основным приемом метода является разрушение привычных представлений об объекте и применение нетрадиционных путей решения творческих задач. Синектика создает пути, позволяющие избегать приверженности, и значительно расширяет диапазон поиска новых идей. Полное владение синектическими приемами требует от участника много времени и усилий.

Осуществить организацию работ по методу синектики сложно, но изучить и использовать синектические приемы для построения стратегии поиска весьма реально. Применение синектических приемов для решения различных задач перед началом поисковых совещаний раскрепощает мышление и настраивает на творческий подход к поиску. Применение синектических приемов также требует определенного информационного и методического обеспечения, которое должно создаваться с учетом особенностей задач, решаемых группой поиска. Требования к количественному составу и профессиональному уровню участников такие, как и для мозгового штурма, но подготовленность и наличие у них практических навыков для строгого соблюдения требований методики должны быть профессиональными. Это в полной мере определяет результативность метода, которая может быть высокой.
Метод может быть рекомендован для решения задач: 1.1; 1.2; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 2.7; 2.8; 3 в условиях проведения У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.5.1; У.П.6.1; У.Н.7.2.

Метод фокальных объектов основан на возбуждении воображения и раскачивании обычного представления о знакомом объекте, приписывания ему свойств другого, довольно далекого объекта. Для некоторого класса задач довольно результативен по количеству высказываемых предложений. В изучении прост. Особых трудностей в применении не имеет. Стратегии поиска играют вспомогательную роль, но для определённого класса задач может быть выбран в качестве основного. Специального информационного обеспечения не требует. Число участников, их профессионализм и подготовленность не имеют значения. Вероятность выхода на рациональное решение довольно высокая. Метод может быть применен к довольно узкому классу задач: 2.6; 3 в условиях применения У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1; У.П.5.2; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.5.2; У.П.6.3; У.П.7.2.

Метод конструирования Коллера пока не нашёл широкого применения, однако, учитывая его методические возможности, может быть рекомендован к изучению и применению. По мнению его создателей, при наличии разработанного ими методического и информационного обеспечения, способен гарантированно решать широкий круг инженерно- технических задач. Метод может быть применен к решению задач: зад. 1.2; зад. 2.2; зад.2.3; зад.2.8. в условиях применения У.П.1; У.П.3.1; У.П.4; У.П.5.1; У.П.6.1; У.П.7.2.

Метод Ю.М. Соболева основан на выявлении основных и второстепенных элементов конструкции детали и нахождении путей улучшения ее технологических и экономических характеристик. Для своего класса задач довольно результативен. Является составной и исходной частью ФСА. В применении несложен, но предполагает высокий профессионализм участников. Информационное обеспечение сводится к перечню наводящих вопросов, специально подготовленных для решаемой проблемы. Требования к составу группы и к уровню ее методической подготовленности не регламентируются. Применение метода для определенного класса задач гарантирует выход на рациональное решение. Метод может быть применен к решению задач: зад. 2.2; зад.2.3; зад.2.4 в условиях применения У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.2.

Метод ФСА основан на выявлении несоответствия между значимостью функции и стоимостью её носителя и нахождением путей его устранения. Довольно результативен для широкого класса задач. В применении требует подготовленности и предполагает высокий профессионализм участников. Информационное обеспечение специально готовится для решаемой проблемы. Требования к составу группы и к уровню ее методической подготовленности не регламентируются. Применение метода для определенного класса задач гарантирует выход на рациональное решение. Метод получил наибольшее распространение и может быть применен к решению задач: зад. 1.1; зад. 1.2; зад. 2.2; зад.2.3; зад.2.4. зад. 2.6; зад. 3; зад. 4.2 в условиях применения У.П.1; У.П.2; У.П.3.1;У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.2; У.П.6.3; У.П.7.2.

АРИЗ выделяется из списка рассмотренных методов-приёмов, так как объединяет стратегию поиска решений с рядом приемов, методическим и информационным обеспечением. Он позволяет получить общую идею решения неопределённой изобретательской задачи. Требует серьёзной подготовленности, методического обеспечения и значительных затрат времени на его освоение. Метод весьма результативен для решения изобретательских, инженерных, прогнозных и исследовательских задач в различных областях их возникновения. В стратегии поиска при решении инженерных задач может играть основную роль, для решения исследовательских – вспомогательную. Используется для коллективного и индивидуального поиска. Имеет гарантированно высокий эффект применения, может быть применен к решению задач: зад. 2.1; зад. 2.2; зад.2.3; зад.2.4; зад. 2.5; зад. 2.6; зад. 2.7; зад. 2.8; зад. 3 в условиях применения У.П.1; У.П.2; У.П.3.1; У.П.3.2; У.П.3.3; У.П.4; У.П.5.1; У.П.5.3; У.П.6.1; У.П.6.3; У.П.7.1; У.П.7.2.







 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив