2.3. Группа методов контрольных вопросов
2.3.1. Общее описание методов
Цель методов данной группы – активизировать поиск решения проектной проблемы и с помощью наводящих вопросов подвести к решению проектной проблемы. Методы применимы на начальных этапах постановки и решения несложных технических задач, заключаются в поиске решения задачи с помощью заранее подготовленного перечня наводящих вопросов.
В ряде случаев, особенно при решении небольших задач, коллективное мышление оказывается нецелесообразным. Для удовлетворения потребности в индивидуальных методах впервые Эйлоартом в 1969 году был предложен метод, основанный на использовании списков контрольных вопросов, который позволяет проектировщику рассматривать техническую задачу не менее чем в двадцати различных аспектах изучаемой проблемы.
Методы применяются для психологической активации творческого процесса. Списки вопросов предлагались различными авторами с 20-х годов нашего столетия и в последнее время сформировались в виде методов. Они могут применяться в форме монолога изобретателя, обращенного к самому себе, или диалога, например, в виде вопросов, задаваемых руководителем мозгового штурма членам группы генераторов идей. Суть методов состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в этой плоскости рассматривает свою задачу.
Широко распространены универсальные вопросники, составленные американскими исследователями Кауфордом (1954 г.), С.Пирсоном (1957 г.), А. Осборном (1964 г.) и английским инженером Т. Эйлоартом (1969 г.).
В зависимости от специфики рассматриваемого объекта и целей анализа рядом авторов предложены разнообразные списки вопросов. Расчет делается на то, что в процессе ответов наступит озарение нужной идеей, что, естественно, трудно гарантировать. Привлекательность данных методов определяет простота в изучении и применении подготовленных вопросов. Однако их выбор и приспособление к решаемой проблеме может создать определенные трудности. В стратегии поиска играют вспомогательную роль и являются составными частями более сложных методов, таких как АРИЗ, «Синектика». Являясь списками наводящих вопросов, сами по себе эти методы являются информационным обеспечением стратегий поиска, в которые они включаются. Списки контрольных вопросов могут с успехом применяться при коллективном и индивидуальном поиске. Результативность применения списков находится в прямой зависимости от профессионального уровня разработчиков и наличия у них практических навыков участия в поиске. Достоинством методов является простая организация поиска. Выбор списка определяет результативность выхода на рациональное решение, но оно не может быть гарантировано.
Существуют списки контрольных вопросов, предложенные и отечественными изобретателями для совершенствования конкретного узла. По содержанию списки состоят из различного количества вопросов. Рассмотрим наиболее часто применяющие:
- в виде диалога с изобретателем по А. Осборну;
- в виде монолога изобретателя по Т. Эйлоарту;
- контрольные вопросы по совершенствованию узла.
2.3.2. Список контрольных вопросов по Т. Эйлоарту
Предлагаемый Т. Эйлоартом список дает программу работы талантливого изобретателя, с фанатической настойчивостью пытающегося решить задачу методом проб и ошибок. Некоторые вопросы требуют развитого воображения, другие – глубоких и разносторонних знаний. Есть и вопросы, по-своему очень тонкие, свидетельствующие о богатом опыте и наблюдательности Т. Эйлоарта.
- Сформулировать все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
- Сформулировать задачу ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
- Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, предположения.
- Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
- Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.
- Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; тепловую и магнитную энергии, свет, силу удара и т.д.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п. переходные состояния — замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т.д.; эффект Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
- Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
- Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
- Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все и каждую идею без критики.
- Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т.д.;
- Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис – все с ней.
- Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины), просматривать журналы, комиксы.
- Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
- Определить идеальное решение, разрабатывать возможное.
- Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, точности и т.п.
- В воображении залезть внутрь механизма.
- Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено в цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
- Чья это проблема? Почему его?
- Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
- Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
- Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.
2.3.3. Список контрольных вопросов по А. Осборну
- Какое новое применение техническому объекту Вы сможете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать возможные способы применения?
- Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Ваш технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно скопировать?
- Какие модификации технического объекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
- Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту, размеры, прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта? Возможно ли увеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
- Что можно в техническом объекте уменьшить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить?
- Что можно в техническом объекте заменить? Что, сколько замещать и с чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет, звук, освещение?
- Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Трансформировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
- Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот? Транспонировать отрицательное в положительное. Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их в разных направлениях? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
- Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?
2.3.4. Список контрольных вопросов по совершенствованию узла
- Для чего служит узел, и если его убрать, то какие функции перестанет выполнять изделие?
- Как формулируется основная функция узла?
- Сколько функций выполняет узел и можно ли их сократить или расширить?
- Как точнее назвать узел, чтобы название отражало существо выполняемой им основной функции?
- К каким областям техники можно отнести данный узел исходя из выполняемых им функций. Как там решаются подобные задачи?
- Каким образом обеспечивается выполнение требуемых функций и можно ли их обеспечить другим способом?
- Можно ли разделить узел на независимые подузлы?
- Если узел разборный, нельзя ли его сделать неразборным?
- Какой элемент узла самый «слабый» и нельзя ли его отделить?
- Какое конструктивное решение узла совершенно очевидно?
- Что получается, если подвижную деталь сделать неподвижной или наоборот?
- Какая деталь узла самая «главная» и нельзя ли все остальные детали исключить?
- Если узел работает непрерывно, что произойдет, если его работа будет периодичной?
- Нельзя ли устранить холостой ход в работе узла?
- Какие факторы в работе узла являются нежелательными и есть ли возможность их использовать?
- Нельзя ли заменить механическую систему электрической, оптической, гидравлической и т.д.?
- Нельзя ли некоторые технологические операции по изготовлению узла выполнить при сборке?
- Как упростить сборку узла?
- Что получится с изделием, если узел будет совершать противоположное действие?
- Что произойдет, если узел повернуть на 90°, на 180°?
- Как может изменяться узел, если от изделия не будет требоваться 100% технического эффекта?
- Как изменятся характеристики изделия, если объединить некоторое число деталей в узле?
- Что требуется для уменьшения размера узла?
- Как изменится изделие, если предъявлять менее жесткие технические требования к узлу?
- Можно ли заменить специальные детали узла стандартными?
- Что требуется для применения более экономичного способа сборки узла?
- Можно ли заменить винтовые, клепаные соединения другими?
- Какие материалы необходимы для данного узла и что произойдет, если их заменить?
- Чем плох рассматриваемый узел и что представляет собой «идеальный» вариант данного узла?
2.3.5. Рекомендации по применению методов
контрольных вопросов
Данная группа методов может быть рекомендована для решения задач: поиска функционально-схемных, пространственно-компоновочных и прогрессивных технологичных конструкторских решений; разработки и совершенствования технологических процессов изготовления изделий; поиска дизайн-решений рассматриваемого технического объекта; обновления ассортимента выпускаемых изделий основного производства и товаров народного потребления; поиска путей автоматизации производства и обходных конструктивных решений. Первые два метода из данной группы пригодны и для решения организационных задач.
Условия, в которых можно решать вышеперечисленные производственные задачи, следующие: состав группы постоянный, с постоянным ядром или переменный, возможно применение метода в одиночку; квалифицированный состав и владение методологией желательно высокое, снижение требований к группе связано с неизбежным снижением результативности; составы групп могут быть смешанными; время, выделяемое на анализ, может быть ограничено, но требует взамен интенсивного труда.
|