Тема № 4. Лекция № 7.

Лекция на тему: «Планирование оперативно-служебной деятельности, службы и подготовки подразделений и гарнизонов пожарной охраны».

Время: 2 часа

План лекции

  • Служебно - информационные документы гарнизона
  • Расписание выезда подразделений гарнизона
  • Оперативные планы пожаротушения

Служебно - информационные документы гарнизона

Документы службы гарнизонов пожарной охраны предназначены для оперативного планирования и регулирования подготовки и осуществления боевых действий по тушению возможных пожаров. Эти документы должны исключить случайные, произвольные действия основываясь на всем известном, заранее регламентируемом порядке. При разработке документов критически оценивают формы организации управления, устраняют возможные проблемы дублирования функций. В документах должна быть зафиксирована ответственность должностных лиц за определенные обязанности, указана, что нужно и можно делать и чего нельзя и ненужно делать, то есть устраняется возможность ссылки на незнание, недопонимание.

Документы службы гарнизона пожарной охраны разрабатывают на основе БУПО и в соответствии с требованиями Устава службы и других нормативных документов; условно их можно разделить на две группы:

  • служебно-информационные;
  • распорядительно-планирующие.

К первой группе относятся:

  • план города с границами районов выезда пожарных частей, водоисточниками, пожароопасными объектами и т.д.;
  • справочных улиц, переулков, площадей города;
  • справочник телефонов АТС города и список оперативных телефонов;
  • планшет водоисточников;
  • справочник водоисточников;
  • журнал строевых записок;
  • журнал центрального пункта пожарной связи.

Во вторую группу входят:

  • расписания выезда пожарных частей гарнизона;
  • планы пожаротушения на важнейших пожароопасных объектах;
  • инструкции взаимодействия пожарных подразделений со специальными службами жизнеобеспечения города (объекта);
  • должностная инструкция оперативного дежурного по гарнизону;
  • должностная инструкция старшего диспетчера (диспетчера) ЦППС;
  • план-график боевой подготовки в гарнизоне пожарной охраны.

В документах службы должны быть отражены требования Уставов и наставлений пожарной охраны и особенно учтены местные особенности гарнизона. Одновременно документы, особенно второй группы, должны отвечать общим требованиям: точность и полнота, сочетаемые с краткостью и ясностью изложения. При единстве общих взглядов на главные черты обстановки в гарнизоне и частей могут быть свои, зависящие от характера и восприятия происходящих событий. Поэтому при разработке документов надо стремиться, чтобы их положения все понимали так же ясно, как и сам разработчик. В документах не должно быть ничего лишнего, двусмысленного и противоречивого, в них необходимо применять общепринятые уставные термины и выражения. Вместе с тем содержание документов должно быть изложено так, чтобы исполнители могли проявить творческую инициативу.

Документы должны также отражать специфику боевых действий пожарных подразделений. Это требование обусловлено тем, что боевым действиям подразделений (при кажущейся случайности явления, характеризующих пожар), как всякому процессу, присущи свои закономерности и принципы.

Как итог изучения боевого опыта они изложены в виде кратких положений в Уставах и наставлениях пожарной охраны. Например, при разработке расписания выезда частей гарнизона необходимо учитывать, что скорость наращивания сил и средств тушения пожара должна превышать скорость развития пожара. Права и обязанности должностных лиц, регламентируемые документом службы, должны соответствовать нормативно-правовым актам.

В Уставе службы и указаниях Главного управления Государственной противопожарной службы даны лишь общие рекомендации по содержанию и по форме документов службы, так как в Уставе нельзя учесть всего разнообразия местных условий и особенностей каждого гарнизона. Поэтому в разработке документов службы большая роль принадлежит начальнику гарнизона, оперативным дежурным и службе пожаротушения, умению, не выходя за рамки требований Устава, творчески подходить к содержанию и форме изложения документов.

Инструкции содержат руководящие указания по выполнению определенных видов, главным образом повторяющихся работ, или по поведению должностных лиц при определенных служебных ситуациях. В основным эти указания должны отвечать на вопросы, что делать, кому делать, когда делать, как делать, а также кто, когда и как проверяет выполнение установленного порядка действий дежурного персонала гарнизона.

Одним из важных документов службы гарнизона, фиксирующих наличие сил и средств и их общее состояние, является журнал строевых записок.

Строевую записку составляет ежедневно после смены караулов, в нее включают сведения о составе и техническом вооружении дежурных караулов (смен) всех пожарных частей гарнизона, в частности в ней указывают число и вид пожарных автомобилей, состоящих в боевом расчете и действующий резерв караулов; укомплектованность боевых расчетов автомобилей дежурного караула; численный состав газодымозащитной службы; фамилию начальника дежурного караула каждой части. Оправдывает себя установленный во многих гарнизонах порядок - передача на ЦППС одновременно с данными для заполнения строевой записки сведений о перекрытых улицах и проездах, отключенных участках водопроводной сети и т.п., так как заставляет обращать внимание дежурного состава гарнизона на эти недостатки и принимать меры к их устранению. Целесообразно также периодически собирать на ЦППС данные о количестве в частях пенообразователя, смачивателя, пеноподающих средств, пожарных рукавов, лафетных стволов и т.д.

Справочники водоисточников должны иметь все отделения пожарных частей для быстрого отыскания и правильного использования водоисточников.

После введения в действие документов службы необходимо разъяснить личному составу смысл и значение положений документов, возможные  результаты неправильного их выполнения.

Инструкции - содержат руководящие указания по выполнению определенных видов, повторяющихся работ или по поведению должностных лиц при определенных служебных ситуациях. Эти указания отвечают на вопросы:

  • что делать,
  • кому делать,
  •  когда делать,
  •  как делать, а также кто, когда и как проверяет выполнение установленного порядка действий.

Права и обязанности - должностных лиц, регламентируемые документами службы, должны соответствовать правам, которые предоставляются сотрудникам и работникам ПО в Российской Федерации (Уставом службы и другими нормативно-правовыми актами).

Расписание выезда пожарных частей гарнизона.

Расписание выезда - основной оперативный документ гарнизона пожарной охраны, определяющий порядок быстрого и организованного сосредоточения на пожар сил и средств, необходимых для его успешной ликвидации; это - начальный план (начальное решение начальника гарнизона) проведения операции по тушении пожаров, которые могут возникнуть в границах гарнизона. При разработке расписания начальник гарнизона, исходя из имеющихся в его распоряжении сил и средств, оперативно-тактических особенностей города (района) и расположенных в нем объектов, возможного числа одновременных пожаров, устанавливает порядок (число и последовательность) выделения сил и средств для тушения различных пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ, а также порядок выезда на пожары руководящего состава пожарных частей и гарнизона для руководства тушения. Устанавливается количество сил и средств, высылаемых по первому сообщению о пожаре и по запросу РТП (руководителя тушения пожара) непосредственно с места пожара, применяют путем разделения всех пожаров по номерам вызова: по вызову N 1 выезжает в полном составе дежурный караул пожарной части, в районе выезда который возник пожар, по вызову N 2 выезжают 3-5 (в зависимости от количества подразделений) отделений на основных пожарных машинах ближайших пожарных частей, а также отделения на специальных пожарных машинах и т.д.

Практика работы Государственной противопожарной службы показывает, что расписание должно предусматривать быстрое наращивание сил и средств на пожаре, т.е. число номеров вызова должно быть минимальным. В гарнизонах, имеющих 10...12 пожарных частей обычно, как правило, устанавливают не более трех номеров вызова.

Определяя количество отделений, направляемых на пожар по вызову № 1, предусматривают, что дежурный караул пожарной части, в районе выезда которой произошел пожар, должен выехать в полном составе (исключая некоторые типы специальных пожарных машин, порядок выезда которых устанавливается отдельно). На все пожары в здания 4 этажа и выше независимо от того, на каком этаже возник пожар, а также в производственных зданиях высотой более 8 метров обязательно направляют автолестницу из районной или ближайшей части.

В тех случаях, когда в боевом расчете районной части имеется лишь одна пожарная машина, по вызову N 1 высылают одну или две машины с боевыми расчетами из соседней пожарной части.

По расписанию дежурные караулы пожарных частей по охране городов и населенных пунктов должны выезжать по вызову № 1 и на объекты, имеющие свои пожарные части (даже более мощные), а также на аварии и стихийные бедствия, где создается опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара.

Из-за исторически сложившихся условий застройки городов и размещения пожарных подразделений в ряде случаев на отдельные участки охраняемого района караул районной части может прибыть позже, чем караул соседней пожарной части. Причиной этого может быть наличие на пути следования районной части перекрываемых железнодорожных переездов, транспортных магистралей с особенно интенсивным движением автомобилей в часы "пик". В таких случаях в расписании планируют высылку по вызову № 1 одновременно районной пожарной части и одного-двух  отделений соседней. Предусматривают также высылку на пожары в помощь районной части одного (в отдельных случаях двух) отделения пожарной части по охране объекта, если она расположена ближе к месту пожара, чем районная часть.

При определении количества подразделений, направляемых на пожар по вызову № 2 и выше, исходят из принципа массированного использования сил и средств, чтобы скорость их наращивания для тушения превышала скорость развития пожара; при этом по каждому номеру вызова высылают не менее 3-5 отделений на автоцистернах и автонасосах, автомобиль связи и освещения, автолестницы, рукавный, технический и газодымозащитный автомобили. Так как на наиболее пожароопасных объектах пожар в короткий срок может принять большие размеры и создать угрозу для жизни людей, расписанием предусматривают выезд сил и средств на эти объекты по повышенному номеру вызова "автоматически" при первом сообщении о пожаре (еще до выяснения его размеров). В перечень таких объектов (обязательное приложение к расписанию выезда) обычно включают промышленные предприятия или отдельные цехи с пожароопасными производствами, цехи с большой площадью сгораемых покрытий, театры, клубы, Дворцы культуры, детские и лечебные учреждения, базы и склады материальных ценностей, отдельные здания общественных организаций и другие объекты по усмотрению начальника гарнизона пожарной охраны. Для нефтебаз, театров, производственных зданий с большой площадью сгораемых покрытий устанавливают устанавливают номер вызова не мешьше чем 2, предусматривая для этих объектов дополнительные специальные автомобили (несколько автолестниц при пожаре в театре и т.д.)

По первому сообщению о пожаре в детских учреждениях, кинотеатрах и на других подобных объектах повышенный номер вызова может не подаваться, а в дополнении к силам, выезжающим на пожар по вызову № 1, направляют 2-3 отделения соседних частей на автонасосах, автоцистернах и специальных автомобилях.

В настоящее время 50-60 % всех боевых выездов пожарных подразделений в городах приходятся на незначительные загорания - горение сажи в дымоходах и мусора, замыкание электропроводки, ложные срабатывания установок охранно-пожарной сигнализации. Абсолютное большинство действительных пожаров ликвидируется силами одного-двух караулов. Поэтому начальники некоторых гарнизонов пожарной охраны часто ошибочно считают нецелесообразным высылать одновременно несколько подразделений на иные пожары по первому о них сообщению, а иногда стараются уменьшить количество отделений, направляемых на пожар по повышенному номеру вызова.

Подобную ошибку допускают неопытные диспетчеры: нарушая установленный порядок, они сами иногда "поправляют" расписания выезда и задерживают высылку дополнительных сил и средств к месту пожара.

Некоторые начальники гарнизонов опасаются посылать пожарные части в соседний район "автоматически", так как в районе высланной части может возникнуть свой пожар. Эти опасения не обоснованы. Разрабатывая расписание выезда на пожары, всегда можно распределить силы гарнизона так, что при поступлении заявки о втором (одновременном) пожаре вблизи этого пожара будет хотя бы одно отделение. Кроме того, если силы, высланные на первый пожар, там не потребуются, их можно возвратить к месту дислокации или направить на другой пожар по рации. При сравнительно небольшом среднем количестве выездов каждого дежурного караула за сутки дополнительный выезд по боевому вызову в соседней район явится проверкой боеготовности и тренировкой личного состава дежурного караула.

К расписанию выезда должен быть приложен перечень безводных участков города или районов с недостаточным водоснабжением, куда при пожаре дополнительно высылаются автоцистерны (с увеличенным запасом воды, на шасси Урал-375, КАМАЗ и т.д.), рукавные автомобили, а в некоторых случаях пожарные насосные станции. Безводными принято считать участки и районы с удалением водоисточников от зданий и сооружений более чем на 500 метров, а участками с недостаточным водоснабжением - территорию города или объектов с маломощным водопроводом (при водоотдаче до 10-15 л/с) или удалением водоисточников на 300-500 метров.

В примечании и отдельном приложении к расписанию выезда указывают также порядок вызова и направления на пожары пожарных поездов МПС, пожарных катеров и автомобилей различных служб города и объектов (телескопические и коленчатые автоподъемники, поливочные машины, бульдозеры, самосвалы и т.д.), которые по планам взаимодействия с этими службами используют при тушении некоторых пожаров. Выезд пожарных поездов предусматривается по отдельному вызову РТП или на важные объекты, расположенные на расстоянии до 500 м. от железной дороги. Аналогично привлекают пожарные катера для тушения пожаров на береговых объектах.

В расписании должен быть оговорен порядок и состав подразделений, выезжающих на пожары за пределы охраняемого города (района), района выезда, а также порядок вызова дополнительной помощи из ближайших населенных пунктов.

При составлении расписания выезда необходимо предусматривать резерв сил и средств для тушения возможных пожаров в районах обслуживания частей, привлеченных по повышенному номеру вызова. Наилучшим вариантом использования тактических возможностей пожарных подразделений является выезд на пожары по повышенному номеру вызова дежурных караулов соседних частей в полном составе. Однако в этом случае сразу несколько районов оказываются "оголенными". Поэтому рекомендуется в полном составе высылать караулы только одной-двух пожарных частей, из остальных - по одному отделению. При следующем повышении номера вызова (например, по вызову № 2 выслано одно отделение, но объявлен вызов N 3) оставшееся в части второе отделение может быть также направлено на пожар. При этом Устав службы требует, чтобы для "прикрытия" районов выезда частей, работающих на пожаре, при необходимости была произведена передислокация отделений из одного пожарного депо в другое за счет резерва, не включенного в расписание выезда. Резервом являются также отделения, оставляемые на некоторых крупных объектах (особенно, если невозможно быстро собрать свободных от дежурства личный состав и ввести в боевой расчет резервную технику) даже при наивысшем номере вызова.

В малочисленных гарнизонах при крупных пожарах резерв можно создать, укомплектовывая резервную технику личным составом, свободным от несения службы, или членами ДПД.

В приказе начальника УГПС ОГПС или начальника гарнизона следует указать право РТП вызвать на пожар одно или несколько отделений на основных и специальных автомобилях, без объявления повышенного номера вызова. В приказе указывают порядок выезда на пожары должностных лиц гарнизона, руководителей пожарных частей, подчиненность различных должностных лиц при тушении пожара до прибытия начальника гарнизона.

Начальник гарнизона пожарной охраны и его заместитель должны выезжать на все пожары по повышенным номерам вызова, начальники пожарных частей и их заместители - на все пожары в районе обслуживания своей части и на пожары по повышенным номерам вызова в районы соседних частей в порядке, определенном начальником гарнизона (обычно два-три руководителя частей по каждому повышенному номеру вызова). Порядок выезда на пожары оперативных групп штатных служб пожаротушения и оперативных дежурных зависит от особенностей каждого гарнизона, но, как правило, они выезжают на все пожары.

При работе на пожаре дежурных караулов нескольких пожарных частей руководство тушением пожара до прибытия руководителей гарнизона (оперативного дежурного, оперативной группы пожаротушения) целесообразно возлагать на старшего начальника, прибывшего во главе дежурного караула районной части.

Расписание ....

таблица

Аналогично составляется для каждого района выезда каждой пожарной части. После составления расписания выезда пожарных частей, как уже говорилось составляются приложения к расписанию, в соответствии с оперативно-тактической характеристикой города (района)

Это:

  • Списки объектов, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются силы и средства по повышенному номеру вызова "автоматически" (театры, нефтебазы, лесобиржи).
  • Перечень объектов, на которые необходимо при поступлении первой заявки высылать дополнительные силы и средства.
  • Порядок выезда и состав подразделений, высылаемых на пожары за пределы охраняемого города (района).
  • Порядок временной передислокации подразделений при выезде на пожары пожарных частей по повышенным номерам вызова или за пределы охраняемого города (района).

По усмотрению начальника гарнизона пожарной охраны и с учетом местных особенностей могут разрабатываться и другие документы, которые включаются в приложения к расписанию выезда.

Все эти документы являются неотъемлемой частью расписания выезда и должны храниться на пунктах связи части и Центральном пункте  пожарной связи гарнизона пожарной охраны.

Наряду с этим к расписанию выезда разрабатываются еще и примечания, которые обеспечивают более правильную работу оперативного дежурного (СПТ) и старшего диспетчера ЦППС.

Например:

1. При объявлении пожара по вызову N 3, а также по требованию РТП организовать сбор личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, и постановку в боевой расчет резервной пожарной техники.

Мы знаем, что в каждой пожарной части должен быть 100 % резерв основных пожарных машин, который должен быть укомплектован ПТВ согласно табельной положенности и готовым в любой момент встать в боевой расчет дежурного караула. Поэтому обращаю Ваше внимание при смене дежурства прием резервной пожарной техники.

2. В каждой пожарной части должен быть составлен перечень особоважных объектов, на которые при поступлении первой заявки о пожаре, если не предусмотрен автоматически повышенный пожар вызова, дополнительно необходимо высылать:

  • в больницы, санатории, клиники, театры и кинотеатры, детские дома и интернаты, школы, гостиницы, общежития, детские сады и ясли (согласно перечню) - две автоцистерны и автолесницу (коленчатый подъемник);
  • на лесобиржи - насосную станцию и рукавный автомобиль;
  • в музеи, библиотеки, книгохранилища, архивные учреждения - автомобили углекислотного тушения и водозащитной службы;
  • в здания повышенной этажности (9 этажей жилые дома 30 м. пром. здания) автолестницу (коленчатый подъемник), автомобиль ГДЗС;
  • в жилые дома в ночное время - две автоцистерны;
  • на нефтебазы, хранилища ЛВЖ, ГЖ - автомобили порошкового, воздушно-пенного тушения;
  • в подвалы больших площадей - автомобиль воздушно-пенного тушения;
  • на объекты из легких металлических конструкций с полимерным утеплителем - автомобиль ГДЗС, автомобиль технической службы, насосную станцию и рукавный автомобиль;
  • на территорию железных дорог и объекты, непосредственно прилегающие к полосе жележнодорожного отвода, - насосно-рукавный автомобиль, пожарный поезд;
  • в безводные районы - две автоцистерны, насосную станцию, рукавный автомобиль, вспомогательную технику народного хозяйства (поливомоечные машины).

Опять таки, все примечания разрабатываются с учетом пожарной техники в охраняемом районе и близлежащих гарнизонах пожарной охраны.

3. В других случаях необходимое количество основной, специальной и вспомогательной техники высылается по требованию РТП.

Расписание выезда пожарных частей разрабатывается начальником гарнизона пожарной охраны, утверждается решением главы администрации и согласовывается в Управлении Государственной противопожарной службы.

Аналогично разрабатывается план привлечения сил и средств на тушения пожаров в сельской местности.

Разберем на примере любого района, где нет военизированной пожарной охраны.

План...
таблица

Разрабатывается начальником гарнизона (инспекции) пожарной охраны. Утверждается главой администрации района и согласовывается в Управлении Государственной противопожарной службы и со всеми руководителями объектов и агропромышленных комплексов откуда привлекается пожарная или приспособленная техника.

План (расписание) привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельском районе. Согласно требованиям Устава службы, для быстрого сосредоточения и правильного использования сил и средств всех профессиональных подразделений, ПСО и ДПД начальник инспекции Госпожнадзора района (начальник отделения, старший инспектор) разрабатывает план привлечения сил и средств.

Перед составлением плана наносят на карту (схему) района все имеющиеся в населенных пунктах района пожарные подразделения, ПСО, ДПД и их отделения, а также пожарную технику и другие средства, которые могут быть использованы при тушении пожаров. На карте "поднимают" все дороги, мосты, паромы и указывают возможность проезда по ним в разное время года. Отдельно или на эту же карту наносят схему телефонной связи, выделяют действующие соединительные линии районного узла связи с АТС колхозов и совхозов и с комутаторами, указывают время работы всех ручных комутаторов.

В соответствии с территориальным положением каждого населенного пункта или группой сел и деревень, размещения ближайших пожарных подразделений, ПСО и ДПД, условиями проезда из одного населенного в другой и наличием связи устанавливают порядок вызова и сосредоточения сил и средств при пожаре в каждом селе (группе населенных пунктов).

При пожаре в каждом населенном пункте планом предусмотрен немедленный вызов и привлечение к тушению пожара всех сил и средств, имеющихся в этом пункте, а также дежурного караула пожарной части районного центра и одной-трех ПСО или ДПД соседних населенных пунктов; закреплены два-три подразделения для выезда по дополнительному вызову. При возникновении пожара, для тушения которого требуется больше сил, чем предусмотрено планом (расписанием), дополнительные силы и средства сосредотачивают в соответствии с решением старшего РТП в районе, а также ЦППС областного центра.

В расписании или в решении администрации, которым утверждается план, определяют также порядок руководства тушением пожара до прибытия дежурного караула ближайшей профессиональной пожарной части или старшего начальника пожарной охраны. Кроме того там приведен минимальный состав боевого расчета ПСО или ДПД, выезжающего для оказания помощи, и порядок обязательного немедленного сообщения о всех возникающих пожарах в пожарную часть районного центра или в отдел внутренних дел.

Если населенный пункт расположен на границе смежных районов и пожарные подразделения соседнего района могут оказать помощь быстрее, чем своего, в план включают силы и средства соседнего района (по согласованию с администрацией или ОВД).

Выписки из утвержденного плана или копии плана вывешиваются в пожарных депо всех частей, ПСО и ДПД; с ними знакомят руководителей хозяйств и объектов, начальников ПСО и ДПД и других лиц, на которых возложены обязанности по вызову и направлению на пожары сил и средств.

При составлении расписания выезда пожарных частей необходимо предусмотреть резерв сил и средств для тушения возможных пожаров в районах обслуживания частей, привлеченных на тушение пожара по повышенному номеру вызова. Для более полного использования тактических возможностей пожарных подразделений наилучший вариант - выезд на пожары по повышенному номеру вызова дежурных караулов в полном составе. Однако в этом случае несколько районов сразу оказываются "оголенными". Поэтому надо в полном составе высылать караулы только одной-двух пожарных частей, а из остальных - только одно отделение. Вместе с тем уже при следующем повышении номера вызова оставшееся в части отделение может быть также вызвано на пожар. При этом Устав службы требует, чтобы для прикрытия районов выезда частей, работающих на пожаре, при необходимости была произведена передислокация (на период тушения пожара) из одного пожарного депо в другое за счет резерва, не включенного в расписание выезда. Резервом является также отделения, оставляемые на крупных объектах (особенно если нельзя быстро собрать свободный от дежурства личный состав и ввести резервную технику) даже при наивысшем номере вызова.

В малочисленных гарнизонах при крупных пожарах резерв можно создать, укомплектовав резервную технику личным составом, свободным от несения службы, или членами ДПД.

В приказе начальника УГПС (ОГПС) или начальника гарнизона, которым вводится в действие расписание выезда, устанавливается порядок выезда на пожары должностных лиц гарнизона, руководителей пожарных частей, порядок взаимоподчиняемости различных должностных лиц при тушении пожара до прибытия начальника гарнизона. Начальник гарнизона пожарной охраны и его заместитель должны выезжать на все пожары по повышенным номерам вызова ( в областных, краевых и республиканских центрах этот порядок устанавливается УГПС, ОГПС), начальники пожарных частей и их заместители - на все пожары в районе выезда пожарной части и на пожары по повышенным номерам вызова в районы соседних пожарных частей (обычно два-три руководителя частей по каждому повышенному номеру вызова).

Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПД объекта заранее разрабатывают документы их оповещения (сбора). Лица, прибывающие по тревоге, заполняют боевые расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров.

В связи с широким развитием строительства крупных объектов народного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары могут произойти на данных объектах, требующих привлечения большого количества сил и средств, разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.

Оперативные планы пожаротушения

На объекты, где для успешного тушения крупных пожаров потребуется большое количество сил и средств или пожар может нанести большой материальный ущерб, составляются планы пожаротушения.

План пожаротушения - документ службы дежурного состава гарнизона пожарной охраны, отражающий основные положения организации тушения развившихся пожаров на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах. Тушение пожаров на таких объектах, как правило, требует привлечения большого числа сил и средств, четкой организации боевых действий подразделений, использования специальных огнетушащих средств и способов тушения и во многих случаях сопряжено с авариями и опасностью для жизни людей.

Разработка планов является составной частью планирования боевых действий пожарных подразделений и основана на возможности прогнозировать развитие пожара на объекте, следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, разработать типовые схемы боевых действий, мероприятия по их всестороннему обеспечению и организации. В процессе разработки планов уточняется взаимодействие со службами объектов, привлекаемыми на пожар, корректируется расписание выезда пожарных частей.

В условиях боевой работы назначение плана - помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать прибывающие силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, а также ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначаемым ответственными за отдельные работы на пожаре.

Очевидно, что учесть в оперативном плане все многообразие возможной обстановки на пожаре даже на конкретном объекте практически невозможно. Однако материалы плана позволяют РТП и его штабу, изучая обстановку и принимая решение, начинать не «с нуля», а имея ряд важных данных об объекте и некоторые рекомендации по организации тушения пожара. Например, на основе анализа пожаров на тепловых электростанциях установлено, что при возникновении пожара от короткого замыкания кабелей только в одном из кабельных каналов (туннелей) в большинстве случаев возможно очень быстрое распространение пожара в кабельные полуэтажи, релейные помещения и на щиты управления. Если же, не зная этого, сосредоточит внимание на тушение пожара только в кабельном канале, пожар будет запущен.

Объекты, для которых должны быть разработаны оперативные планы тушения пожаров, определяет управление (отдел) пожарной охраны . Согласно указанию Главного управления пожарной охраны, в обязательном порядке составляют оперативные планы тушения пожаров на нефтебазах, биржах пиломатериалов и лесозаводах, в театрах, Дворцах и Домах культуры, на предприятиях с пожаровзрывоопасной технологией производства, в бесфонарных производственных зданиях, производственных зданиях с большой площадью сгораемых покрытий, на мелькомбинатах и крупных элеваторах, электростанциях, в морских, речных и авиационных портах, школах-интернатах, кинотеатрах, больницах, на базах продовольственных и промышленных товаров и в универмагах, музеях, картинных галереях, уникальных и важнейших общественных зданиях. С учетом особенностей города или поселка перечень объектов может уточнять и дополнять начальник гарнизона пожарной охраны. В каждом гарнизоне должен быть составлен список объектов, для которых должны быть разработаны планы, в списке также отмечают, когда и кем был утвержден и введен в действие план. Очень важно, чтобы УПО, ОПО заранее установило и проинформировало начальников гарнизонов пожарной охраны, какие планы должны рассматривать и утверждать УПО, ОПО (штаб пожаротушения, руководители отдела или отделения службы и подготовки, руководители управления или отдела).

Карточка пожаротушения представляет собой оперативный документ, содержащий данные об объекте и путях эвакуации. Составляются карточки на детские учреждения (если нет необходимости в составлении планов пожаротушения), пришкольные интернаты и школы 3-5 степени огнестойкости зданий.

Все эти документы находятся на ЦППС гарнизона, а в каждой пожарной части имеется еще и выписка из расписания выезда. Ответственность за своевременную высылку на пожар сил и средств в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЦППС.