Тема № 6. Лекция 9.

Лекция на тему: «Особенности организации и несения службы в объектовых подразделениях ГПС МЧС России».

Время: 2 часа.

План лекции.

1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации объективных подразделений ГПС МЧС РФ.
2. Особенности организации и несения службы в объектовых подразделениях ГПС МЧС РФ.
3. Организация и несение постовой и дозорной службы на охраняемых объектах.

1. Порядок создания, реорганизации и ликвидации объектовых подразделений ГПС МЧС РФ.

Основанием для создания объектовых подразделений Государственной противопожарной службы на объектах являются: «Перечень особо важных и режимных объектов», а также «Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, а также хозяйство руководителей объектов. Таким образом для решения организационных вопросов по созданию пожарной охраны администрация объекта обращается в орган управления Государственной противопожарной службы с ходатайством о проведении обследования объекта и подготовке необходимых документов. Для чего создается Межведомственная комиссия в состав которой входят: представители органа управления ГПС и администрации объекта, а затем проводится обследование объекта. В необходимых случаях к работе в Межведомственной комиссии могут привлекаться представители других заинтересованных ведомств и органов власти.

Исходя из задач по обеспечению пожарной безопасности объекта и его особенностей комиссия определяет:

  • перечень зданий, сооружений, установок, открытых площадок и т.д., включаемых в дислокацию для обслуживания сотрудниками объектового подразделения ГПС, их пожарную опасность и состояние противопожарной защиты;
  • виды и объемы выполняемых объектовым подразделением ГПС работ, а также обязанности по их осуществлению;
  • численность, условия размещения личного состава объектового подразделения, количество и тип пожарной техники, требуемое оборудование и снаряжение;
  • необходимость введения в штат органа управления ГПС дополнительной численности для оказания помощи и осуществления контроля за деятельностью создаваемого подразделения или ведения соответствующих ассигнований;
  • обязанности администрации объекта по социальной защите, жилищно-бытовому и медицинскому обслуживанию сотрудников объектового подразделения ГПС, необходимые ассигнования, проект штатов подразделения, другие вопросы организации и содержания объектового подразделения ГПС.

Результаты обследования объекта оформляются актом Межведомственной комиссии. Акт утверждается руководителем органа управления ГПС, руководителем объекта и направляется в Главное управление ГПС МЧС РФ для рассмотрения. При получении положительного решения Главного управления между органом управления ГПС и руководством объекта заключается договор о создании ГПС. К заключенному договору должны быть приложены:

  • протокол соглашения о договорной цене;
  • акт передачи в пользование объектовому подразделению ГПС зданий, сооружений, помещений, пожарной и другой техники, а также оборудования, снаряжения и имущества, необходимого для выполнения им обязанностей по договору;
  • дислокация участков, секторов, постов и маршрутов дозоров, обслуживаемых сотрудниками объектового подразделения ГПС.

После заключения договора приказом органа управления ГПС объявляются штаты объектового подразделения ГПС. Численность личного состава объектового подразделения ГПС определяется в зависимости от вводимой в боевой расчет пожарной техники, предусматриваемых участков, секторов, постов и дозоров, пожарно-технического вооружения, транспорта и т. п., в соответствии с положением Типовых штатов подразделений ГПС и типовой структуры аппаратов управлений ГПС МЧС.

Пожарная охрана по охране объектов может включать в себя:

  • объектовые подразделения ГПС с выездной пожарной техникой и профилактической группой всего комплекса задач, возложенных на отряды ГПС с учетом договорных обязательств;
  • объектовые подразделения ГПС, имеющих только профилактическую группу, пожарно-профилактического обслуживания и связанных с этим договорных обязательств.

А также численность и пожарная техника могут вводится в штаты любого другого подразделения ГПС, при этом они используются исключительно для выполнения предусмотренных договором обязательств. Ответственность за организацию и полноту выполнения договорных обязательств при этом возлагается на руководителей этого подразделения. При всем, при этом разрешается введение в штаты органа управления ГПС дополнительных должностей за счет численности создаваемых объектовых подразделений (в размере до 4% этой численности) и за счет средств охраняемых объектов.

Здания, сооружения, помещения, пожарная и другая техника, а также оборудование, снаряжение и имущество, переданные в пользование подразделению ГПС, является собственностью охраняемого объекта и числятся на его балансе, если не предусмотрено иное.

Органы управления ГПС для повышения эффективности гарнизонной службы могут передавать в пользование объектовому подразделению ГПС дополнительную технику, оборудование и снаряжение. Ответственность за правильный учет, сохранность и эксплуатацию этих средств возлагается на руководителя подразделения ГПС в соответствии с установленным в МЧС России порядком.

Порядок реорганизации объектового подразделения ГПС, связанной с изменением вида охраны, численности сотрудников, пожарной техники, находящийся в боевом расчете, аналогичен порядку создания такого подразделения. Межведомственная комиссия, указав причины реорганизации, определяет, какие изменения и дополнения необходимо внести в перечень зданий и сооружений, подлежащих охране от пожаров и пожарно-профилактическому обслуживанию, а также работ, выполняемых объектовыми подразделением ГПС. Результаты работы комиссии оформляются актом, на основании которого вносятся соответствующие изменения и дополнения в договор о создании объектового подразделения ГПС, а при изменении численности подразделения ГПС или вида охраны соответствующие материалы представляются в ГУГПС МЧС России.

Ликвидация подразделения ГПС на объектах, вошедших в Перечень особо важных и режимных объектов, а также в Перечень предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, без замены ее ведомственной запрещается. Ликвидация объектовых подразделений ГПС на других объектах может происходить по инициативе одной из сторон по истечении срока действия заключенного договора или при невыполнении охраняемым объектом существенных условий договора.

При ликвидации объектового подразделения ГПС в соответствии с действующим законодательством необходимо предусматривать мероприятия по социальной защите сотрудников ГПС и передаче находившегося в пользовании подразделения имущества в муниципальную собственность.

2. Особенности организации и несения службы в объектовых подразделениях ГПС МЧС РФ.

Служба в объектовых подразделениях ГПС непрерывна, что достигается путем сменности караулов, личный состав несет службу в трехсменном или четырехсменном режиме работы. Эта служба осуществляется как в расположении пожарного депо, так и непосредственно на охраняемом объекте в виде:

  • служба боевых расчетов (если дежурный караул имеет на выезде пожарные автомобили);
  • службы внутреннего наряда;
  • службы по приему сообщений о пожарах, авариях и стихийных бедствиях;
  • службы постоянных и временных постов, а также непрерывных и целевых дозоров.

Вышеуказанные виды службы и составляют караульную службу объектового подразделения ГПС, которую организует начальник пожарной части с учетом местных условий данного подразделения и особенностей охраняемого объекта. Для этого он разрабатывает служебные документы для руководства по службе всех должностных лиц дежурного караула.

Караульная служба в объектовом подразделении ГПС в целом организуется подобно службе подразделения ГПС по охране городов и населенных пунктов. Под этим следует понимать общие обязанности должностных лиц пожарной части и дежурного караула, порядок в служебных помещениях, состав внутреннего наряда в карауле и его обязанности, допуск в служебные помещения лиц не относящихся к пожарной части, действия дежурного караула по тревоге и порядок его боевого использования, А также оперативно-служебная документация подразделения ГПС.

Однако учитывая, что объектовое подразделение ГПС обслуживает не район выезда города, а определенный объект, в организации и несения службы объектовых подразделений ГПС имеются свои особенности.

Караульная служба в объектовых подразделениях ГПС предназначена не только для поддержания постоянной боевой готовности дежурных караулов и обеспечения успешного тушения пожаров, на и для обеспечения пожарно-профилактического обслуживания охраняемых объектов, ибо объектовые подразделения иногда могут не иметь на вооружении пожарных автомобилей. Таким образом служба дежурных караулов и работа профилактического состава объектовых подразделений ГПС должна быть подчинена задаче обеспечения круглосуточного надзора за противопожарным состоянием охраняемого объекта и отвечать складывающейся на нем обстановке.

Основная форма наблюдения за противопожарным состоянием охраняемого объекта - это несение службы сотрудниками объектовых подразделений ГПС на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров.

Территория охраняемого объекта с расположением на ней зданиями, сооружениями, установками делится в соответствии с дислокацией на участки и секторы. В состав участка и сектора, кроме производственных зданий, включаются все другие сооружения, места хранения материалов, источники водоснабжения и т.п. При определении размеров и состава участков и секторов учитывают ведомственную принадлежность объектов, однородность производств, время работы смен, расстояние между зданиями и т.п. За участками, секторами приказом руководителя подразделения ГПС закрепляют инженерно-инспекторский состав. За односменным участком, сектором постоянно закрепляют одного, за двухсменным - двух, за круглосуточным - не менее четырех сотрудников.

Участки, секторы, как правило, не закрепляют за помощниками начальника отряда, оперативными дежурными и начальниками караулов. На них возлагаются обязанности по контролю за организацией службы караулов и периодическому проведению проверок противопожарного состояния объектов.

Порядок организации службы на участках, секторах устанавливается в зависимости от их пожарной опасности и режима, руководителями объектовых подразделений ГПС совместно с администрацией охраняемых объектов. Для усиления наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов при изменении обстановки (освоении нового производства, капитальный ремонт, реконструкция и др.) руководитель объектового подразделения ГПС имеет право своим приказом изменять, в пределах штатной численности, временно, на срок до двух месяцев, режим работы, границы участков и секторов. Решение о соответствующих изменениях на срок более двух месяцев принимает орган управления ГПС по согласованию с администрацией объекта.

Расстановка сил и средств объектовых подразделений ГПС для осуществления наблюдения за противопожарным состоянием охраняемых объектов осуществляется в соответствии с нарядом на службу, который разрабатывается с руководителем подразделения на сутки с учетом обстановки на объекте и планируемых мероприятий. Наряд на службу представляет собой перечень определенных в дислокации участков, секторов, постоянных постов и маршрутов дозоров, на которых организуется несение службы сотрудниками подразделения ГПС. На каждый пост, маршрут дозора составляется Карточка поста, маршрута дозора, которая выдается сотруднику на время несения службы. В карточке поста, маршрута дозора должны быть указаны перечень зданий, сооружений, подлежащих наблюдению, а также задачи постового, дозорного и определен порядок их действий при пожаре.

Количество лиц, одновременно высылаемых на посты и маршруты дозоров, должно составлять не более 30% личного состава боевого расчета дежурного караула объектовых подразделений ГПС (без учета водителей).

Работу инженерно-инспекторского состава на участках и в секторах организуют руководители объектовых подразделений, а в ночное время - начальники караулов (смен), на постах и маршрутах дозоров – начальники караулов - круглосуточно. Замена штатных начальников караулов помощниками начальников караулов в объектовых подразделениях не допускается. Время несения службы на постах и маршрутах дозоров одним сотрудником не должно превышать 4 часов в рабочую смену.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения службы в дежурном карауле, на участках, в секторах, на постах и маршрутах дозоров, осуществляется в соответствии с требованиями Устава службы пожарной охраны (приказ МВД РФ N 257 от 5.07.1995 г.) и «Наставления по организации деятельности объектовых подразделений ГПС» приказ ГУГПС МВД РФ N 37 от 30.10.1995 г. который был отменён, но в виду того, что взамен никакого другого руководящего документа введено небыло договоры на обслуживание между объектом и пожарной охраной, как правило, составляются по ранние отработанной схеме (обязательствами) подробно отражённой в данном наставлении.), это проводит руководитель подразделения во время смены караулов (дежурных смен) в присутствии начальника заступающего караула. О проведении инструктажа делается запись в наряде на службу. Заступающие в наряд сотрудники должны иметь опрятный вид, форменную одежду по сезону, соответствующую целям и задачам службы экипировку, средства связи и иное необходимое оборудование и снаряжение. Сотрудники докладывают на пункт связи объектовых подразделений ГПС о заступлении в наряд, а в период службы один раз в час должны информировать радиотелефонистов об обстановке, вся информация учитывается в Журнале регистрации нарушений требований пожарной безопасности.

Сотрудники объектовых подразделений ГПС могут быть привлечены к несению службы на временных постах, целевых маршрутах дозоров в соответствии с планом дополнительных мероприятий при проведении пожароопасных работ, производственных авариях, создающих опасность возникновения пожара, в других случаях, осложняющих оперативную обстановку. Порядок, режим и место временного поста и целевого маршрута дозора определяют руководители объектовых подразделений с учетом обстановки. Для повышения эффективности несения службы на указанных постах и маршрутах дозоров может быть использована пожарная техника, находящаяся в боевом расчете дежурного караула.

Смена нарядов проводится на участке, в секторе, на посту и маршруте в заранее установленном месте. По прибытии к месту несения службы заступающий наряд представляется сменяемому. Сменяемый наряд сообщает заступающему об имеющих место за время несения службы нарушениях, проводимых пожароопасных работ, неисправностях связи и систем противопожарной защиты, а также другие сведения, имеющие непосредственное отношение к несению службы. Сменившийся наряд следует в объектовое подразделение и по прибытии докладывает начальнику караула о сдаче дежурства. В случае неприбытия смены в установленное время сменяемый наряд докладывает об этом на пункте связи и только с разрешения начальника караула может оставить место несения службы. А в случае выезда дежурного караула на пожар сотрудники прерывают несение службы на участках, в секторах, на постах, маршрутах дозоров, следуют кратчайшим путем к месту вызова и действует в составе караула, если иное не оговорено в плане пожаротушения (ликвидации аварии).

Начальник караула в течении дежурной смены организует сбор информации о противопожарном состоянии охраняемого объекта и осуществляет контроль за выполнением дополнительных мероприятий. В этих целях и для осуществления контроля за противопожарным режимом, проверки службы инспекторов, младших инспекторов, постовых и дозорных, начальник караула обязан не менее 4 часов работать на объекте, из них 2 часа в ночное время. При этом учитывается время проведения с караулом практических занятий и изучения объекта, корректировки и отработки планов (карточек) пожаротушения, проверки противопожарного водоснабжения.

Объектовая противопожарная службы взаимодействует на пожарах и производственных авариях на объекте не только со службами города, но и со службами охраняемого объекта.

В случае пожара (аварии) на объекте встречу при въезде на объект пожарных машин, обеспечение общественного порядка и охрану эвакуации ценностей обеспечивает общая (сторожевая) охрана объекта.

Установку, ремонт и утепление на зимнее время гидрантов (где это вызывается необходимостью), а также увеличение давления водопроводной сети объекта за счет местной насосной станции на месте пожара, как правило, обеспечивает отдел главного механика объекта. Энергетическую службу на объекте обеспечивает отдел главного энергетика. Медицинскую службу на пожарах (авариях) на крупных объектах, как правило, обеспечивает местная объектовая поликлиника.

Постоянный контроль за исправностью телефонной пожарной связи, средств электрической пожарной сигнализации и других автоматических средств противопожарной защиты на объекте обеспечивают штатные специалисты или других производственных отделов охраняемого объекта.

В целях обеспечения четких взаимоотношений служб объекта с противопожарной службой по ликвидации пожаров и производственных аварий начальнику пожарной части необходимо иметь договоренность о совместных действиях с руководителями этих служб объекта и разработать конкретные инструкции о взаимодействии, которыми и следует руководствоваться в процессе несения службы дежурными караулами.

Силы и средства объектовых пожарных частей используют только по прямому назначению - охране объекта от пожаров. Как, правило, при возникновении пожара (производственной аварии) их вызывают не через центральный пункт пожарной связи гарнизона (по телефону 01), а по местной связи, для чего номер телефона ПСЧ берется (устанавливается) такой, чтобы его легко было запомнить (например N 111, 222 и т.п.), вызов дежурного караула может быть обеспечен извещателями электрической пожарной сигнализации.

Если объект расположен в районе выезда городской пожарной части, по первому сообщению о пожаре, как правило, на объекте прибывает, и дежурный караул этой части. Руководство тушением пожара в этом случае обеспечивает тот начальник караула, из двух совместно работающих караулов, которого назначит начальник объектовой пожарной части или отряда, о чем указывается в инструкции обязанностей начальника дежурного караула.

Если есть необходимость привлечения дежурного караула объектовой пожарной части к выезду вне объекта, этот вопрос начальник гарнизона пожарной охраны противопожарной службы заранее согласовывает с руководителем объекта. При включении объектовой пожарной части в «Расписание выезда подразделений гарнизона» руководству пожарной части эти выезды не следует согласовывать с директором объекта.

В случае выезда дежурного караула на пожары вне охраняемого объекта в пожарной части необходимо оставлять боеспособный резерв сил и средств на случай возникновения пожара на объекте, как правило, на пожар выезжает одно отделение во главе с командиром отделения.

К тем документам службы дежурного караула, которые заводятся в пожарных частях по охране городов и населенных пунктах, в караулах объектовых пожарных частей имеются следующие документы:

  • "Марки, жетоны для смены постовых и дозорных", которые выдают пожарным (старшим пожарным) при направлении их на смену постовых и пожарных;
  • карточка поста и маршрута дозора;
  • инструкции взаимодействия со службами жизнеобеспечения объекта при ликвидации пожаров;
  • журнал осмотра взрывопожароопасных помещений перед их закрытием по окончании работы;
  • журнал регистрации нарушений требований пожарной безопасности;
  • предложение ГПС об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

3. Постовая и дозорная служба.

Одной их форм осуществления профилактической работы является постовая и дозорная служба.

Постовую и дозорную службу широко используют для противопожарной охраны объектов: для надзора за местами проведения временных огнеопасных работ и ликвидации аварий, создающих опасность возникновения и быстрого распространения пожара; проверки противопожарного состояния цехов, отделов, лабораторий и складов перед их закрытием и наружной проверки средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения, пожарной связи, сигнализации, проездов и подъездов; за соблюдением правил пожарной безопасности режимного характера.

особенностью караульной службы объектовых пожарных частей является то, что на объекте могут быть дислоцированы постоянные пожарные посты и маршруты непрерывных дозоров, для которых разрабатывается "Карточка поста и маршрута непрерывного дозора".

О порядке составления «Карточки поста и маршрута непрерывного дозора, которыми руководствуются постовые и дозорные, а также о специальной подготовке пожарных для несения этой службы есть необходимость остановиться особо.

Как показывает практика работы, в ряде случаев эти документы составляют начальники пожарных частей небрежно, что отрицательно влияет на качество несения постовой и дозорной служб. Чтобы избежать этого, перед составлением вышеуказанных документов начальнику пожарной части рекомендуется лично на месте дислокации постов и маршрутов детально изучить пожарную опасность технологического процесса, оборудования, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также конструктивные особенности зданий, водоснабжения, вентиляции, пути эвакуации и др. особенности.

При необходимости по отдельным вопросам пожарной опасности производства следует проконсультироваться у начальника цеха, технолога и других специалистов предприятия.

Наименование пожароопасных точек на посту и их краткую характеристику начальник пожарной части должен написать ясно для рядовых пожарных. Необходимо проследить всевозможные случаи, которые могут создать условия для возникновения и быстрого распространения пожара.

За постоянными постами пожарных (старших пожарных) закрепляет начальник караула на срок не более 1 месяца, в зависимости от сложности и вредности технологического процесса на участках постов. Перед тем как их выставить для самостоятельного несения службы на постах и в дозорах, их необходимо специально подготовить.

Обучение пожарных порядку несения службы на постах и в дозорах можно подразделить на следующие этапы:

  • самостоятельное изучение пожарными содержания "Карточки поста и маршрута непрерывного дозора";
  • ознакомление пожарных на участке поста или маршруте непрерывного дозора с их пожарной опасностью и показе несения службы, эти занятия проводятся под руководством начальника караула;
  • стажировка пожарных по несению службы под руководством опытных постовых (дозорных);
  • причем зачетов от пожарных по знанию и умению несения постовой или дозорной службы, который должен проводить начальник пожарной части или его заместитель;
  • выставление пожарных для самостоятельного несения службы, но с более частой проверкой, в процессе которой необходимо разъяснить непонятные вопросы по несению службы.

Продолжительность подготовки пожарных определяет начальник пожарной части.

В связи с возможным наличием в объектовых пожарных частях постоянных постов и непрерывных дозоров смена караулов проводится несколько иначе, чем в городских пожарных частях.

В объектовых пожарных частях смена караула происходит по указанию начальника отряда или части по согласованию с УГПС и ОГПС и руководством предприятия (смена дежурного караула не должна совпадать со сменой рабочих в цехах на предприятии).

При построении заступающего караула на смену постовые и дозорные первой смены занимают место на левом фланге строя после диспетчера (радиотелефониста), вторая смена, объявленная начальником караула, занимает место в строю отделений дежурного караула.

Начальник пожарной части в процессе смены принимает доклад от сменяющегося начальника караула, оценивает службу этого караула и ставит задачу перед заступающим караулом и подает команду: "Постовые и дозорные первой смены на месте, остальной состав для приема и сдачи дежурства, разойдись!".

Как только личный состав караулов приступит к сдаче и приему дежурства, начальник заступающего караула проверяет знания обязанностей постовых и дозорных, оставшихся на месте, инструктирует их, вручает им марки для смены постовых и дозорных после чего по команде отправляет их на смену.

Если смена постовых и дозорных задерживается на продолжительное время (более чем сдача и прием помещений, техники, имущества), общая смена караулов не задерживается. Для того, чтобы принять доклады от сменившихся постовых и дозорных, остается начальник сменяющегося дежурного караула.

В остальных вопросах смена дежурных караулов проводится так же, как в пожарных частях по охране городов и населенных пунктах.

Постовая служба

Постовая служба организуется в целях усиления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, своевременного обнаружения и сообщения о пожаре, принятия мер по его тушению.

о выставлении пожарного поста (постов) принимает начальник пожарного подразделения. Дислокация постов, характеристика пожарной опасности на участках постов, перечень пожарно-технического вооружения и средств связи, а также обязанности постовых указываются в Карточке поста. При этом учитываются возможности постовых постоянно наблюдать за порученными участками.

Посты выставляются:

  • в производственных зданиях, на сооружениях и установках, когда в процессе производства при проведении пожароопасных работ или при ликвидации производственной аварии создается опасность возникновения пожара;
  • в зданиях, в которых производятся мероприятия с массовым пребыванием людей.

Постовым назначается пожарный (старший пожарный) из состава дежурного караула. Он подчиняется начальнику караула, а в его отсутствие дежурному по караулу и только по их приказанию заступает на пост, сменяется или снимается с него.

При несении службы постовые должны быть одеты в установленную форму одежды.

Служба постовыми несется в касках, боевой или специальной одежде, если это вызывается необходимостью, или определено правилами техники безопасности. В производственных зданиях (лабораториях, на установках и т.п.), которых при авариях возможны выделения вредных для здоровья паров, газов, пылей, постовые должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, установленными для данного производства.

Карточка поста разрабатывается начальником пожарной части и согласовывается с руководителем объекта (если пост выставляется на срок не более суток, согласование не требуется).

Исходя из оперативной обстановки начальнику части разрешается выставлять пост на пожарном автомобиле на срок не свыше 3 суток. Выставление поста на более длительный срок определяется по решению вышестоящего начальника пожарной охраны.

Обязанности постового

Постовой обязан:

  • знать границы, пожарную опасность, противопожарное состояние поста, фамилии и рабочие места лиц, входящие в добровольные пожарные формирования, а также лиц цеховой администрации;
  • осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима, добиваться устранения вскрытых недостатков в кратчайший срок;
  • следить за исправным состоянием и постоянной готовностью средств пожаротушения, пожарной связи и сигнализации, уметь приводить их в действие в случае необходимости;
  • знать основные параметры технологического процесса, изменение которых может привести к пожару;
  • немедленно сообщить об обнаруженном пожаре в пожарное подразделение и организовать его тушение имеющимися на месте средствами пожаротушения, привлекая для борьбы с огнем и оказания помощи людям членов добровольных пожарных формирований, рабочих и служащих;
  • давать разъяснения рабочим и служащим по вопросам пожарной безопасности, не прекращая наблюдения за охраняемым участком;
  • представляться лицам, имеющим право на проверку (например: "Товарищ лейтенант, постовой поста N 3 рядовой Кузнецов.";
  • вести наблюдение за противопожарным состоянием объекта по установленному маршруту следования на пост и обратно, о всех замечаниях, нарушениях докладывать начальнику караула;
  • знать и соблюдать требования правил техники безопасности, предусмотренные для данного объекта, участка, установки, цеха и т.д.

Постовому запрещается:

  • самостоятельно оставлять пост;
  • отвлекаться от выполнения служебных обязанностей;
  • согласовывать какие-либо работы.

Смена постовых

Продолжительность времени несения службы на посту устанавливается начальником подразделения, в зависимости от климатических условий и особенностей технологического процесса производства.

Перед направлением на посты начальник караула (дежурный по караулу) выстраивает постовых очередной смены, проверяет их внешний вид и знание ими своих обязанностей, дает дополнительные указания по службе и подает команду: "На охрану объекта по постам направо (налево, кругом), шагом марш!", по которой пожарные направляются на посты.

Время подъема пожарных (старших пожарных) перед направлением на посты в ночное время определяет начальник подразделения, исходя из особенностей объекта и удаленности постов.

Пожарный, прибывший для смены постового, сообщает ему свою фамилию. Например: "Пожарный Кузнецов прибыл для приема поста N 2".

Заступающий на пост пожарный совместно со сменяющимися постовым обходит участок поста, проверяет его противопожарное состояние, наличие и исправность противопожарного оборудования, первичных средств пожаротушения, средств связи и сигнализации и докладывает начальнику караула (дежурному по караулу) о приеме поста по телефону или радиосвязи.

При обнаружении во время сдачи поста недостатков смена постового не задерживается, а начальником караула принимаются меры к их устранению.

Сменившийся с поста пожарный следует в пожарное подразделение, докладывает начальнику караула (дежурному по караулу) о сдаче поста и всех происшествиях, которые имели место во время несения службы. Обнаруженные недостатки в обеспечении пожарной безопасности объекта заносятся в журнал наблюдения за противопожарным состоянием объекта.

Дозорная служба

Дозорная служба организуется за счет численности личного состава караула и предназначена для усиления профилактической работы, особенно в вечернее, ночное время, праздничные и выходные дни.

На каждый маршрут дозора разрабатываются Карточка маршрута с указанием перечня помещений, подлежащих осмотру, времени прибытия к тому или иному помещению, объекту, а также особых обязанностей дозорного.

Дозорные направляются по установленным маршрутам, а также для целевых проверок противопожарного состояния объекта, средств извещения и тушения пожаров, мест проведения огнеопасных работ и в других случаях, исходя из служебной необходимости.

Исходя из обстановки на объекте, в соответствии с планом дополнительных мероприятий для проверки состояния пожарной безопасности цехов, складов, лабораторий и других помещений и сооружений, осмотра помещений перед закрытием, контроля за помещениями, в которых проводятся мероприятия с массовым пребыванием людей, проверки мест производства огневых работ, обеспечение пожарной безопасности при проведении технологических операций, проверки пожарных гидрантов, проездов, подъездов к пожарным водоемам и т.п., высылаются целевые дозоры.

Для несения службы в целевых дозорах назначают командиров отделений, старших пожарных и пожарных из личного состава дежурного караула.

Периодичность направления дозоров и время нахождения на маршруте определяется начальником подразделения и может изменяться начальником караула, исходя из обстановки на охраняемом объекте, численности дежурного караула и задач поставленных перед караулом начальником подразделения.

Обязанности дозорного

Дозорной назначается из числа пожарных, старших пожарных и командиров отделений.

Он подчиняется начальнику караула и дежурному по караулу и только по их приказанию выходит в дозор, сменяется или снимается с него.

Дозорный обязан:

  • следовать через все пункты, указанные во время инструктажа, а также в маршрутной карточке, и тщательно проверять состояние противопожарного режима в цехах, лабораториях, на складах и т.п.;
  • поддерживать связь с пунктом связи подразделения по радиостанции или телефону, докладывая из каждого подразделения объекта, указанного в маршрутной карточке;
  • выявленные в ходе дозора недостатки записывать в журнал наблюдения за противопожарным состоянием объекта;
  • при обнаружении нарушения правил пожарной безопасности, неисправности проездов, водоисточников, средств связи, сигнализации, установок пожаротушения требовать от администрации устранения этих нарушений и сообщать об этом начальнику караула;
  • при обнаружении пожара немедленно сообщить о нем в пожарную часть и организовать эвакуацию людей и материальных ценностей из опасных зон, тушение имеющимися на месте средствами пожаротушения, привлекая членов добровольных пожарных формирований, рабочих и служащих объекта;
  • узнав о выезде караула по тревоге, немедленно, кратчайшим путем следовать к месту пожара на объекте;
  • о выполнении поставленных задач доложить начальнику караула.

направления дозоров устанавливается начальником части и может корректироваться начальником караула, исходя из обстановки на охраняемом объекте и плана дополнительных мероприятий.

Служба дозоров должна усиливаться в ночное время, выходные и праздничные дни. В ночное время разрешается высылать по маршруту дозоров боевые расчеты на пожарных автомобилях.