СИНТЕЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ     
 
 И.Д. Чистяков
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив

 

 

2.2. Методы мозговой атаки

 

2.2.1. Прямой мозговой штурм

 

Характеристика метода. Метод довольно результативен при решении проблем, не имеющих четкой постановки и требующих поиска принципиальных подходов к решению. В изучении довольно прост. Трудности возникают в случае его применения для поиска конкретных конструктивных решений.

Цель метода – стимулировать группу лиц к выдвижению максимального количества идей в единицу времени. С его помощью можно быстро собрать большой объем информации, плодотворно решать организационные вопросы, а также некоторые несложные технические задачи. Может быть применим на разных этапах проектирования.

Суть метода – организация (разделение) умственного труда, учитывающая психологию коллективного мышления. Это разделение обусловило появление специализации (специалисты-генераторы и специалисты-эксперты). Внутри специализации появились новые приемы.

Исходным пунктом данного метода послужил вывод специалистов о том, что критика и даже боязнь критики является существенным препятствием в процессе творческого мышления. Для устранения препятствия, вызванного боязнью критики, американским ученым А. Осборном (1953 г.) предложено процессы генерирования идей и их критическую оценку проводить в разное время и силами разных групп людей. Такой подход стал основой метода, названного мозговым штурмом.

В стратегии поиска метод может играть основную роль при нахождении принципиальных подходов и вспомогательную роль при нахождении конкретных технических решений. К информационной подготовке не предъявляется особых требований, однако желательно иметь несколько вариантов в постановке проблемы. В группе желательно присутствие людей, далеких от отрасли, в которой данная проблема возникла и решается. Подготовка и получение практических навыков участниками штурма происходит в процессе поиска решений под руководством ведущего. Особые требования штурма сводятся к четкому соблюдению правил проведения, что в сочетании с правильным выбором объекта определяет вероятность выхода на оптимальные решения.

Задачу последовательно решают две группы людей по 4-15 человек в каждой. Первая группа только выдвигает различные идеи – это группа «генераторов идей». В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию и фантазированию. Данной группой задача «штурмуется» в течение 20-40 минут. Проводится процесс генерирования идей. Вторая группа – «эксперты» – по окончании штурма проводит оценку выдвинутых идей. В её составе квалифицированные специалисты – люди с аналитическим складом ума.

Основная задача группы«генераторов» – выдать за отведенное время как можно больше идей. Поощряется выдвижение шуточных, несерьезных, фантастических, даже не относящихся к объекту исследований, идей. Все идеи принимаются во внимание, так как каждая из них порождает новые идеи. И так до конца сеанса. Возникает цепная реакция порождения идей, которые следуют непрерывно, дополняя и взаимно обогащая друг друга. Все идеи высказываются без доказательств и записываются в протокол или на аудио-видеозаписывающие устройства.

При генерировании идей запрещается всякая критика, не только словесная, но и молчаливая – в виде скептических улыбок, мимики, жестов и т.д. В ходе штурма между участниками устанавливается свободная и доброжелательная обстановка. Надо, чтобы каждая идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. Рекомендуется пригласить на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования. Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснить других, например, чрезмерных авторитетов, руководителей и их подчиненных.

Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень тщательно, не упуская из внимания, даже несерьезные, нереальные или абсурдные идеи. Задача экспертов – найти ветви принципиальных подходов к решению проблемы.

Управляет процессом «мозгового штурма» руководитель, который перед группой ставит задачу в общем виде и обеспечивает соблюдение вышеуказанных правил. Руководитель должен выполнять свои обязанности свободно, без приказаний участникам и критики их высказываний, направлять работу в нужное русло, акцентировать внимание участников на вопросах, раскрывающих суть поставленной проблемы, уточняя ее и не допуская при этом перерывов в работе группы.

Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс его с другим коллективом. Если повторная сессия проводится с тем же коллективом, проблему нужно обсудить в ином аспекте или в более широкой формулировке, что делает старую задачу неузнаваемой. Участники штурма, воспринимают ее как новую, и это способствует движению мыслей по другому руслу.

Опыт показал, что за сеанс мозгового штурма группа из 10 человек может выдвинуть 50-60 предложений, среди которых, как правило, имеется множество не относящихся к проблеме. После отбора могут остаться 1-2 стоящие для рассмотрения идеи. Однако это неплохо, поскольку эту идею методом перебора вариантов, возможно, ищут многие годы. А здесь найдено решение за короткий промежуток времени.

Для активизации процесса генерации идей рекомендуется использовать некоторые приемы, которые издавна применялись различными изобретателями, например, «инверсия» (сделай наоборот), «эмпатия» (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения), «фантазия» (сделай нечто фантастическое). Руководитель может использовать также списки контрольных вопросов, предложенных Осборном и другими авторами (см. следующие разделы).

Рекомендации по применению. Мозговой штурм и его разновидности [53] могут быть рекомендованы для решения задач, связанных, с поиском принципиальных подходов к разрешению проектной проблемы и разработке технического задания на проектирование, принципиально сложных решений, новых сфер применения уже созданных конструкций и разработанных инженерных решений. Данные задачи могут решаться в следующих условиях: применение метода для решения уникальных задач, не связанных с большими материальными затратами; многократное применение метода для решения однотипных задач; осуществление коллективного поиска в составе постоянной и меняющейся группы, но с постоянным ядром участников; при полной смене состава в зависимости от специфики решаемой задачи; при смешанном квалификационном составе группы; как при условии владения методологией поиска всеми участниками, так и при полной их неподготовленности (в этом случае успех, менее гарантирован); применение метода при достаточных и ограниченных ресурсах времени (с разной результативностью).

 

2.2.2. Обратный мозговой штурм

 

Характеристика метода. Цель метода – использовать творческий потенциал разработчиков для глубокого анализа недостатков совершенствуемого объекта.

Анализ вскрывает недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее или в техническом объекте, который требуется усовершенствовать. Предварительная их оценка проводится участниками совещания, более тщательная – «экспертами», которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков. На втором этапе ведется поиск путей по ликвидации недостатков. При этом возможно использование правил обычной «мозговой  атаки».

Задачей обратного мозгового штурма является выявление противоречий, недостатков, недоработок и ограничений в конструкциях, технических объектах, системах, идеях и т.п. При данном методе критике придается первостепенное значение.

При проведении обратного мозгового штурма поощряется такая же свобода высказываний и суждений, как при прямом мозговом штурме. Однако все внимание при этом направляется на выявление всевозможных, в том числе, незначительных недостатков анализируемого объекта. Результатом обратного мозгового штурма, как правило, бывает перечень выявленных недостатков, ограничений и противоречий.

В процессе последующей работы этот перечень уточняется самими участниками или группой экспертов, которые исключают из него заведомо ошибочные замечания. После этого начинается поиск способов устранения недостатков, критика которых признана обоснованной. Для этого может быть применен прямой мозговой штурм.

На творческом этапе разработки конструкции обратный мозговой штурм может быть целесообразен перед выдвижением альтернативных вариантов конструктивных решений и при обсуждении выдвинутых альтернатив.

В первом случае обратный мозговой штурм помогает выявить недостатки конструкции и создать благоприятную почву для генерирования идей, связанных с нахождением альтернативных принципов, закладываемых в основу конструкции. Выявлению недостатков способствует поиск ответов на следующие типичные вопросы: «Что в конструкции сделано не так, как надо?», «Чего мы не учли?», «О чем забыли?» «Что следовало бы изменить?», «Какие недостатки и недоработки имеются в конструкции?», «Выполняет ли изделие лишние функции?», «Какие функции упущены или желательны к выполнению?».

Во втором случае обратный мозговой штурм даёт возможность критически осмыслить выдвинутые предложения с тем, чтобы отклонить неудачные и подвергнуть дальнейшей проработке наиболее перспективные.

Метод отличается от предыдущего целевой направленностью на поиск недостатков в конкретном варианте решений проблемы. Однако большинство свойств обоих методов однотипно. Отличие в том, что анализу подвергаются недостатки конструктивного или технологического исполнения в целях определения недостатков принципа действия, реализованного в анализируемой конструкции или технологическом процессе. Трудности поиска и недостаточная результативность возникают при низком профессиональном уровне участников. Вероятность выхода на наиболее существенные недостатки принципа действия, на котором основывается конструктивное решение, довольно высокая.

Рекомендации по применению. Обратный мозговой штурм может быть рекомендован для выявления недостатков анализируемых объектов, связанных с конструкцией и технологичностью принимаемых технических решений, для поиска недостатков в дизайн-решениях, поиска причин, мешающих продвижению изделия на рынке, обновлению ассортимента, путей совершенствования выпускаемых изделий, товаров народного потребления; для поиска обходных конструктивных решений, поиска и генерирования информации и установления связей между источниками.

Условия проведения поиска допускают применение метода для решения единичных и многократно решаемых задач, коллективного поиска с постоянным и переменным (с постоянным ядром) составом группы, различных квалификационных составов групп как в области решаемой проблемы, так и подготовленности по методам поиска, решения задач в условиях ограниченных и неограниченных временных ресурсов.

 

2.2.3. Конференция идей

 

Характеристика метода. Цель метода – используя групповой интеллект, найти оптимальное решение анализируемой проблемы. Конференция идей – это хорошо подготовленное совещание, где свободно высказываются мысли и допускается стимулирующая поиск критика. По содержанию и методологической основе метод схож с мозговым штурмом.

 «Конференция идей», или «метод двойной мозговой атаки», рекомендуется для поиска подходов к решению сложных научно-технических и организационных проблем. Осуществляется метод выполнением следующих процедур: участникам рассылаются письменные приглашения с указанием цели «мозговой атаки» и разъяснением их роли в решении поставленной задачи; прилагаются правила проведения; число участников 30-40 человек, продолжительность 2,5-3 часа, включая 45-минутный перерыв. На первом этапе ставится творческое задание и проводится генерирование идей, которые пока не оцениваются. В перерыве идеи обсуждаются и уточняются, происходит генерирование новых идей. После перерыва, на втором этапе «мозговой атаки» генерирование идей продолжается, но с учетом критики, высказанной в перерыве. Выступления участников строго регламентируются. После окончания идеи оцениваются экспертами и рекомендуются к внедрению.

В процессе проведения конференции идей рекомендуется следующее.

  • Для расширения возможности появления полезных мыслей целесообразно снизить влияние таких негативных обстоятельств, как объективная и субъективная недоброжелательность к чужим идеям, негативные психологические особенности участников, чрезмерная авторитетность отдельных участников, завышение трудностей в реализации предложений, негативные пережитки. Целесообразно довести до каждого участника, что даже на первый взгляд нереальные идеи лучше, чем их полное отсутствие.
  • Для повышения результативности поиска членов  исследовательской рабочей группы целесообразно побуждать к коллективному мышлению.
  • Многие идеи рождаются в подсознании, спонтанно перерабатываются и передаются сознанию. В целях регулирования данного процесса целесообразно активизировать творческие возможности, используя соответствующие методы и приемы.
  • Мышление при поиске идей может быть стимулировано подобранными в соответствии с решаемой проблемой наводящими и контрольными вопросами. Подробная проработка списков вопросов приводит к цепи умозаключений, побуждает к «мысленному эксперименту», наталкивает на положительные решения.

При поиске решений ценная мысль может появиться не только на творческих совещаниях. Промелькнув, она тут же забывается или блокирует сознание, препятствует поиску новой. Появившуюся идею необходимо записать и открыть путь новым мыслям. Просматривать записи, анализировать и самые удачные записать в «банк идей». Число идей не следует ограничивать.

  • Обсуждение новых идей будет более плодотворным при позитивном подходе, когда царит оптимистическая атмосфера.
  • Многие спонтанно родившиеся идеи бывают незрелыми или нетрадиционными. Однако каждую идею стоит продумать или принять за отправную точку для новых мыслей, которые и приведут к искомому варианту.
  • В составе творческой группы достаточно образованные «чужие» и «свои» специалисты хорошо дополняют друг друга. Первые, над которыми не давлеет груз традиций и авторитетов, подают идеи, вторые, обладая профессиональными знаниями, доводят их до реально осуществимых. Первым рекомендуется давать возможность высказаться менее авторитетным членам группы.
  • Правильное решение базируется на полном знании требований, действительных возможностей и сравнении вариантов. При этом продумываются связи между имеющимися сведениями, прежними соображениями и задачей, проводится анализ, а затем прокладываются пути к ее решению. Данная последовательность должна сохраняться при коллективном и индивидуальном мышлении, при достаточном для раздумывания времени и моментальном принятии решения.
  • При подготовке творческих совещаний очень важно из массы проблем, связанных с обсуждаемым объектом, выделить главные и правильно их сформулировать. Важно увести участников творческих совещаний от традиционности мышления и стереотипов и сосредоточить их внимание на новых подходах. В зависимости от цели совещания и характера решаемых задач целесообразно приглашать не менее 4 и не более 40 участников. Состав участников совещания желательно периодически менять, оставляя неизменным ядро. Желательно также, чтобы в составе группы присутствовали женщины. Их сугубая практичность расшатывает привычное представление проблемы и стимулирует творческую активность. Существенным для повышения продуктивности творческих совещаний и привлечения к ним внимания является использование любопытства и самолюбия участников. Не менее существенным является форма приглашения на совещание и соблюдение расписания и регламента, комфортные условия помещения, обеспечение его оргтехническим оборудованием, записывающими устройствами и вычислительными средствами.
  • При проведении творческих совещаний важно председательствующему добиться доверия участников. Председательствующий должен быть не начальником, а просто участником, следящим за распорядком, способным поддерживать непринужденную атмосферу, не лишенную чувства юмора. Председательствующий должен стимулировать высказывания и следить за доброжелательностью хода совещания, стремиться возбудить, используя соответствующие приемы, творческую фантазию участников, заполнять паузы в высказываниях заранее подготовленными вариантами решений, добиваться четких формулировок и изложения существа идеи. Важным является гласность достигнутых группой результатов: выделение наиболее результативных по качеству предложений и выделение участников, подавших наиболее ценные предложения.
  • Выдвинутые на творческих совещаниях предложения должны датироваться. Некоторые высказанные идеи могут стать темой следующих творческих совещаний или их отправной точкой, а некоторые отложены и занесены в каталог. Отвергать новые мысли даже те, которые в конкретных условиях реализовать не представляется возможным, недопустимо. Любые оригинальные новые интересные решения имеют изобретательскую ценность и должны быть проверены на патентоспособность.
  • Полностью совершенные и универсальные предложения, как правило, очень редки, а может и не возможны. Но даже частичное решение проблемы может принести выгоду или подсказать решение.
  • Применение методов классификации и построение морфологических таблиц полезно при решении особо трудных задач, целесообразны: обход традиционных технологических решений, существенное расширение поля поиска идей, получение большого числа комбинаций из имеющихся решений, определение направления поиска информации.
  • Генерировать идеи при соответствующей подготовке может каждый, но основная цель творческих совещаний исследовательской группы – не растерять идеи и совместной работой довести их до внедрения.

«Конференция идей» по целевой направленности совпадает с «мозговым штурмом». Большинство свойств метода также аналогично. Отличие составляет необходимость предварительной подготовки различных информационных материалов и четкого ведения совещания, на котором число участников может быть до 40 человек. Участники должны быть также подготовлены к совещанию – должны иметь возможность заранее обдумать решаемые на нем вопросы. При правильной организации результативность метода и вероятность выхода на рациональное решение выше, чем у «мозгового штурма».

Рекомендации по применению. Конференция идей как самостоятельный метод может быть рекомендована для решения следующих задач, наиболее часто встречающихся в практике специалистов разработчиков новой техники: разработка принципов функционирования создаваемого изделия, установление характеристик, включаемых в технические задания; поиск функционально схемных и эскизных технических решений.

Условия, в которых можно решать задачи, используя метод конференции идей следующие: метод применим для решения единичных и многократно решаемых однотипных задач, при переменном и постоянном составе группы специалистов, при составе группы, состоящей из специалистов и дилетантов в области решаемой проблемы и владения методологией поиска, при достаточном времени на обдумывание решаемой проблемы и возможностях неоднократной встречи участников поиска.

 

2.2.4. Метод коллективного блокнота

 

Характеристика метода. Цель метода – стимулировать творческую активность группы лиц. Метод основан на фиксировании спонтанно возникших идей у отдельных членов группы с коллективной их оценкой и дальнейшим развитием и доработкой удачной идеи.

Метод позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом творческой группы с коллективной их оценкой и выработкой решения. На практике это осуществляется следующим образом. Каждый член группы получает блокнот, в котором в общих чертах, без детализации изложено содержание проблемы. В том же блокноте приведены данные, позволяющие уяснить суть проблемы. В течение месяца каждый член группы ежедневно и независимо от других ее участников записывает в блокнот, возникающие у него, в связи с рассматриваемой проблемой, мысли. Затем каждый дает оценку этих идей для принятия решения по рассматриваемой проблеме. Наряду с этим он в тот же блокнот заносит предложения, наиболее целесообразные для исследования на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте отмечаются идеи, которые касаются вопросов, второстепенных для основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения.

После этого участники обсуждения сдают блокноты координатору для подготовки на основе содержащихся в них материалов развернутой обобщающей записки. Естественно, что координатор должен быть не только специалистом в соответствующей области, но и творчески мыслящим человеком. Затем следует этап окончательного творческого обсуждения, на котором, обобщается записка координатора. На этом этапе может использоваться мозговой штурм или другой метод стимулирования творческой активности.

Метод коллективного блокнота позволяет зафиксировать и собрать все предложения, возникающие у членов исследовательской группы во время совещания по обсуждаемой проблеме и вне его. В силу возможности глубоко обдумать проблему без ограничения во времени, предложения отличаются, как правило, большей практичностью и спектр их более широк. Однако выход на оптимальное решение не может быть полностью гарантирован. При изучении метод не вызывает особых затруднений, а практический навык появляется в процессе работы. В стратегии поиска метод может играть вспомогательную роль. Специальное информационное обеспечение не требуется, поскольку рассчитан на случайные ассоциации. Количество участников не регламентировано и зависит от результативности необходимого числа предложений. Высокий профессионализм участников повышает уровень предполагаемых решений, но сужает поле поиска. Организация работы ведущего сводится к четкой постановке задачи и систематизации предложений.

Состав группы остается постоянным до конца решения одной из задач, но может меняться частично или полностью для решения другой задачи; в группу входит специальный состав участников, являющихся специалистами в решаемом вопросе и в других областях; в методологии поиска глубокие знания не обязательны; время для глубокого изучения и разностороннего рассмотрения проблемы должно быть достаточным.

Рекомендации по применению. Метод коллективного блокнота может быть рекомендован для решения единичных и многократно решаемых однотипных задач: поиск функционально-схемных, пространственно компоновочных высоко технологичных конструкторских решений; разработка и совершенствование технологических процессов изготовления изделия; поиск дизайн-решений; обновление ассортимента и разработка орудий для индивидуальной трудовой деятельности; поиск путей автоматизированного изготовления изделий, обходных конструкторских решений и новых сфер применения инженерных решений в условиях маркетинговой деятельности предприятий.

 

 





 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив