Глава 4. Современные ювелирные изделия.

4.1.Ювелирная мода и современные ювелирные украшения.

 Ювелирная мода по времени может быть краткосрочной или длительной, но она всегда выражает вкусы потребителей. Ювелирная мода в этом смысле не исключение. Во все времена ювелирной моде были присущи стремление к большей изысканности и утонченности, к широкому разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. Демократичность ювелирной моды, предлагаемая ею свобода в варьировании творческих идей обеспечивают возможность создания большого числа различных видов и форм высокохудожественных ювелирных украшений, которыми в сочетании с ювелирно выполненной фурнитурой аксессуаров (пуговиц, поясов, пряжек, рельефных и фигурных накладок) дополняют не только платья, блузы, костюмы, но и шляпы, перчатки, пояса, сумки, обувь независимо от сезона и времени.

В современной ювелирной моде условно можно назвать, как отмечалось выше, три основных стилевых направления, которые являются доминирующими и влияющими на формирование, обновление и расширение ассортимента ювелирных украшений – это:

1. Классика (от лат classicus– первоклассный)– образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры). Главные признаки украшений классического стиля – строгость, лаконизм линий и пропорций, утонченность декора, изящество форм. Украшения этого стиля мало подвержены капризам моды.

2. Авангард (авангардизм– франц. avantjardisme движение в художественной культуре 20 в., порывающее с существующими нормами и традициями, превращающие новизну, выразительность средств в самоцель. Авангардизм, тесно связанный с модернизмом, отражает субъективистское индивидуалистическое мировоззрение).

 Украшениям стиля авангард присуща одна характерная особенность: их создатели не признают никаких норм и традиций, решительно и открыто проповедуя все индивидуальное, эксцентричное, нередко шокирующее. Яркость, броскость декора, неожиданное сочетание материалов и методов обработки, необычность, гибкость и подвижность конструкции, тенденции к графизму – все это стиль авангард.

3. Фольклор (англ. folklore–народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах).

 Отличительная черта украшений, исполненных в стиле фольклор– интерпретация мотивов национально-прикладного искусства (в частности, народов Китая, Тибета, Японии, Испании, Африки, Южной и Северной Америки) и искусства древних цивилизаций.

Внутри названных стилей существует еще ряд разнообразных направлений и микростилей, среди которых можно выделить геометрическое, конструктивное и изобразительное направления и несколько микростилей, объединенных одной темой под названием ”четыре стихии” (земля, огонь, вода, воздух).

 Геометрическое направление актуально для всех категорий украшений, как из драгоценных, так и недрагоценных металлов; геометрическая четкость присутствует во многих видах украшений, как основной прием художественного оформления. Модные мотивы, наиболее часто встречающиеся в украшениях геометрического характера – это треугольник, круг, сфера, овал, стрелка, спираль, трапеция, ромб, сектор, сегмент, лента Мебиуса.

В украшениях конструктивного направления выражены, как правило, идеи декоративно–прикладного искусства 50–60 гг. 20 в. (микростиль дизайн).

Определяющим для этого направления являются  чистота и выразительность конструктивных пространственных направлений, минимум или отсутствие украшающих элементов, выявление природных достоинств материала, изысканная простота композиции (художественное конструирование). Особенно наглядно признаки конструктивного направления обычно выражаются в ассортименте ювелирных украшений для мужчин.

Изобразительное направление сформировалось в 70-е годы 20 в. и включает в себя натуралистические или стилизованные изображения объектов живой и неживой природы: бант, веер, собранные в сборки ленты металла, металлическое “кружево”, перевитые веревочки, переплетения, цветок, лист, веточка, дерево, яблоко, ягоды, семена деревьев, стручки перца, перо птицы, змейка, раковина улитки, морская звезда, морской конек, рыбка, раковина морского гребешка, облако, звезды, месяц, комета, фигурки людей, животных, музыкальных инструментов, автомобилей и т.д.

 Ювелирные украшения на тему “огонь” в подавляющем большинстве выполнены только из золота и не имеют вставок. Все декоративные эффекты достигаются различными видами обработки золота и сочетанием в одном изделии его многоцветности с преобладанием красного.

Ювелирные украшения на тему “земля” одновременно объемны и легки (так называемое великолепное золото), отличаются тщательной деталировкой; зеркально блестящие поверхности сочетаются с матовыми и фактурными; основные мотивы формы и орнамента - мотивы флоры и фауны, а также рельеф земной поверхности. К таким украшениям относятся цепочки и браслеты, колье, ожерелья, серьги, кулоны, броши, кольца без вставок и со вставками из родонита, малахита, нефрита, агата, яшмы, чароита, сердолика, бирюзы, жемчуга.

 Ювелирные украшения на тему “воздух” – тонки, легки, прозрачны (кружевное золото), в них преобладают два декоративных элемента: сеточка и ажур. Сеточка похожа на фактуру тюля, ажур напоминает  кружева испанских мантилий (кружевная черная или белая накидка на голову и плечи, короткая без рукавов) и гребней для волос. Дополнительный эффект легкости и прозрачности достигается сочетанием желтого золота с недрагоценными, прозрачными материалами, а также цветными камнями.

 Ювелирные украшения на тему  “вода” (колье, броши, браслеты, серьги, ожерелья), выразительны своей лаконичностью (плиссированное в складочку золото), а формой напоминают водяные струи, прозрачность которых удачно подчеркивается вставками из опала, аквамарина, хрусталя, а также элементами ажура.

  4.2. Классификация ювелирных изделий.

 Многообразие видов ювелирных украшений, широкий спектр материалов их изготовления, вставок и способов декоративной отделки предопределяют необходимость их деления на определенные группы.

 Всякая эпоха создавала украшения по-своему и не только с точки зрения присущего ей стиля, но и что касалось выбора материала, техники. В древности, главным образом, египтяне, греки и римляне существеннейшим образом определяли развитие украшений, позднее эту роль восприняла Византия.

В средневековом обществе лишь немногим избранным было возможно и доступно ношение драгоценного украшения.

 В эпоху Ренессанса (Возрождения) этот круг расширился, и одновременно высшая аристократия и духовенство стали носить более роскошные украшения, чем это было принято в предшествующую эпоху. Картины тех лет, обстоятельно изображающие одеяния и украшения, дают нам об этом хорошее представление.

Весьма часто носили по несколько колец на одной руке. Ренессанс любил драгоценные камни и цветную эмаль и обильно украшал ими наиболее популярные в те времена украшения — подвески. 

 Семнадцатый век оказался поворотным для алмазной грани. В ту пору, как отмечалось ранее, было изобретено гранение алмазов. Бриллианты закреплялись в броши, в виде бантов, букетов, ветвей. В Европе стали изготовлять целые гарнитуры, которые состояли из ожерелья, браслета, серег и диадемы. Большим спросом пользовались резные камни.

Восемнадцатый век характеризуется тем, что более широкие слои общества стали проявлять интерес к украшениям, принялись отыскивать новые, более дешевые материалы и новые средства и формы украшения, которым до сих пор мало уделяли внимания.

 В первую половину 19 в. эти усилия были продолжены; новые материалы или заново открытые способы обработки обогатили ювелирное дело.

 Вторая половина 19 в. представляет собой застой и обращение вспять. Упадок древнего искусства, создавшего индивидуальное украшение, едва ли можно было задержать, однако в конце 19 в. выявились новые тенденции – место аристократических сокровищ заняли новые украшения, подчиненные совсем другим законам.

 В настоящее время объемы производства ювелирных украшений по их видам находятся в следующих соотношениях: кольца – 39%; серьги – 25%; цепочки – 5%; кулоны – 5%; браслеты – 5%; броши – 3%; колье – 14.5%; ожерелья – 2%; заколки и зажимы для галстуков – 1%; запонки – 0.5%.

 Машинное производство изделий (метод литья ~ 50% всех ювелирных изделий, цепи и другие изделия и заготовки) порождают противоречие между "массовостью" (однотипностью) и "спросом". Вместе с ростом высокопроизводительных технологий возрастает и спрос к индивидуальному исполнению, по вкусу заказчика. Ручное индивидуальное изготовление является основой развития, как совершенных технологий, так и новых стилей ювелирного мастерства.

 В ювелирной терминологии считается:

– серийное производство >200 штук;

– единичное производство – 1-200 штук;

– индивидуальное производство – по рисунку автора.

 Общепринятая классификация ювелирных товаров - это объединение их в группы по назначению и по материалу изготовления.

 По назначению ювелирные изделия классифицируют:

1. Предметы личных украшений: кольца, серьги, броши, булавки, браслеты, бусы, кулоны, колье, медальоны, цепочки.

2. Предметы туалета: пудреницы, зеркала, флаконы, запонки, булавки для шляп, зажимы для галстуков.

3. Принадлежности для курения: портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки и трубки.

4. Предметы для сервировки стола: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки графины, сервизы, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы.

5. Письменные принадлежности: письменные приборы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты, ручки и др.

6. Предметы для украшения интерьера: вазы, фигурки, поделки из камня, рога и кости, шкатулки, коллекционные камни и др.

  7. Принадлежности для часов: браслеты для наручных часов, бортовые цепи и шатленки для карманных часов. 

  Классификация по назначению объединяет группы товаров, выполненных из разных материалов (драгоценных и дешевых) различной техникой (ювелирной и не связанной с ней).

 Классификация позволяет систематизировать весь ассортимент товаров для реализации их через торговые предприятия и упорядочить связи торговли с предприятиями - изготовителями.

  Систематика по материалам:

1. Ювелирные изделия - изделия, изготовленные из драгоценных материалов (Au, Ag, Pt, Pd, Rh, Ru, Jr, Os); с применением ювелирных камней и без них.

2. Художественные изделия из нейзильбера (НМЦ 15–20) и мельхиора (НМ19), изготовленные вручную с применением ювелирных камней и без них.

3. Ювелирная галантерения – штампованные и литые изделия, изготовленные из недрагоценных металлов (Си, А1, Sn и их сплавы) с недорогими вставками и без них.

4. Камнерезные изделия (неметаллические материалы) - декоративные и художественные поделки из ювелирно - поделочных и поделочных камней и неметаллических материалов с применением металлов и без них.

 Способов изготовления ювелирных изделий много, и они в немалой степени влияют на внешний облик и стоимость. Для любого производства необходима классификация ювелирных изделий по технологическому признаку, т.е. по технике исполнения.

 По технологическому признаку изделия можно разделить на монтировочные, филигранные, литые, станочные.

1. К монтировочным относятся изделия, изготовленные вручную, а также с использованием штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов. К ручным операциям относятся разметка, гибка и правка, пайка, опиливание, выпиливание лобзиком, сверление, шабрение, штифтование, отбеливание и отжиг.

 В ручную могут быть изготовлены  следующие детали ювелирных украшений – накладки, шинки, касты, ранты, швензы, замки, шарниры, крючки, петли, стойки, ушки, зернь. 

 К монтировочным работам относится как изготовление собственно ювелирного изделия (кольца, серьги, броши, кулоны, цепочки, браслеты, заколки, медальоны, колье, ожерелья, запонки, зажимы для галстука), так и закрепка вставок, отделочные операции (шлифование, полирование, матирование, крацевание), декоративная обработка ювелирных изделий (чеканка, гравирование, эмалирование, чернение, оксидирование, гальванические и лаковые покрытия). 

2. Филигранные (сканные) - это изделия, изготовленные вручную из гладкой и (или) крученой (ссученой) проволочной заготовки с зернью или без зерни.

3. Литые - изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой. Литые изделия могут имитировать любую технику изготовления (монтировку, филигрань и т.д.)

4. Прессованные и станочно-сборные - изделия, полученные при помощи различных станков с незначительной доработкой.

 Например, обручальные кольца, изготовленные на давильных станках; штампованные изделия (кулоны, брелоки и др.); цепи изготовленные цепевязальными станками.

 Ассортимент ювелирных изделий (украшений). Состоит из различных видов:

– украшения для рук — все разновидности колец и браслеты;

– украшения для головы - серьги, диадемы, заколки;

– шейные украшения — шейные цепочки, ожерелья, колье, кулоны и др.;

– украшения для платья (нагрудные украшения) - броши, нагрудные булавки.

 Более подробно о некоторых ювелирных изделиях.

  Кольцо – наиболее распространенное и разнообразное ювелирное изделие, носимое на пальце руки.

 Существует много разновидностей колец, некоторые имеют символическое значение, например кольца для помолвки (как правило, с бриллиантами), обручальные (гладкие, простые), юбилейные (разнообразные).

 Название "перстни" употребляли по отношению к кольцам, видоизмененным в лицевой части, т.е. имеющим утолщения, площадку, кольцам с камнем или несколькими (на лицевой части) и т.д.

 Название "печатка" (или кольцо-печатка) ранее употреблялось только с кольцами, имевшими в качестве вставки гемму (лат. gemma–камень; произведение глиптики – искусства резьбы по камню, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями) на камне (чаще инталию), способными оставлять оттиск на печати. В наше время это понятие расширилось, и печаткой называют кольца с площадкой, рассчитанной для гравировки, или с рельефным символом, а также с плоским камнем, монограммой и др.

 Все кольца принято делить на простые и сложные. К простым относятся обручальные (сплошные и пустотелые, витые и ажурные), кольца-печатки, кольца-вензеля (прямоугольные и овальные, сегментные в сечении). Сложные — это кольца усложненной конструкции: с накладками, кастами, вставками, с элементами филиграни и украшенные эмалью, зернью, гравировкой, чеканкой, финифтью, золочением, серебрением, оксидированием.

 Для изготовления колец используются сплавы платины, золота, серебра, цветных недрагоценных металлов, а также титан, сталь, драгоценные, полудрагоценные, поделочные, искусственные камни и органические вставки – кость, рог, пластмассу, дерево, а также стекло, дерево, фарфор. 

 Конструктивно кольца могут состоять из одной детали (обручальные кольца) и множества деталей элементов), каждая из которых имеет свое декоративное  и конструктивное значение.

 Основная деталь кольца - шинка, ободок обвивающий палец - определила название всему изделию "кольцо" и несет на себе основную конструктивную нагрузку, т.е. служит средством удержания  изделия на пальце. Шинка может быть постоянного сечения или переменного (т.е. переходящая в другую форму). Внутренний диаметр шинки в мм определяет размер кольца. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая.

 С наружной стороны шинка может быть гладкой, с эмалью, чернью, чеканным, гравированным рисунком, с местами для закрепки вставок из камней, янтаря, коралла, пластмассы, кости, стекла. Шинку припаивают к касту, ранту, соединяя, таким образом, с верхней частью (верхушкой) кольца. Номера (размеры) колец приведены в табл. 4 

Таблица 4.

 Номера колец и соответствующие им интервалы диаметров, мм 

№ кольца

15

15,5

16

16,5

17

17,5

18

18,5

19

19,5

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

24,5

 Интервал

От

15

15,5

16

16,5

17

17,5

18

18,5

19

19,5

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

24,5

До

15,5

16

16,5

17

17,5

18

18,5

19

19,5

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

24,5

25

Степень сложности колец безгранична и может зависеть от каждой детали. Количество деталей определяется "образцом", художественным замыслом автора, количеством камней и еще множеством других условий. Основное количество украшающих элементов располагают на лицевой части кольца.

 Лицевой частью всех ювелирных украшений считают видимую в процессе эксплуатации.

 В верхушку — основную украшающую часть кольца входят как самостоятельные следующие детали:

- каст или оправа для вставки - общая деталь многих ювелирных изделий (в том числе и колец) со вставками. Касты бывают разных форм и размеров;

- рант — это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант изготавливают различных форм и размеров, но он обязательно должен копировать все контуры каста по размерам и не выходить за его пределы. Нередко рант называют дигелем (если он изогнут как крышка карманных часов);

- накладка - придает кольцу особый колорит декоративности. Бывают гладкие, с гравированным, чеканным, штампованным рисунком, а также филигранные с местами для крепления вставок.

Величайшими кольцами-сокровищами мира считаются римские перстни-печатки. Наиболее популярными ювелирными украшениями древнего Рима были кольца, перстни и печатки. До 27 г. до н.э. ношение золотых украшений и захоронение золотых предметов вместе с покойниками преследовалось законами против роскоши. Но постепенно наказание за нарушение этого запрета смягчалось, и в эпоху Империи (200-400 г. н.э.) различные ювелирные украшения заполнили весь Рим. С расширением римского господства в период 200-400 гг. при их изготовлении стали широко применяться новые технологии и стили. Римляне - как мужчины, так и женщины - завели моду одновременно носить несколько колец, а также дарить кольца в знак помолвки. Ранние образцы обручальных колец были сделаны из железа, поскольку носить ювелирные украшения из золота категорически запрещалось. Драгоценные камни в такие кольца не вставлялись. Большая часть колец и перстней носила чисто декоративный характер, однако некоторые из них были талисманами и амулетами, символизировали принадлежность к той или иной профессии или служили в качестве личных печатей.

 Печатки использовались людьми с незапамятных времен. Их часто вырезали из сердолика, других самоцветов или кораллов и вставляли в золотые перстни. Поставив оттиск такой печати на мягкий воск, владелец печати удостоверял подлинность заверенного таким образом документа.

 Вавилонские печати в большинстве своем имели форму покрытых гравировкой цилиндров, которые надо было прокатывать, чтобы оставить изображение.

 Египтяне предпочитали делать оттиски, прикладывая печать к воску или глине.

 Минойцы на Крите вырезали печати с большим мастерством; они носили их на шее или на поясе. Образы, запечатленные на печатях, чрезвычайно разнообразны, они варьируются от геометрических узоров до изображения людей или зверей. Встречаются на них также рисунки кораблей, ваз, букв.

 Во время средневековья печати широко использовались гонцами для подтверждения своих полномочий.

 К 18 в. печатки утрачивают свое функциональное значение: их носят преимущественно в качестве украшений.

 Типичными печатками 19 столетия становятся перстни, украшенные монограммой владельца.

 Папские перстни. Для каждого папы, для подтверждения подлинности документов папской курии, делалась новая золотая печатка, а старая уничтожалась. Перстень Фишермана - одно из великих и известных сокровищ Ватикана. Но были и другие папские перстни. Некоторые из них слишком массивны, чтобы их носить на пальце. Делались они из позолоченной бронзы, причем кольцо было широким и довольно тяжелым, а сама печатка - квадратной. Обычно в перстень вставляли стекло, хрусталь или какие-нибудь достаточно ординарные камни, на которых изображался герб папы или кардинала вместе с такими папскими символами, как тройная корона и скрещенные ключи. Некоторые из папских перстней датируются 9-12 вв., но большая их часть, сохранившаяся до нашего времени, создана в 15 и 16 столетиях. Назначение папских перстней нам точно неизвестно, однако само их количество дает основание предположить, что делались они не только для наиболее высокопоставленных священнослужителей и, наверняка не служили ювелирным украшением для пап. Их могли иметь папские нунции (чрезвычайные послы папы), легаты (высшие дипломатические представители пап) для подтверждения своих полномочий. Возможно, папы дарили такие перстни как сувениры некоторым посещавшим Ватикан паломникам.

Серьги. Парное ювелирное украшение для головы. Любимое женское украшение, разнообразию которого нет предела. Особенность серёг заключается в том, чтобы независимо от конструкции изделия одна серьга должна быть зеркальным соответствием другой (парной). Кроме соответствия в рисунке должно быть соответствие в массе, цвете металла и камней, декору. Самые распространенные серьги - это серьги простых форм, как традиционных моделей (обруч, калач, шарики, полушарики), так и моделей появившихся благодаря новым методам обработки - серьги с алмазной обработкой. Одновременно выпускается также великое множество моделей серег самых разнообразных фантазийных форм со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных и органических камней, пластмассы, стекла, дерева, фарфора, кости и с применением приемов декоративной обработки (отделки).

 Серьги состоят из основания, каста для вставки, ранта, накладок, подвесок и замковой части.

  Брошь – украшение для платья. Отличительная особенность броши - замковая часть (булавка), рассчитанная для прикрепления броши к платью. Размеры брошей, как правило, превышают размеры колец и серег (по площади лицевой части), поэтому возможности разнообразия верхушек значительно выше. Пределы использования камней в брошах очень широки - от единственного камня до множества разных по размерам и цветовой гамме. Самые разнообразные формы верхушек - от строгих до абстрактных (неопределенных); могут изображать растения, листья деревьев, цветы и цветочные композиции, а также птиц, животных, насекомых, небесные тела (Луну, звезды, Солнце), разнообразные геометрические формы, банты, узлы, переплетения, образы абстрактной символики.

 По характеру обработки различают броши гладкие (со вставками и без них), ажурные, эмалевые (с живописной, перегородчатой и выемчатой эмалью), броши-калик и броши-инталик. Броши всех видов могут иметь подвески из камней или металла.

 Броши могут быть исполнены из любого "ювелирного" материала, пригодного для изготовления колец и серег. Броши состоят из основания, каста для вставок, накладок и замковой части. Броши, изображающие ветки, листья, птиц, животных и насекомых делают без рантов.

 Расположение застежной иглы на броши зависит от формы самой броши. Обычно игла располагается выше центра тяжести верхушки по всей длине тыльной стороны броши, что придает ей наиболее устойчивое положение.

 Основание может быть гладким, чеканным, гравированным, штампованным, эмалевым, с мозаичным рисунком, а также филигранным или в виде ободка под вставку или камею.

 Касты могут быть разной формы и размеров.

  Кулон – нагрудная или шейная подвеска. Кулон носят на цепочке, шнурке и ожерелье, ниже уровня шеи, как нательно, так и поверх платья. Кулон соединяется с цепью одним звеном (ушком) и может быть различных фасонов - от единственного камня с ушком до сложной верхушки, имеющей множество камней и другие украшающие элементы.

 Верхушка кулона может изготавливаться аналогично верхушкам других изделий (кольцам, серьгам, брошам), но форма чаше вытянута по вертикали.

 Ряд кулонов дополнительно снабжается булавкой для прикрепления к платью и тогда называется брошью-кулоном.

 В конструкцию кулона входят основание, накладки, подвески, соединительное и подвесное кольцо (ушки) для соединения с цепочкой.

 Основание – гладкая или с рисунком (штампованным, чеканным, гравированным) или с обозначением мест для закрепления вставки, подвески, накладок. Бывают кулоны с несколькими подвесками.

Медальоны (от франц. medallion). Ювелирное украшение (обычно в виде круглой или овальной коробочки): служит для хранения портрета или какой-либо реликвии. Состоят из цепочки и футлярчика, соединительного и подвесного ушек.

  Колье. Шейное украшение, состоящее из одной или нескольких подвесок, представляющих единый ансамбль с цепью. Подвеска может иметь несколько точек крепления к цепи, и цепь является частью общего украшения. Носится колье на уровне шеи нательно.

 Разновидностей колье очень много, могут состоять из большого количества камней и могут быть без камней, но всегда это эластичное подвижное соединение деталей, позволяющие изделию плотно прилегать к телу даже при большой площади изделия.

  Ожерелье. Женское шейное украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого шейного украшения обруча (ошейника), сплошного или звенчатого, или цепочки со вставками, близкими,  а чаще одинаковыми между собой по размерам, материалу, форме и художественному оформлению и равномерно расположенными по всему периметру обруча (цепочки).

Колье и ожерелье изготавливаются из металлических и неметаллических "ювелирных" материалов.

  Заколки. Украшение - равнозначное, как для женщин, так и для мужчин. Мужчины используют заколки для закрепления галстука и как застежки вместо пуговиц. У женщин застежки служат тем же целям.

 Иглы заколок делают, как из драгоценных, так и недрагоценных цветных металлов. 

 Головка заколки может быть выполнена из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла.

  Цепочки. Традиционно шейные украшения. Одинаково популярны, как у женщин, так и у мужчин. По виду звеньев подразделяются на якорные, панцирные, витые, кордовые, венецианские, комбинированные, фантазийные, цепочки-ленточки. Изготавливают из сплавов драгоценных и недрагоценных цветных металлов. При необходимости могут быть позолочены или посеребрены. Длина цепочек, в зависимости от назначения, может быть от 300 до 1600 мм. Нередко замки цепочек, предназначенных для подвески кулонов, выпиливаются художественно оформленными (с гравировкой, рельефным узором или вставкой).

  Браслеты. Представляют собой украшения для рук. Выполняются из золота, платины, серебра, цветных металлов, титана, янтаря, полудрагоценных и поделочных камней, пластмассы, кости в виде обруча, скобы, полукольца, спирали в несколько оборотов. Могут состоять из нескольких соединенных различными способами звеньев. Подразделяются на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты бывают замкнутыми, пружинящими и шарнирными.

 Замкнутый браслет - это кольцо или несколько колец из проволоки.

 Разрезанное кольцо из упругого металла или пружинящий виток (змейка) называется пружинящим браслетом.

 Шарнирный браслет - это две части одной детали, соединенные шарниром. Шарнирные браслеты в большинстве своем - металлические пустотелые.

 Поверхность наружной (внешней) стороны браслетов обычно золотят, серебрят, гравируют, покрывают чернью.

 Мягкие браслеты бывают трех видов: глидерные, цепные, плетеные.

  Глидерные браслеты - это несколько звеньев (глидеров) с шарнирными или пружинящим соединением.

 Несколько колец (звеньев) разной формы из проволоки составляют цепной браслет. В зависимости от формы звеньев браслет называют панцирным или якорным. Номера (размеры) браслетов приведены в таблицы 5. 

Таблица 5.

 Номера браслетов и соответствующие им интервалы размеров 

130

135

140

145

150

155

160

165

170

175

180

185

190

От

 130

 св 135

  св 140

 св145

 св150

  св155

 св 160

 св165

 св170

 св175

 св 180

 св185

 св190

До

135

140

145

150

155

160

165

170

175

180

185

190

195

  Бусы. Шейное женское украшение в виде нанизанных на нить всевозможных по форме, размерам и материалу бусин.

 Бусы изготавливают из драгоценных и недрагоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева. Материал, из которого изготавливаются бусы, обычно определяет и название, и форму бусин, и способы их получения.

 Стеклянные бусы собирают из цветного гладкого и граненого бисера в форме цилиндра или кольца.

 Бусины из жемчуга одной формы и частично одного размера составляют жемчужные бусы.

 Янтарные бусины шаровой, овальной или многогранной формы с полированной поверхностью применяют для изготовления янтарных бус.

  Бусины коралловых бус бывают круглой и овальной форм, но чаще всего в виде палочек разной длины.

 Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, разных форм и размеров, с декоративной отделкой и без неё.

 Бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках, украшают резьбой; форма бусин — самая различная; материалом для таких бус служат моржовая и слоновая кость, черное дерево, самшит.

 На станках вытачивают также бусины для бус из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней.

 Бусы, собранные из пластмассовых бусин, рассматриваются обычно, как имитация янтарных, костяных, коралловых бус.

  Запонки. Мужское (да и женское тоже) украшение в виде застежек, вделанных в петли манжет рубашки. Изготавливают из драгоценных и недрагоценных металлов, неметаллических материалов. Бывают гладкими, филигранными, со вставками и без, с чеканным, гравированным, литым рисунком, с эмалью, чернью.

  Зажимы для галстука. Мужское украшение, играющее роль детали крепления галстука к сорочке. Делают зажимы из сплавов золота и серебра, а также латуни. Зажимы из серебра золотят, родируют, а из латуни - золотят, серебрят, никелируют.

 Часто, особенно в последнее время, зажимы для галстуков украшают вставками из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, коралла, перламутра, стекла. Нередко зажимы для галстука выпускаются в комплекте с цепочкой и подвеской. 

4.3. Изделия из платины и нетрадиционных материалов

Благородные металлы платиновой группы включают следующие элементы:

  Платина Рt, - серовато - белый, блестящий металл, тяжелый и тугоплавкий, мягкий и ковкий. По пластичности и ковкости уступает лишь Au и Ag; может прокатываться в тончайшие ленты до 0,0025 мм и протягиваться в проволоку до 0,001 мм. Плотность ρ = 21,45; tпл = 1769°С; НВ = 50. В химическом отношении наиболее устойчива; не окисляется на воздухе и при накаливании. Растворяется в “царской водке”ё разъедают цианистый калий КСN и расплавленные щелочи.

 Высокопробный платиновый сплав считается  классическим ювелирным материалом; пластичность прочность износостойкость, игра цвета - эти качества платины привлекают ювелиров. Очень тонкая платиновая проволока используется для изготовления филигранных украшений, тонких цепочек, изящных оправ для колец.

 Платина нарядна и эффективна в сочетании с драгоценными камнями, особенно бриллиантами. Из платины изготовляют тонкие ленточные браслеты, а также подвески-пластинки, отличающиеся особой элегантностью и легкостью.

  Палладий Pd - металл серебристо-белого цвета, пластичный, ковкий, легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку. По цвету темнее серебра, но светлее платины. Плотность ρ = 12,02; tпл = 1552°С; НВ = 52. По своим физическим и химическим свойствам значительно уступает платине - легко растворяется в “царской водке” и азотной кислоте. В ювелирной промышленности используется как компонент белого  золота и для составления ювелирных палладиевых сплавов.

Осмий Os - серовато-белый металл с голубым оттенком, тяжелый, тугоплавкий, твердый, хрупкий. Механической обработке не поддается.  Плотность ρ = 22,48; tпл = 2700°C; НВ = 200-220. Наиболее стойкий в химическом отношении металл. Ни одна из кислот и “царская водка” не действуют. Редко используется в сплавах с платиной для придания им твердости и упругости.  

  Родий Rh - голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, твердый и хрупкий. Имеет высокую отражательную способность. При нагревании до красного каления приобретает пластичность. Плотность ρ = 12,41; tпл = 1960°С ; НВ = 101. Химически стойкий. В нормальных условиях на воздухе и в воде не окисляется. Устойчив к действию кислот (кроме концентрированной серной H2SO4 и “царской водки”). Устойчив к действию серы, хлора и фтора. Применяется в ювелирном производстве, как декоративное покрытие и защитное. Изделия из недрагоценных металлов и серебра, покрытые слоем родия, обладают высокой износостойкостью и отражательной способностью. Технология родирования довольно проста, но требует тщательного проведения подготовительных операций (обезжиривание, промывание изделий), а также аккуратности при работе с электролитом. Наибольшее распространение имеет сернокислый электролит родирования. 

  Рутений Ru -серовато-белый металл, тугоплавкий, твердый и хрупкий.

Механической обработке не поддается. Похож на Рt. Плотность ρ = 12,45;

tпл = 2310°С; НВ = 170-220. Химически стойкий. Слабо растворяется в “царской водке”. Устойчив к действию кислот и серы. В чистом виде применяется редко; используется в основном в сплавах с платиной. Украшения из Ru- это в основном украшения для мужчин: запонки, булавки и зажимы для галстуков кольца для ключей и скрепки для банкнот, выполненные в стиле Арт-Деко из рутения двух цветов: бледно-серого и золотистого. 

  Иридий Ir - серовато-белый, тяжелый, тугоплавкий, твердый и хрупкий металл. Механической обработке не поддается. Плотность ρ = 22,42; tпл = 2410°C; НВ = 172. При нагревании до красного каления обладает некоторой ковкостью. В химическом отношении самый стойкий металл. Кислоты и расплавленные щелочи на него не действуют. При t=800°С Ir поддается действию хлора, фтора и кислорода. Иридий применяется главным образом в виде сплавов с платиной и другими металлами. Добавка Ir к Pt значительно увеличивает ее твердость.

4.4. Изделия из благородных металлов платиновой группы

  Особые свойства платины позволяют создавать украшения (зажимное 

кольцо, например) с оригинальным способом закрепления вставки, когда вставка удерживается по рундисту лишь за счет упругости самого металла. Прекрасны украшения из платины с желтым золотом (локальное нанесение покрытий золотом).

 Большинство применяемых зарубежными фирмами платиновых сплавов имеет конкретное назначение, т.е. для изготовления украшений с определенным видом техники обработки (литье, штамповка, ковка, сварка и т.д.) рекомендуется использовать соответствующий сплав. Подобные рекомендации сохраняются далее для конкретного ювелирного украшения. Например при изготовлении кольца с верхушкой шинка делается из среднеплавкого сплава, а каст из легкоплавкого; для филигранных украшений, а также плетенных колье, браслетов, различных замков, булавок рекомендуются тугоплавкие сплавы, табл. 6 [21] 

 Принятые обозначения в табл. 6: 0-рекомендуется безоговорочно, х-применять с осторожностью,- использовать не рекомендуется

 Нетрадиционные материалы: титан, тантал, ниобий, нержавеющая сталь, пластмасса, перламутр, ракушки, дерево, фарфор, кожа, ткани.

  Титан Тi - серебристо-белый металл, легкий, тугоплавкий прочный, пластичный. Плотность ρ = 4,5; tпл=1165°С αгп до 882°С, β>882,кц. Химически стойкий (пленка ТiO2).

 Украшения из титана (в основном серьги, броши, кулоны, выполненные в виде треугольников, кругов, колец, звезд, ракет, бабочек, стрекоз, цветов, птичек, лягушек и т.п.), как правило, объемные, самых различных окрасок: желтой, красной, голубой, зеленой, розовой, малиновой, оранжевой, кирпичной, синей и т.д.

 На поверхности украшений очень часто изображены пейзажи (горы, реки, озера, леса), силуэты городов, мифологические сюжеты. Многие украшения из титана изготовляются в сочетании с золотом, бриллиантами, серебром, деревом, слоновой костью, бирюзой, жемчугом. Заметим, что придать титану различные цвета окраски можно двумя путями, не требующими специального оборудования:

1.Термической оксидацией. Ее можно осуществить в муфельной печи или с помощью горелки. При t=620°С титан приобретает золотистый цвет. С ростом температуры появляются разнообразные оттенки. Необходимо помнить, что во время всего процесса должна соблюдаться абсолютная чистота: грязь, пыль, масла, отпечатки пальцев  обесцветят оксид. Доводка изделий с пленкой, полученной методом термооксидации, - очень трудное и требующее больших затрат времени дело. Для получения на поверхности различных специальных (оттенков) эффектов можно использовать различные тонизирующие присадки, придающие изделиям очень красивый угольно-серый цвет.

2. Пламенное окрашивание выполняют с помощью газовой горелки, которая в этом случае становится кистью художника. Поскольку точный контроль цвета невозможен, то полагаться нужно только на собственный художественный вкус и подход. В работе пригодна любая горелка, так как высокие температуры здесь не требуются; большое, мягкое пламя может дать участки ровного цвета, а маленький горячий язычок- радугу цветов. Пламенное окрашивание можно производить также в стандартной муфельной печи при температуре 800-1200°С. Поместив украшения в печь на несколько минут, можно получить золотые, пурпурные и синие цвета (так называемые цвета побежалости).

 Температура и время пребывания в печи в каждом конкретном случае будет зависеть от размера и толщины украшения. Этим методом можно получить и одноцветные краски. С повышением температуры выше 1200°С процесс протекает слишком быстро и становится неконтролируемым.

  Украшения из тантала. Тантал Та (от имени героя греческой мифологии Тантала - лидийский или фригийский царь, обреченный богами на вечные муки (танталовы муки); стоя по горло в воде и видя спускающиеся с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, т. к. вода уходила от его губ, а ветвь с плодами отстранялась). Та - светло-серый с синеватым оттенком металл, тяжелый тугоплавкий. Плотность ρ = 16,6; tпл = 2996°С. Химически стоек. В ювелирном производстве используется вместо платины. Украшения из тантала начали применяться с 1977г. Использование Та в ювелирном деле мотивируется его редкостью (стоимость тантала дороже серебра)  и его способностью анодироваться (анодирование лектрохимическое  оксидирование) при очень высоком напряжении, что дает возможность получить богатые интенсивные тона.

Таблица 6

Характеристики и рекомендации по использованию в ювелирном производстве нестандартных платиновых сплавов

п/п

Состав, проба сплава

  tпл,0C

Твердость по Викерсу, HV

Р, г/с м3

Техника обработки, вид декора, конкретные виды украшений, отдельные детали

литье

ье

штамповка

волочение

сварка

эмаль

чеканка

монтировка

Цепи, переплетения

булавки

касты

1

Pt, 1000

0

1769

40–60

21,45

х

х

0

0

0

2

Pt/Cu,

960

1730–

1745

5

120–160

20,3

х

0

0

0

х

0

0

х

3

Pt/Pd,

960

960

1750–

1760

0

60–70

20,8

0

0

0

х

х

х

0

4

Pt/Co,

955

1680–

1770

0

130–180

20,1

0

5

Pt/W,

950

1830–

1845

155–

310

20,9

0

х

0

0

х

0

6

Рt, 900

1790–

1800

110– 140

21, 6

х

0

0

0

  х

0

х

  –

7

Рt, 900

1815–

1830

190–240

21, 7

х

х

х

0

х

0

  –

Большинство украшений изготовляют методом ковки, т.к. тантал не паяется и не поддается обычному отжигу и сварке, а полируется только при помощи смеси очень сильных кислот. Украшения из тантала - это, как правило колье и ожерелья в виде лепестков, окрашенных в интенсивно зеленый или переливчато - синий цвета. Танталовые украшения создают ощущение тяжести, так как плотность тантала близка к плотности золота (ρТа=16,6; ρАu=19,32).

Украшения из ниобия. Ниобий Nв - ( назван в честь Ниобы - дочери мифологического Тантала - (близость свойств Nв и Та) - светло- серый тугоплавкий металл; химически очень стоек; плотность ρ = 8,57; tпл=2500°С. 

 Украшения из ниобия появились на рынке вместе с танталовыми: колье, серьги, броши, булавки, кулоны, браслеты ярких радужных  расцветок, в которых анодированный ниобий сочетается с хрусталем, серебром, золотом; особой популярностью пользуются серьги, браслеты и колье из ниобия, окрашенного в черный цвет.

  Украшения из нержавеющей стали. Нержавеющая сталь - это легированная сталь, устойчивая к коррозии на воздухе, в воде и некоторых агрессивных средах. Наибольшее распространение получила хромоникелевая сталь (18% Cr и 9%Ni, 0,2%Тi - цепторовского типа с ГЦК решеткой, характерной для высокотемпературной модификации Fеγ) и хромистая сталь (от 13 до 27% Сr

- пищевая сталь, в столовых и бытовых предметах с КЦ решеткой, характерной

для низкотемпературной модификации Feα). Украшения из нержавеющей стали – это, как правило, украшения для мужчин: браслеты (в т.ч. для часов), кулоны, кольца, запонки, изготовленные в комплекте и в одном стиле с зажигалкой, авторучкой, кольцом для ключей и т. п.

  Вороненая сталь - это сталь, покрытая пленкой окислов Fe2O3.  Воронение - получение химико-термической или обработкой на поверхности стальных или чугунных изделий декоративного, (коричневого, темно-синего, черного - цвета крыла ворона) или защитного слоя окислов железа (1-10 мкм) -Fe2O3.

Украшения из пластмассы - серьги, броши, колье, ожерелья, браслеты - 

могут быть самых причудливых форм и самых различных расцветок: красной, голубой, зеленой, желтой, коричневой, розовой, черной, белой, золотистой, серебристой. Пластмасса - материал будущего, ее прессуют, льют; цвета ее очень яркие. Пластмасса - это материалы на основе природных или синтетических полимеров, способных приобретать заданную форму при нагревании под давлением и устойчиво сохранять ее после охлаждения. Помимо полимера, она может содержать наполнители пластификаторы, стабилизаторы, пигменты и др. компоненты.

  Фарфор – (тур. farfur) керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца). При этом имеют спекшийся водонепроницаемый, звонкий, просвечивающийся в тонком месте (слое) черепок без пор. Фарфор появился в Китае в 4-6 вв. В Европе с 16 в. производился так называемый мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в начале 18 в. И. Бетчером и Э. Чирнгаузом (Чирингаузеном) в Саксонии, где возникла знаменитая Мейсенская мануфактура в 1710г. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747г. Д.И. Виноградов. Различают фарфор покрытый глазурью (стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике) и неглазурованный (бисквит). Фарфор привлекает внимание ювелиров благодаря своим особым декоративным свойствам. На рынке стран Запада, украшения из фарфора (бусы, броши, кулоны, запонки) имеются постоянно: причудливо извивающиеся прожилки в материале (фарфоре) образуют мраморный узор, глазурь усиливает красоту рисунка; многие украшения имеют накладки из платины и золота пробы 999; в некоторых моделях сочетается фарфор тонкостенный, обычный и особенно прочный (обожженный при высоких температурах). Фарфор применяется также в качестве вставок в украшениях из золота.

  Украшения из дерева - черного, розового, красного, эбенового ( темно-зеленая, иногда черная древесина нескольких видов тропических деревьев семейства эбеновых и некоторых других ), а также бамбука, палисандра, ореха, тика, самшита - это образцы индивидуальной работы. Чаще всего дерево используется в сочетании с белыми материалами (металлом или перламутром), или черными камнями. Черная гамма материалов: черное серебро, черная эмаль, черные камни – оникс, гагат, черный сланец, а также титан, вороненая сталь, черная резина.

4.5. Уход за ювелирными изделиями

 От воздействия среды (воздуха, влаги, температуры, пыли) и просто от времени ювелирные украшения теряют свой первоначальный блеск. Возвратить им их прежний вид можно различными способами и средствами отчистки. Большинство золотых украшений подновляют (очищают) путем ручного полирования войлочными, шерстяными или матерчатыми щетками с нанесенной на них крокусной пасты в виде порошка или слабо разбавленной в воде или спирте (кашицы).

 Украшения с матовым золочением и со вставками из жемчуга и камней, чувствительных к воздействию химических препаратов обновляются протиранием (полированием) мягкой щеткой с одновременным использованием растворенного (в виде кашицы) в нашатырном спирте двууглекислого бикарбоната натрия.

 Безкаменные золотые украшения и украшения со вставками, неподверженные разрушающим реакциям химикатов, хорошо очищаются путем погружения на короткое время в подогретый раствор, состоящий из 120 г двууглекислого бикарбоната натрия, 50 грамм хлорной извести, 30 г поваренной соли, 0,5 л воды.

 При применении всех перечисленных выше способов очистки украшений после обработки обязательно промывают в чистой воде и просушивают.

 Многие серебряные украшения подновляют с помощью флотированного мела, смешанного с нашатырным спиртом; смесь на изделие наносят щеткой, дают просохнуть, а затем осторожно полируют до блеска. Хорошие результаты даёт так же отчистка изделий бикарбонатом натрия 50 г, растворенным в 15 г воды; полирование в этом случаи осуществляется обожженной магнезией, мягким фетром, шерстяной тряпочкой.

 Потемневшие серебряные украшения можно очистить так же в растворе (в виде кашицы) состоящем из 5 г порошкообразных квасцов, 15 г отмученного мела, 50 г воды или 10 г горячей воды, 15 г винного камня, 40 г углекислого бикарбоната натрия, 10 г уксусной кислоты, или 2 г порошкообразных квасцов, 50 г поваренной соли, 25 г жидкого мыла, 250 г воды, или 125 г мыла, 6 г углекислой окиси свинца, 6 г винной кислоты, 6 г аммиачных квасцов. После обработки изделия промывают в воде, а затем просушивают.

 Темный налет с серебряных и посеребренных изделий легко удалить следующим образом: надо промыть изделие в теплой мыльной воде, затем почистить мягкой тряпочкой, смоченной в смеси нашатырного спирта с зубным порошком, затем сполоснуть теплой водой и просушить. Серебряные и мельхиоровые (посеребренные) украшения можно освежить, промыв их в теплой воде с питьевой содой (50 г на 1 л воды) или в теплой мыльной воде с нашатырным спиртом (1 столовая ложка на 1 л воды). После этого украшения споласкивают и протирают насухо мягкой тряпкой.

 Как известно, само назначение всех без исключения ювелирных изделий - создавать праздничное настроение. И для того, чтобы радость общения с ними продлилась, необходимо помнить о следующем: не носить ювелирные изделия во время выполнения определенного вида работ (стирки, приготовления пищи, мытья посуды), а так же при обращении с кислотами и щелочами.