СИНТЕЗ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ     
 
 И.Д. Чистяков
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив

 

 

1.4. Методы и средства настройки
и регулирования творческой активности

 

1.4.1. Необходимость настройки

 

Деятельность современного инженера и особенно разработчика новой техники носит преимущественно рациональный характер. В инженерной среде бытует мнение, что эмоциональное и физическое состояние человека при этом прямого отношения к делу не имеет, что голова и тело связаны весьма относительно. Однако производительность нашего умственного труда, в том числе и поисковой деятельности, может быть, не в меньшей степени зависит от состояния нашего тела, чем от тех алгоритмов, по которым мы решаем задачи. Влияние эмоций на эффективность деятельности каждого человека индивидуально, в частности, у каждого из нас свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Под уровнем эмоционального возбуждения понимается определенная степень волнения, в котором находится человек. Если волнение велико, говорят об очень высоком уровне эмоционального возбуждения. Когда же наступает успокоение, констатируют, что уровень эмоционального возбуждения упал.

При выходе на оптимальный уровень эмоционального возбуждения в организме наступают весьма полезные изменения. В частности, многие элементы поведения автоматизируются и уже не требуют специального осмысления. Самопроизвольно более устойчивым и в то же время более мобильным становится внимание, легко проходят процессы понимания и запоминания. При этом люди с низким оптимальным уровнем эмоционального возбуждения тяготеют к работе в уединении в тишине. А человеку с высоким уровнем оптимального эмоционального возбуждения постоянно нужны внешние возбудители для эффективной работы.

Инженеру, занятому разработкой и совершенствованием новой техники, приходится заниматься различными видами умственной работы, которые требуют различных уровней эмоционального возбуждения. Например, при поиске новых технических идей методом мозговой атаки участникам группы генераторов необходимы острота реакции, свободное фантазирование и "подвижность" мысли, а такая умственная работа, как правило, происходит лишь в состоянии несколько повышенного эмоционального возбуждения. А участникам группы экспертов при последующем анализе идей необходимо быть внимательными, спокойно и доброжелательно рассматривать всё, в том числе и «несерьезные» предложения, выдвинутые группой генераторов, этот вид умственной работы требует относительно пониженного уровня эмоционального возбуждения.

Наряду с эмоциональными факторами на эффективность интеллектуального труда большое влияние оказывает и физическое состояние человека. Многочисленные опыты показывают, что в большинстве случаев умеренная, привычная, выполняемая автоматически физическая деятельность повышает умственную работоспособность.

Существует тесная связь умственной деятельности с процессами дыхания. С помощью регулирования дыхания можно влиять и даже в известной мере управлять своим вниманием. Не случайно у йогов создана даже целая школа дыхания.
Заметное влияние на активность умственной работы оказывает питание. Учет влияния питания как фактора активизации полезен и инженерам.

Современная наука расширила и углубила наши знания о средствах психофизиологической активизации, и в настоящее время они широко и эффективно используются во многих областях умственной и физической работы.

Различные элементы психофизиологической активизации используются в системе К.С. Станиславского для работы актера над собой, моряками дальнего плавания, летчиками и космонавтами в аутогенной тренировке, при обучении быстрочтению. Находят некоторое применение элементы психофизиологической активизации и в современных методах поиска новых идей и решений. Так, в разработанном под руководством академика АН Грузии В.В. Чавчанидзе методе индуцирования психинтеллектуальной деятельности [54] повышение эффективности поиска новых идей обеспечивается, в частности, путем создания особой приподнятой, интеллектуально свободной, эмоционально не перенапряженной творческой атмосферы в рабочем помещении, путем формирования обстановки, в которой участники генерации идей не спешат и не испытывает затруднений в удовлетворении ординарных привычных потребностей.

Следует отметить также, что элементы психофизиологической активизации содержат и некоторые рациональные методы поиска, основанные, казалось бы, на использовании чисто логических средств. Так, алгоритм решения изобретательских задач, само название которого подчеркивает его опору на логику, включает в себя синектический элемент, так называемый оператор РВС (размер, время, стоимость).
Оператор состоит из мысленных экспериментов, помогающих преодолеть привычные представления об объекте или процессе. Предлагается мысленно изменять размеры поискового объекта от заданной величины до нуля. И затем от заданной величины до бесконечности (до максимально мыслимых размеров). При этом в процессе "раскачки" размеров строятся модели решения (нужно отвечать на вопрос: "Как теперь решается задача?"). Затем аналогичные мысленные эксперименты проводятся с двумя другими параметрами - временем протекания процесса и стоимостью. Оператор РВС, "раскачивая" представление об объекте, расширяет поле поиска. Но одновременно оператор РВС дает как бы целую гирлянду песчинок, на которых воображение может выращивать жемчуг ассоциаций. Оператор независимо подключает к процессу поиска подсознание. Во всяком случае, именно при использовании оператора РВС, как показывает практика, наиболее часто решение возникает вдруг, как бы само собой, обгоняя логику алгоритма.

Однако в целом элементы психофизиологической активизации используются искателями новых технических решений менее широко и разнообразно, чем в других видах умственной и физической деятельности. А резервы в этой области большие.

Информационная емкость мозга безгранична. Если бы человек мог полностью использовать её, то это позволило бы ему овладеть шестью иностранными языками, усвоить программу трех высших учебных заведений и запомнить все 100 тысяч статей Большой Энциклопедии. Нe случайно многие психологи считают, что человек использует возможности своей памяти в жизни только на 30-40%.

Таким образом, в современных условиях, с одной стороны, обострилась потребность в средствах настройки и регулирования творческой активности, а с другой, – уже сформировались все необходимые предпосылки, для их эффективного иcпользования.


1.4.2. Настройка и регулирование творческой активности
разработчиков новой техники
с помощью аутогенной тренировки [40]

 

Термин аутогенная тренировка происходит от греческих слов ауto – сам и genau – рождаю. Первоначально аутогенная тренировка использовалась в качестве психотерапевтического метода лечения, сочетающего элементы самовнушения и саморегуляции нарушенных функций внутренних органов, моторики (движений), психики с тренировкой этих функций.

Аутогенная тренировка, возникшая как средство лечения, вышла из рамок медицины. Спортсмены применяют её разновидность под названием психорегулирующей тренировки. Некоторые варианты применяются в педагогике, в работе с подростками, при изучении иностранных языков и так далее.

Механизмы действия аутогенной тренировки основаны на использовании четырех основных компонентов, которые входят в систему психофизиологических процессов, постоянно происходящих в организме человека.

Первый компонент – тренировка умения удерживать свое внимание на избранном объекте. Сначала этот объект – свой собственный организм и его отдельные части. Затем это умение может быть использовано в чисто поисковых целях (наглядно и полностью представить себе технический объект или технологический процесс).

Второй компонент – развитие способности максимально ярко представлять в своем сознании содержание формул самовнушения. Если, предположим, произносится формула " Мои руки теплые", то в это время в результате тренировки способности к образным представлениям должен возникнуть соответствующий яркий зрительный образ и одновременно четко выраженное ощущение тепла в руках(подобное, например, тому, которое возникает при погружении рук в теплую воду).

Третий компонент – умение предельно расслаблять мышцы лица, рук, ног и туловища, т.е. умение выключать свои скелетные мышцы из напряжения, снижать их тонус и таким путем уменьшать поток нервных импульсов, идущих от мышц в центральную нервную систему, в головной мозг. Чем больше – расслабляются скелетные мышцы, тем ниже уровень бодрствования головного мозга, тем лучше успокаивается нервная система, тем меньше и эмоциональное напряжение. Возникающее одновременно с расслаблением мышц ощущение тепла тоже способствует успокоению нервной системы. В результате уровень бодрствования головногомозга снижается настолько, что человек оказывается в сноподобном состоянии. В этом состоянии возникает повышенная внушаемость, и  слово как воздействующий фактор начинает действовать значительно сильнее, чем обычно.

Четвёртый компонент – тренировка умения воздействовать на самого себя нужными словесными формулами в момент наступления сниженного уровня бодрствования. Слово при этом обретает способность регулировать вегетативные функции, которые, как известно, вобычном бодрствующем состоянии не подчиняются волевым усилиям. От состояния же вегетативной нервной систем, определяющей деятельность сердца и других внутренних органов, во многом зависит эмоциональный тонус человека.

Аутогенная тренировка дает возможность человеку произвольно снять с себя нервное напряжение, чувство беспокойства или тревоги, например, перед экзаменом или публичным выступлением. Путем такой тренировки можно научиться быстро засыпать ипросыпаться в заданное время, изменять ритм сердечной деятельности, глубину и частоту дыхания, повысить или понизить температуру тела oт 0,5 до 2°С. Аутотренинг направлен на то, чтобы человек был способен контролировать своим сознанием физиологические процессы, происходящие в организме, воспитывать внимание, развивать и укреплять силу воли, управлять своими чувствами, настроением и действиями. При глубоком овладении аутогенная тренировка может быть использована непосредственно в процессе поиска новых технических решений.

1.4.3. Приемы настройки на творческую деятельность
в процессе проведения совещаний творческих коллективов

 

Наиболее часто употребляемые приемы настройки сводятся:

  • к активизации посредством юмора, генерирования шуточных идей, сбора и осмысливания каламбуров, эпиграмм, иносказаний, двусмысленных неясностей;
  • к применению стимулирующих слов на создание возбуждающей творческой обстановки, заинтересованности, увлеченности, запальчивости, азарта;
  • к организации ситуационной приближенности по типу детектива, гипотетических ситуаций, приключений;
  • к представлению ситуаций с неожиданной стороны для обеспечения эффекта постороннего взгляда, возникновения оригинальных ассоциаций;
  • к стимулированию объемного воображения, аналогий, неаналогий;
  • к использованию связанных с проблемой ситуацией мифов, легенд, пословиц, других жанров народного творчества;
  • к использованию теории случайного поиска, игр;
  • к возбуждению стимулов соревнования, поиска;
  • к персонификации технических систем – представлению себя в роли технических систем;
  • к генерированию идей, переносам свойств одного явления
    на рассматриваемое;
  • к способности самообучения, привлекая сновидения.

1.4.4. Классификация методов и средств настройки

 

Как всякая сложная система, система средств настройки и регулирования творческой активности классифицируется по следующим основным признакам:


1)по сфере воздействия на человека:
- психологические;
- физиологические;
- комплексные (психофизиологические).

В свою очередь средства психологической настройки могут быть разделены на средства развития творческого воображения и средства активизации памяти. Однако при общем рассмотрении видов настройки достаточно ограничиться указанным укрупнённым членением;


2) по типу участников:
- индивидуальные;
- коллективные.

Так, в методе мозговой атаки при проведении сессии используется коллективная форма психологический настройки, хотя, конечно, отдельные участники сессии могут использовать дополнительно и индивидуальные формы настройки, например, аутогенную тренировку;


3) по продолжительности действия:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- смешанные.

Например, система физических упражнении, способствующих активизации умственной деятельности, может быть отнесена к классу краткосрочных настроек. А упражнения и задачи, развивающие память, – к числу долгосрочных. Хотя, конечно, граница между различными классами настройки по этому признаку может быть достаточно условной. В первом приближении можно считать, что кратковременная настройка – это настройка разового действия, а долгосрочная – многократного. Следует иметь также в виду, что некоторые методы настройки могут использоваться в качестве и краткосрочных, и долгосрочных, и смешанных. Например, аутогенная тренировка может использоваться для приведения в активное творческое состояние. В этом случае она применяется как краткосрочная настройка, но систематические занятия аутогенной тренировкой позволяют развивать определенные качества, например, устойчивость внимания, в этом случае аутогенную тренировку можно рассматривать как долгосрочную настройку. Если аутогенная тренировка используется одновременно для достижения обеих целей, её можно рассматривать как смешанную настройку;


4) по способу осуществления:
- управляемые (осуществляемые сознательно);
- непроизвольные (самопроизвольные).

Так, психологическую коллективную кратковременную настройку при проведении совещаний творческих коллективов можно отнести к числу самопроизвольных. Аутогенная тренировка - пример управляемой настройки;


5) настройки могут иметь различные источники:
- внутренние (самонастройка);
- внешние.

Например, перевод в необходимое для творческого поиска состояние может быть осуществлен с помощью гипноза – внешняя настройка – и с помощью аутогенной тренировки – внутренняя настройка. Общую картину видов настройки можно наглядно представить в виде морфологического ящика, приведенного в табл.1.2. Например, один из методов настройки и регулирования творческой активности, который с учетом принятых в морфологическом ящике обозначений может быть определен как комплексный - A3, индивидуальный – Б1, кратковременный (но может быть и долговременным) – В1(В2), управляемый – Г1, внутренний – Д1.В литературе этот метод известен под названием аутогенной тренировки, упоминаемой выше.


Таблица 1.2
Морфологический ящик видов настройки и регулирования
творческой активности

 

Индекс
признака

Классификационный
признак

Варианты значений признака

1

2

3

A

Сфера воздействия

Психологические

Физиологические

Комплексные

Б

Число участников

Один (Индивидуальные)

Много (Коллективные)

 

В

Продолжительность

Краткосрочные

Долгосрочные

Смешанные

Г

Способ осуществления

Управляемые

Непроизвольные

 

Д

Источник воздействия

Внутренние

Внешние

 

 



1.4.5. Взаимосвязь основных средств поиска (рациональных)
и средств настройки (иррациональных)

 

Подводя итоги рассмотрения основных (рациональных) средств поиска и средств настройки и регулирования творческой активности искателя (индивидуального и коллективного), можно представить его в виде системы, включающей"прозрачный" и "чёрный" ящики (рис.1.2). В прозрачном ящике происходит обработка параметров задачи, основанная на применении рациональных методов поиска. В черном ящике совершается часть процессов поиска, неподотчетных сознанию. Настройка и регулирование творческой активности может осуществляться как путем включения в рациональные средства поиска некоторых элементов, действующих на подсознание, так и прямым воздействием на подсознание (создание соответствующей обстановки).

Можно рассматривать искателя как самоорганизующуюся систему, включающую оба ящика и обеспечивающую оптимальный выбор методов и средств в зависимости от его возможностей и типа решаемой задачи.



Рис.1.2. Взаимодействие искателя со средствами поиска и активизации

 

 

 





 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив