Предисловие
Несметные сокровища таят недра земли, гор, морей и рек:

-         золото, сверкающее подобно солнцу;

-         голубоватое, словно отблеск лунного света, серебро;

-         как бы светящиеся изнутри, прозрачные, ярко окрашенные самоцветы;

-         мерцающий ярким светом жемчуг;

-         золотистый, как капли пчелиного меда, янтарь.

Многообразие природных богатств неисчислимо, и ни с чем несравнима их чарующая притягательная сила.

В глубокой древности в незапамятные времена человек, умевший в то время только обкалывать и грубо обрабатывать камни, встретил на своем пути золото и пленился его красотой.

Вскоре он убедился в том, что золото не только приятно для глаза, но что оно легко поддается обработке и любых условиях сохраняет неизменный свой солнечный цвет и блеск.

Когда к качествам металла присоединилась гармония линий и форм, созданная творческим гением человека, тогда родилась одна из древнейших и прекраснейших отраслей прикладного искусства – ювелирное дело.

В дальнейшем кроме золота, которое было получено почти без поисков и труда, люди научились добывать серебро и другие благородные металлы, драгоценные камни множества оттенок, вынимать жемчужные зерна из перламутровых раковин и отыскивать в морском песке золотистый янтарь.

Ювелирное искусство, или, как его называли в Древней Руси, - золотое и серебряное дело, развивалось, и с каждым новым освоенным техническим приемом изобразительный язык его мастеров получал все больше средств художественного выражения.

Благодаря замечательным свойствам золота и серебра, их высокой ковкости и тягучести, плавкости и вместе с тем достаточной твердости, из них можно создавать удивительные по своему разнообразию вещи.

Люди научились отливать и чеканить объемные скульптурные формы и рельеф, вытягивать тончайшую проволоку и выполнять из нее кружево, узоры, наносить на поверхность металла графические изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо-черным сернистым сплавом – чернью.

Сочетая золото и серебро с самоцветами и яркой немеркнущей эмалью, мастера-ювелиры научились выполнять роскошные полихромные украшения и сосуды.

На протяжении тысячелетий, за исключением последнего времени, приемы ручной обработки драгоценных металлов и инструменты ювелиров были в основном повсеместно одинаковыми.

И, тем не менее, как формы, так и орнаментация золотых и серебряных изделий каждой страны совершенно различны.

Подлинное искусство правдиво, как в зеркале, отражает жизнь, выражает дух своего времени, отвечает его потребностям.

Цветные камни, вставленные в искусно сделанные сверкающие металлические оправы, привлекали людей с глубокой древности. Археологические находки говорят о том, что мастера восточного Средиземноморья умели прекрасно обрабатывать золото и его сплавы уже в 3-ем тысячелетии до н.э. Мягкость, ковкость, пластичность золота и его естественных сплавов, например электрона, идеально подходит для создания ювелирных украшений.

Вместе с золотом при создании величайших сокровищ мира использовались драгоценные и полудрагоценные камни. К самым дорогим драгоценным камням относятся алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и жемчуг.

Золото, платина и драгоценные камни являются самыми дорогими материалами для создания ювелирных украшений, но вместе с ними используются другие металлы, камни, а также такие материалы как кораллы, слоновая кость, отдельные породы дерева.

Сквозь века и времена пронесло человечество любовь к драгоценностям. Роман человечества с драгоценными камнями вечен, как само человечество.

Драгоценности – это романтика, это мода, это искусство, но, прежде всего, это камни – это прежде всего бесценный дар самой Природы. Дар Божий.

Введение.

 В учебном пособии собран и обобщён разнообразный материал из опыта работы теории и методики художественного образования, художественным стилям, техники и технологии ювелирного искусства. Составленная в ноябре 2001 г. утверждённая Министерством культуры Российской Федерации концепция художественного образования, опирающаяся на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период 2025 г., является актуальной программой способной разрешить проблемы художественно-эстетического воспитания, активизировать, консолидировать научно-творческий потенциал художественной интеллигенции. Актуальность художественного образования в педагогическом вузе подтверждают систематически проводимая Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы искусства в современном образовании», в которой наряду с другими проблемами рассматривалась интеграция в современном образовании разных видов искусств (изобразительного искусства, архитектуры, музыки). На IV Съезде Российского союза ректоров рассматривалась стратегия развития высшей школы, в рамках которого обсуждался широкий круг вопросов, связанных с современным состоянием и стратегией развития высшей школы. На заседании Коллегии МО РФ обсуждена программа развития системы непрерывного педагогического образования на ближайшие десятилетия. Педагогическая общественность получила документ, позволяющий развивать систему непрерывного образования на всех уровнях.

 В содержании учебного пособия по подготовки основам художественной грамоты использованы научные и методические труды Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина. В пособии раскрыты исторические художественные стили в области ювелирного искусства.

 Ювелирное искусство, или, как его называли в Древней Руси, - золотое и серебреное дело, развивалось, и с каждым новым освоенным техническим приёмом изобразительный язык его мастеров получал всё больше средств художественного выражения. Люди научились отливать и чеканить объёмные скульптурные формы и рельеф, вытягивать тончайшую проволоку и выполнять из неё кружево, узоры, наносить на поверхность металла графические изображения и усиливать рисунок, заполняя его густо-чёрным сернистым сплавом – чернью.

 И тем не менее, как формы, так и орнаментация золотых и серебряных изделий каждой страны совершенно различны. Подлинное искусство правдиво, как в зеркале, отражает жизнь, выражает дух своего времени, отвечает его потребностям. Цветные камни, вставленные в искусно сделанные сверкающие металлические оправы, привлекали людей с глубокой древности. Археологические находки говорят о том, что мастера восточного Средиземноморья умели прекрасно обрабатывать золото и его сплавы уже в 3 тыс. до н.э. Мягкость, ковкость, пластичность золота и его естественных сплавов, например электрона, идеально подходит для создания ювелирных украшений.

 Всякая эпоха создавала украшения по-своему как с точки зрения стиля, так и выбора материала и уровня техники. В древности главным образом государства Двуречья, Египет, Греция и Рим существеннейшим образом определяли развитие украшений, позднее эту роль восприняла Византия. В средневековом обществе лишь немногим избранным было возможно и доступно ношение драгоценных украшений. В эпоху Ренессанса этот круг расширился, и одновременно высшая аристократия и духовенство стали носить более роскошные украшения, чем это было принято в предшествующую эпоху. Ренессанс любил драгоценные камни и цветную эмаль и обильно украшал ими наиболее популярные в те времена украшения.

 Семнадцатый век оказался поворотным для алмазной грани, было изобретено гранение алмазов. Бриллианты закреплялись в броши в виде бантов, букетов, ветвей; стали изобретать целые гарнитуры, состоящие из ожерелья, браслета, серег и диадемы. Восемнадцатый век характеризуется проявлением интереса широких слоёв населения к украшениям, использованием более дешёвых материалов и созданием новых средств и форм украшений.

 Двадцатый век в развитии ювелирных украшений был весьма динамичным: увлечение «древнеегипетскими» мотивами в 20-е годы, «высокая мода» в 30-е и 40-е годы, эпоха блеска и роскоши в 40-50-е годы, эпоха шарма и элегантности в 60-е годы и блистательности в 70-80-е, когда возникает мир необычайной роскоши и красоты. В 90-е годы «высокая мода» и соответствующий её стиль сменился стилем «гранж», т.е. стилем «уличных бродяг».

 В учебном пособии с учётом исторического, художественного и технологического аспектов рассматриваются следующие основные положения:

 - понятия, содержание, стиль, материалы и технологические приёмы изготовления ювелирных изделий – ювелирного искусства;

 - искусство и шедевры златокузнецов разных эпох от времени фараонов до сокровищ наших дней, служащих эталоном художественных стилей на протяжении всего исторического развития ювелирного искусства;

 - русское золотое и серебряное дело, начиная с изделий и мастерства древних восточных славян, Киевской и Владимиро-Суздальской земли, основных самобытных центров русского ювелирного искусства, Москвы и Санкт-Петербурга с 16 по 20 вв., Советского Союза и наших дней; обозначены особенности и отличительные черты русского ювелирного искусства от западно-европейсикх стран;

 - современная мода ювелирных изделий; классификация ювелирных изделий и тенденции развития современного дизайна ювелирных изделий; приведены рекомендации по использованию ювелирных изделий.

 Для желающих более подробно познакомиться с мировыми шедеврами ювелирного искусства авторы рекомендуют обратиться к следующим библиографическим источникам [ ].

 Проблемы дизайна ювелирных изделий вызывают интерес не только в художественно-профессиональной и художественно-образовательной среде, но и в различных социальных группах.