Тема № 3. Лекция №4

Лекция на тему: «Гарнизон пожарной охраны. Силы и средства гарнизона. Особенности организации и несения гарнизонной службы».

Время: 4 часа.

План лекции:

  • Организация гарнизонов пожарной охраны.
    • Задачи гарнизонной службы.

 

  • Силы и средства гарнизона.
    • Опорные пункты пожаротушения.
    • Принципы и порядок создания опорных пунктов и организация их работы.

 

  • Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения.

 

  • Должностные лица гарнизона.

 

5. Особенности организации гарнизонной службы при введении особого противопожарного режима.

  • Организация гарнизонов пожарной охраны.

Для тушения развившихся пожаров на многих объектах требуется привлечение сил и средств нескольких пожарных подразделений, размещенных в городе, и служб жизнеобеспечения (водопроводных, энергетической и т.д.), которые не могут действовать стихийно, самопроизвольно. В этих условиях необходимо согласовывать и координировать усилия всех подразделений и служб на осуществление подготовительных мероприятий, направленных на создание условий для успешного тушения пожаров, единого руководства действиями пожарной охраны города, района по тушению пожаров.

Для централизованного и квалифицированно руководства пожарными подразделениями и установления единого порядка их боевого использования все пожарные части, учебные заведения и аппараты пожарной охраны, расположенные в населенном пункте (городе, районе), независимо от ведомственной принадлежности объединяют в гарнизоны.

Таким образом согласно УСПО утверждённого приказом №257 от 05.07.1995г. гарнизон пожарной охраны - это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Гарнизоны пожарной охраны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (УГПС или ОГПС).

В каждом гарнизоне пожарной охраны организуются гарнизонная и караульная службы. Гарнизонная служба – вид службы пожарной охраны, организуемой в гарнизонах для обеспечения боевой готовности подразделений пожарной охраны и их взаимодействия с медицинскими, охраны общественного порядка, аварийными и иными службами жизнеобеспечения.

Караульная служба – вид службы пожарной охраны, организуемой в караулах и дежурных сменах подразделений для обеспечения боевой готовности этих подразделений.

Таким образом, гарнизонная служба призвана для обеспечения высокой организованности и дисциплины личного состава пожарных подразделений, постоянной боевой готовности частей пожарной охраны (ГПС) к борьбе с пожарами, совместной их подготовке и единого квалифицированного руководства частями при тушении пожаров. При этом должны быть заранее отработаны связь и взаимодействие подразделений пожарной охраны с другими службами жизнеобеспечения.

    • Задачи гарнизонной службы

Основными задачами гарнизонной службы являются:

  • Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров.
  • Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона.
  • Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения.
  • Организация и проведение общегарнизонных мероприятий.

При выполнение задач гарнизонной службы осуществляется учет и контроль состояния сил и средств гарнизона. Ежедневно каждая пожарная часть передает строевую записку на центральный пункт пожарной связи (ЦППС) гарнизона. Планируется применение сил и средств гарнизона для тушения пожаров, в этом числе порядок привлечения сил и средств, разрабатываются расписания выезда пожарных частей, план привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельской местности и другие регламентные документы службы пожарной охраны. Обеспечиваются профессиональная и иные виды подготовки личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения гарнизонных пожарно-тактических учений, соревнований, смотров-конкурсов, сборов и других гарнизонных мероприятий. Организуется пожарная связь и создаются автоматизированные системы управления пожарной охраны. Обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения службы пожарной охраны.

Постоянная связь всех пожарных частей, а также пожарной охраны с другими службами, путем сообщений о пожарах и своевременное направление пожарных частей осуществляется Центральным пунктом пожарной связи (ЦППС).

ЦППС является диспетчерским центром управления начальника гарнизона подчиненными ему силами и средствами, органом постоянного слежения за оперативной обстановкой по линии пожарной охраны, способствующим комплексному использованию сил и средств в соответствии с заранее установленным в гарнизоне порядком, а также приказаниями, поступающими в ходе  тушения пожаров. Старший диспетчер и оперативный дежурный по гарнизону первыми фиксируют все изменения оперативной обстановки, первыми реагируют на них, т.е. держат в руках все нити управления силами и средствами в течении дежурных суток.

ЦППС организует в гарнизонах с числом пожарных частей не менее двух. ЦППС обычно создаются при одной из центральных пожарных частей города или при управлении, отделе Государственной противопожарной службы. Пункты, где сосредоточиваются средства связи пожарной охраны, подразделяются на: центральные пункты пожарной связи (ЦППС); центральные пункты радиосвязи (ЦПР), пункт связи части (ПСЧ).

ЦППС выступает не только в роли главного владельца информации и связующего звена пожарной охраны со всеми службами и организациями, но и в роли главного информатора частей и служб города об обстановке на пожаре, а также регулирует все выезды дежурных караулов пожарных частей на занятия, учения и другие мероприятия.

Наряду с этим разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделений гарнизона, свободного от несения гарнизонной и караульной службы, к тушению крупных и сложных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Создаются нештатные службы гарнизона, назначаются должностные лица гарнизона пожарной охраны, разрабатываются и утверждаются их функциональные обязанности. Разрабатываются и утверждаются соглашения (совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения. В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий, утверждаемых начальником гарнизона, о котором на предыдущем занятии мы уже говорили.

2. Силы и средства гарнизона пожарной охраны

Силы и средства гарнизона – личный состав пожарной охраны, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны.

Порядок привлечения сил и средств двух и более гарнизонов субъектов Российской Федерации (межрегиональный уровень) к тушению пожаров определяется ГУГПС и утверждается Министерством по ЧС РФ.

Допускается привлечение СиС соседних гарнизонов (по соглашению), а также СиС пожарной охраны других государств только на основе межгосударственных соглашений.

Личный состав пожарно-технических учебных заведений привлекается к несению караульной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени предусмотренного для этой цели учебным планом. УПЧ пожарно-технических учебных заведений несут гарнизонную службу. В этих ПЧ организуется караульная служба.

Опорные пункты пожаротушения

Одним из важнейших мероприятий организации успешного тушения сложных пожаров в городах и районах области является планомерное создание сети опорных пунктов тушения крупных пожаров. Благодаря созданию таких пунктов можно рационально разместить и в кратчайшие сроки направить на крупные пожары специальную технику, которая выпускается еще в недостаточном количестве и которую, учитывая ее сравнительно редкое использование на пожарах, целесообразно иметь не во всех боевых расчетах пожарных частей.

На опорных пунктах, организуемых на базе действующих пожарных частей и отрядов Государственной службы, сосредоточивают мощные пожарные автомобили, вводят в боевой расчет специальную пожарную технику, создают запас лафетных стволов, пожарных рукавов и другого оборудования, пенообразователя и других средств тушения в соответствии с типовым положением.

Приказом МВД России № 245 от 12 мая 1996 года утверждено положение «об опорных пунктах пожаротушения Государственной противопожарной службы ».

Опорный пункт пожаротушения ГПС МЧС России представляет собой специально оборудованное место, предназначенное для размещения действующего резерва пожарной техники, огнетушащих веществ и эксплутационных материалов согласно норм табельной положенности для опорных пунктов ГПС.

Опорные пункты ГПС создаются с целью повышения эффективности боевых действий при тушении пожара и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ посредством наращивания средств пожаротушения на месте пожара.

Организация и общее руководство работой опорных пунктов ГПС возлагается на руководителей территориальных органов управления ГПС, которые несут ответственность за создание опорных пунктов ГПС и их техническую оснащенность, обеспечивают своевременное приведение в готовность пожарной техники и возможность оперативного использования огнетушащих веществ и эксплутационных материалов опорного пункта, определяют порядок учета пожарной техники, огнетушащих веществ, обеспечивают разработку плана приведения опорных пунктов в готовность.

Опорные пункты ГПС находятся в оперативном подчинении начальников местных гарнизонов пожарной охраны. Начальники местных гарнизонов пожарной охраны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по применению имущества опорных пунктов.

2.2 Принципы и порядок создания опорных пунктов.

Опорные пункты ГПС создаются по решению руководителей территориальных органов управления на базе подразделений гарнизона пожарной охраны. Руководство опорным пунктом осуществляет начальник подразделения, на базе которого он создан.

Количество опорных пунктов определяется наличием пожароопасных, особо важных и режимных объектов экономики на территории субъекта Российской Федерации, рациональным размещением пожарной техники и иного имущества, обеспечением своевременного и эффективного их использования при пожаре, наличием необходимых специалистов , а также местными условиями.

Опорные пункты ГПС подразделяются на:

  • территориальные – создаются на базе территориальных подразделений ГПС;
  • объектовые – создаются на базе объектовых подразделений ГПС на основании договоров между руководителями соответствующих предприятий (организаций) и территориальных органов управления.

Создание опорных пунктов объявляется приказами руководителей соответствующих территориальных органов управления ГПС, в которых указывается:

  • цель создания и место дислокации;
  • подчиненность;
  • зона обслуживания;
  • обеспечение дополнительной пожарной техникой и иным имуществом.

Руководители подразделений ГПС, на базе которых созданы опорные пункты обеспечивают обучение личного состава подразделений гарнизона пожарной охраны приемам и способам использования пожарной техники опорного пункта, в том числе путем проведения совместных занятий по боевой подготовке, гарнизонных пожарно-технических учений, изучения зоны обслуживания и расположенных в ней объектов в оперативно-тактическом отношении, сборов и иных гарнизонных мероприятий. Обеспечивают учет имущества опорного пункта, а также наличие неснижаемого запаса этого имущества и осуществляют контроль за состоянием имущества опорного пункта. Разрабатывают схемы оповещения и обеспечивают привлечение личного состава, свободного от несения гарнизонной и караульной службы, к тушению крупных пожаров с использованием пожарной техники опорного пункта. Организуют техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке пожарной техники и иного имущества опорного пункта, проведение испытаний пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Обеспечивают разработку и корректировку регламентных документов опорного пункта в порядке, определяемом Уставом службы пожарной охраны. Наряду с этим возможно создание межхозяйственных опорных пунктов по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по согласованию с соответствующими территориальными органами управления ГПС. Базой для создания опорных пунктов являются организации и предприятия республиканского, краевого, городского, районного подчинения, в сельских районах – районные организации и предприятия, а также колхозы, совхозы, товарищества, акционерные общества, крупные фермерские хозяйства.

Порядок приведения в готовность опорного пункта ГПС определяется планами приведения опорных пунктов в готовность, которые могут быть приложением к расписанию выезда подразделений гарнизона пожарной охраны или к к планам привлечения сил и средств на тушение пожаров. В этих планах предусматривается:

  • порядок оповещения и сбора личного состава по тревоге, свободного от несения гарнизонной и караульной службы;
  • порядок и сроки выдачи личному составу имущества опорного пункта:
  • вопросы приведения в готовность пожарной техники и выдвижения к месту ведения боевых действий;
  • табель основных обязанностей боевого расчета отделений (задействованного личного состава) на пожарных машинах опорного пункта:
  • нормативное время готовности опорного пункта – не более двух часов:
  • действия Центра управления силами (Центрального пункта пожарной связи) по высылке пожарной техники опорного пункта при получении сообщений, не связанных с пожарами.

Опыт использования техники опорных пунктов подтверждает, что зону оперативного обслуживания опорного пункта и порядок привлечения сил и средств для тушения крупных пожаров целесообразно устанавливать приказами МВД, ГУВД (УВД). В соответствии с приказом разрабатывается расписание выезда подразделений опорного пункта на пожары в населенных пунктах и на особо важных объектов, входящих в зону его обслуживания. Выписки из расписания выезда подразделений опорного пункта направляют во все гарнизоны и пожарные части обслуживаемой зоны; порядок вызова и выезда сил и средств опорного пункта должен быть также отражен в расписаниях выезда всех гарнизонов.

В качестве документов службы на опорном пункте кроме расписания выезда подразделений опорного пункта рекомендуется иметь список пожарных частей и пожарной техники, имеющихся в гарнизонах зоны обслуживания, список наиболее пожароопасных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов с указанием телефонов, журнал учета выезда отделений опорного пункта на пожары вне гарнизона дислокации и расходования специальных средств тушения.

Опорные пункты во многих областях постепенно становятся школой передового опыта по организации тушения пожаров и подготовке личного состава; при них целесообразно создавать учебно-тренировочные полигоны и площадки, базу для проведения тренировок и соревнований по пожарно-прикладному спорту, современные теплодымокамеры. На опорных пунктах, как правило, формируется узел радиосвязи пожарных частей, входящих в зону оперативного обслуживания пункта. Таким образом организация опорных пунктов создает благоприятные условия для совершенствования управления силами и средствами пожарных подразделений при тушении пожаров, для развития учебной и метериально-технической базы Государственной противопожарной службы.

Порядок использования сил и средств определяется расписанием выезда пожарных частей гарнизона, которое разрабатывает начальник гарнизона и утверждается органами исполнительной власти и объявляется приказом начальника Управления ГПС. Аналогично разрабатывается план привлечения сил и средств для тушения пожаров в сельской местности, который утверждается органами местного самоуправления и также объявляется приказом начальника Управления. Ежегодно обновляется приказ начальника гарнизона, который объявляет введение в действие документов службы гарнизона, где должны быть определены:

  • границы территории, в пределах которой организуется гарнизонная служба.
  •  границы района выезда пожарных подразделений гарнизона, акваторий для пожарных судов, а также пожарных частей по охране объектов по договорам;
  • порядок выезда на пожары и связанные с ними первоочередные аварийно-спасательные работы штатной службы пожаротушения (оперативного дежурного по гарнизону), должностных лиц органов Управления ГПС и подразделений, следственно-оперативной группы и нарядов милиции, а также высылки пожарной техники;
  • порядок привлечения и использования сил и средств в особых условиях при введении особого противопожарного режима;
  • задачи, возлагаемые на дежурную смену службы пожарной связи «01», центрального пункта пожарной связи (ЦППС) и ее действия по высылке пожарных машин в случаях, не связанных с пожарами;
  • порядок ввода в боевой расчет резервной пожарной техники и сбора личного состава, свободного от несения службы;
  • порядок привлечения сил и средств опорного пункта тушения крупных пожаров, регионального специализированного отряда (специализированной части).

3. Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения

Этим же приказом объявляется расписание выезда пожарных частей гарнизона пожарной охраны. Рассматривая гарнизонную службу необходимо остановиться на организации взаимодействия пожарной охраны со службами жизнеобеспечения города (района). Взаимодействие гарнизона пожарной охраны с водопроводной, коммунальной, энергетической, медицинской и некоторыми другими городскими службами, а также с милицией и военными частями отрабатывается заранее до пожара, и является важным слагаемым успеха в тушении возникающих пожаров. Каждый пожар в городе или на объекте - происшествие чрезвычайное, и в силу стоящих перед указанными службами задач их участие в создании условий для успешной ликвидации этого происшествия является обязательным.

Совместно с водопроводной службой работники Государственной противопожарной службы периодически (два раза в год) проверяют исправность пожарных гидрантов, обеспеченность их указателями, своевременное устранение неисправностей водопровода. В соответствии Основ водного законодательства, забор для противопожарных нужд допускается из любых водных объектов. Забор воды производится без особого разрешения в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

В большинстве городов водопроводная служба имеет прямую телефонную связь с ЦППС, и ее немедленно извещают обо всех выездах пожарных подразделений на пожары. По вызову N 2 и выше, как правило, выезжает дежурная бригада слесарей городского водопровода, а в больших городах водопроводного участка.

Особенно тщательно должны быть отработаны способы повышения давления в городских водопроводных сетях, питаемых водонасосными станциями промышленных объектов. Совместно с водопроводной службой ГПС составляет справочник водоисточников, а также план водоисточников.

Взаимодействие пожарной охраны с коммунальной службой города состоит в согласовании временного перекрытия улиц, и проездов, нумерации домов, уточнении названий улиц и переулков при включении в состав города прилегающих к нему поселков и т.д. Коммунальная служба должна своевременно расчищать улицы, подъезды к зданиям и водоисточникам во время снежных заносов, направлять на место пожара поливомоечные и другие машины в соответствии с заранее отработанным порядком.

С энергослужбой согласуется порядок выезда на пожары аварийных бригад, отключение наружных и внутренних электросетей, установок высокого напряжения, особенно при пожарах на трансформаторных подстанциях и тому подобных объектах. В небольших городах и на некоторых объектах отдельные электросети отключают на центральном электрощите. В таких случаях следует особенно тщательно следить, чтобы не были отключены водонасосные станции, подающие воду на тушение пожара.

Газоаварийная служба вызывается на пожары для отключения и ремонта газовых сетей и приборов.

Службу скорой медицинской скорости вызывают на пожары для оказания помощи при получении данных о пострадавших в первом сообщении о пожаре или по требованию РТП; во многих гарнизонах принято, чтобы машина скорой помощи выезжала на все крупные пожары независимо от получения данных о пострадавших.

Взаимодействие со службами милиции организуется на основе приказов и указаний МВД. Работники милиции прибывают на пожары для поддержания порядка, освобождение района от посторонних лиц, охраны эвакуированных ценностей, они помогают проводить спасательные работы и эвакуацию имущества. Работники ГАИ должны обеспечивать беспрепятственное следование пожарных автомобилей через регулируемые перекрестки, перекрытие движения в районе пожара, создавая условия для маневрирования пожарных машин и защиты рукавных линий.

Воинские подразделения могут оказать большую помощь при тушении развившихся пожаров на промышленных объектах (нефтебаза, крупных складах и т.п.), когда требуется провести эвакуацию имущества, разборку конструкции и т.д. Привлечение воинских подразделений для работы на пожарах должно быть заранее согласовано с начальником военного гарнизона (командиром воинской части).

Порядок взаимождействия со службами жизнеобеспечения города при тушении пожаров, подчиненность представителей службы руководителю тушения пожара регламентируют специальными инструкциями, подписанными начальником гарнизона и согласованными с руководителем соответствующей службы. Инструкции взаимодействия находятся у дежурного персонала служб. В них указывают порядок извещения и выезда работников службы на пожары, характер и порядок работы во время пожара и передачи взаимной информации.

Для отработки взаимодействия Государственной противопожарной службы со службами жизнеобеспечения целесообразно по договоренности с руководителями этих служб периодически привлекать их наряды и представителей к участию в пожарно-тактических учениях, проводить специальные учения. Взаимодействие со службами города может быть расширено в зависимости от особенностей города. Например, в городах, имеющих паромные переправы и разводные мосты, отрабатывают порядок быстрой подачи парома или сведения моста на пожаре (при отсутствии объездного моста). Следует иметь в виду, что в различных городах водопроводная, коммунальная, энергетическая и газовая службы могут иметь расширенные или, наоборот, суженные функции, различную подчиненность и даже другое название.

Для своевременного прибытия подразделений к месту пожара, помимо внедрения автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, важное значение имеет рациональное размещение в районах городов телефонов автоматов (таксофонов) и поддержание их в исправном состоянии, что достигается взаимодействием ГПС со службой связи. Необходимо учитывать, что в настоящее время около половины всех крупных пожаров происходит главным образом из-за позднего их обнаружения и позднего сообщения. Поэтому очень важна систематическая, активная разъяснительная работа среди населения о необходимости немедленного вызова пожарных подразделений в случае обнаружения малейших признаков загорания, обучение дежурного персонала различных объектов правилам своевременного вызова пожарной охраны. Имеет свою специфику взаимодействие ГПС с организациями Министерств обороны, морского и речного флота, гражданской авиации, путей сообщения при тушении пожаров на подведомственных им объектах. Эти министерства имеют свои ведомственные пожарные части, наделенными определенными правами, а на объектах основная ответственность за успешную ликвидацию пожара возложена на командира воинской части, начальника порта, капитана судна и т. д. Все прибывающие для тушения пожара силы и средства поступают, как правило, полностью в распоряжение руководителя объекта.

Взаимодействие пожарных подразделений ГПС МВД России и пожарной охраны соответствующих министерств по организации тушения пожаров определяются специальными положениями и инструкциями, утвержденными МВД России и соответствующими министерствами: более полно вопросы взаимодействия, в том числе с руководителями и службами объектов, разрабатывают в планах пожаротушения, а порядок привлечения пожарных подразделений министерств и ведомств, пожарных поездов и пожарных судов к тушению пожаров на объектах других министерств – в расписаниях выезда пожарных частей гарнизона на пожары. Аналогично отрабатывают порядок взаимодействия военизированных горноспасательных частей министерства угольной промышленности с пожарными частями при тушении пожаров в наземных зданиях стволов шахт, шурфов, уклонов и бромсбергов, выходящих на поверхность, а также на других специфических объектах.

4. Организация нештатных служб гарнизона

Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона. Нештатные службы гарнизона являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возлагаются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника Управления (отдела) ГПС.

В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы. В территориальных и местных гарнизонах могут быть созданы следующие нештатные службы:

  • управления;
  • газодымозащитная;
  • техническая;
  • связи.

По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб, а также допускается не создавать в местных гарнизонах службу связи, при этом ее функции возлагаются на нештатную техническую службу.

Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службы, контроля за состоянием боеготовности и осуществления пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне. В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения, центрального пункта пожарной связи и диспетчеры пунктов связи подразделений гарнизона.

При отсутствии в гарнизоне штатной службы пожаротушения нештатная служба управления не создается

Нештатная газодымозащитная служба предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.

В состав НГДЗС включают предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.

Нештатная техническая служба предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.

Нештатная служба связи предназначена для обеспечения готовности средств связи и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы.

В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.

4.1. Должностные лица гарнизона.

Должностными лицами гарнизона являются начальник гарнизона, оперативный дежурный, диспетчер гарнизона, начальник нештатной газодымозащитной службы, начальник нештатной технической службы и начальник нештатной службы связи, если она организована в гарнизоне.

Начальниками гарнизонов являются территориального – начальник УГПС (ОГПС), местного – как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС.

Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и все должностные лица гарнизона.

На него возлагаются подготовка пожарных подразделений к борьбе с пожарами; организация тушения пожаров; обеспечение взаимодействия пожарных подразделений гарнизона при ликвидации пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, независимо от их ведомственной принадлежности; организация взаимодействия ГПС со службами жизнеобеспечения города (района), обеспечение проезда пожарных автомобилей по улицам и переулкам в любое время года; обеспечение высокой организованности и дисциплины личного состава пожарных частей гарнизона при несении гарнизонной и караульной служб; руководство нештатными службами гарнизона; организация служебной подготовки начальствующего состава гарнизона, разбора крупных и характерных пожаров, проведения пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач на предприятиях объектах хозяйства; организация и руководство работой опорных пунктов пожаротушения; организация внештатных штабов пожаротушения и определение порядка их привлечения к тушению пожаров; анализировать работу подразделений гарнизона пожарной охраны на пожарах и разрабатывать мероприятия по улучшению организации пожаротушения; контролировать качество разработки оперативно-служебных документов (планов и карточек пожаротушения, справочников и планшетов водоисточников и т. д.) и отработку их практически с вызовом необходимого количества сил и средств.

Для успешного руководства тушением пожаров начальник гарнизона должен знать руководящий документы, приказы и указания Министерства внутренних дел и Главного управления Государственной противопожарной службы, расположение особо важных объектов, пожарную опасность технологического процесса производства их, конструктивные особенности зданий и сооружений, наиболее эффективные способы и средства тушения возможных на них пожаров.

Начальник гарнизона имеет право:

  • принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной служб, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;
  • отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнения этих приказов;
  • Запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения гарнизонной службы;
  • Проверять боеготовность подразделений гарнизона;
  • Осуществлять перидислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;
  • Требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;
  • Утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;
  • Изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;
  • Привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;
  • Разрешать споры между должностными лицами гарнизона;
  • Вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;
  • Вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;
  • Утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.

4.2. Оперативный дежурный гарнизона

Оперативным дежурным гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены службы пожаротушения, если иное не установлено начальником гарнизона. При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утвержденным начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего и старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов), имеющих большой опыт по тушению пожаров и знающих оперативно-тактические особенности городов и населенных пунктов, а также объектов хозяйства. В большинстве случаев их обязанности выполняют дежурные по городу, помощники начальников отрядов, начальники пожарных частей и их заместители. Оперативные дежурные по гарнизону подчиняются начальнику гарнизона.

Продолжительность дежурства, часы приема и сдачи дежурства, место пребывания для оперативных дежурных по гарнизону устанавливает начальник гарнизона, однако, как правило, они должны совпадать с часами дежурств дежурных караулов пожарных частей.

Оперативный дежурный по гарнизону обязан знать расположение улиц, переулков, основных объектов хозяйства, пожарную опасность технологических процессов производства, особенности планировки, конструктивные элементы зданий и сооружений. Согласно порядку, установленному начальником гарнизона, он должен выезжать на пожары и аварии, организовывать тушение пожаров, привлекая для выполнения этой задачи необходимое количество пожарных частей гарнизона и, при необходимости, личный состав учебных заведений Государственной службы.

Кроме того, в ряде случаев для обеспечения успешного тушения  пожаров, проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, привлекается ( по договоренности с военным начальником гарнизона) личный состав воинских частей.

Для правильного руководства тушением пожаров, расстановки сил и средств оперативный дежурный должен знать подготовленность к тушению пожаров начальников караулов, частей и их заместителей.

Оперативный дежурный обязан:

  • руководить в период боевого дежурства нештатной службой управления;
  • владеть оперативной обстановкой в гарнизоне, принимать меры к устранению выявленных недостатков в несении службы пожарной охраны, в числе с выездом на место происшествия;
  • обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной службами в соответствии с требованиями Устава и выполнение заданий начальника гарнизона;
  • обеспечивать подготовку и проведение гарнизонных мероприятий, лично участвовать в их проведении;
  • организовывать и лично проводить пожарно-тактические учения и занятия, контролировать организацию и проведение занятий по боевой и иным видам подготовки в подразделениях;
  • изучать передовой опыт несения службы пожарной охраны;
  • обеспечивать своевременную постановку в боевой расчет пожарных автомобилей и иной мобильной пожарной техники, в том числе возвратившейся в подарзделение после пожара, рассматривать обоснованность вывода пожарной техники из боевого расчета и принимать необходимые решения;
  • организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы гарнизона.

Оперативный дежурный имеет право:

  • проверять в установленном порядке несение караульной службы в подразделениях, проведение занятий по профессиональной  и иным видам подготовки;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в гарнизоне, знакомиться с распорядительной документацией по вопросам организации службы пожарной охраны;
  • отдавать в период боевого дежурства руководителям (начальникам караулов) подразделений и должностным лицам нештатных служб гарнизона в пределах своей компетенции обязательные к исполнению распоряжения по вопросам гарнизонной и караульной службы, в том числе по временной передислокации мобильной пожарной техники с последующим уведомлением об этом начальника гарнизона;
  • вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны.

4.3. Диспетчер гарнизона

Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежурной смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС – дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером «01».

Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи -–начальнику нештатной службы связи.

Диспетчер гарнизона обязан:

  • принимать сообщения о вызовах подразделений пожарной охраны по телефонным линиям связи с номером «01»;
  • направлять к месту вызова силы и средства гарнизона соответствии с расписанием выезда;
  • обеспечивать в установленном порядке передислокацию караулов, отделений подразделений гарнизона;
  • обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона (строевая записка);
  • проверять наличие связи с подразделениями гарнизона и службами жизнеобеспечения;
  • информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и обстановке на месте их работы;
  • докладывать оперативному дежурному поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки, а также информировать об этом подразделения гарнизона;
  • доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения оперативного дежурного и других должностных лиц гарнизона;
  • вести регламентные документы.

Диспетчер гарнизона имеет право:

  • запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона;
  • запрещать выезд караулов на занятия по решению пожарно-тактических задач в случае недостаточности в районе выезда подразделения сил и средств пожарной охраны, в том числе вследствие их участия в тушении пожаров;
  • требовать от должностных лиц гарнизона устранения выявленных нарушений, осложняющих оперативную обстановку в гарнизоне;
  • контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона.

4.4 Начальник нештатной газодымозащитной службы

Начальником нештатной газодымозащитной службы в соответствии с Уставом службы пожарной охраны назначается должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппратах на сжатом воздухе.

Начальник НГДЗС гарнизона обязан:

  • руководить нештатной газодымозащитной службой в гарнизоне;
  • осуществлять контроль за работой баз и контрольных постов ГДЗС, оснащением и содержанием тренировочных комплексов ГДЗС, эксплуатацией и техническим обслуживанием изолирующих противогазов;
  • обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности подразделений к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и использованию мобильных средств противодымной защиты;
  • организовывать и лично проводить занятия с газодымозащитниками, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НГДЗС;
  • апализировать состояние ГДЗС в подразделениях и их органах управления;
  • владеть информацией об оснащении ГДЗС гарнизона, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
  • участвовать в специальных расследованиях несчастных случаях при работе газодымозащитников в изолирующих противогазах;
  • организовывать подготовку газодымозащитников и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НГДЗС.

Начальник НГДЗС имеет право:

  • проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части ГДЗС:
  • требовать от соответствующих лиц исполнения требований Устава и иных пормативных актов в части ГДЗС:
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии ГДЗС, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам ее организации в подарзделениях и их органах управления;
  • давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию ГДЗС;
  • отстранять от работы в изолирующих противогазах газодымозащитников, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих допуска к работе в изолирующих противогазах;
  • вносить в установленном  порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава ГДЗС.

4.5. Начальник нештатной технической службы

Начальником нештатной технической службы назначается в соответствии с требованиями Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.

Начальник НТС обязан:

  • руководить НТС;
  • обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения к ведению боевых действий;
  • организовывать и лично проводить занятия по освоению новой пожарной техники и средств пожаротушения, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НТС;
  • изучать и распространять передовой опыт НТС;
    владеть информацией об оснащении подразделений пожарной техникой и средствами пожаротушения, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
  • анализировать работу пожарной техники, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать проведение испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения в подразделениях;
  • участвовать в специальных расследованиях дорожно-транспортных происшествий в соответствии с порядком, установленном в гарнизоне;
  • оказывать помощь руководителям подразделений в организации технического обслуживания, ремонта и эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;
  • осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений технической службы, рукавных баз и постов диагностики пожарной техники;
  • организовывать подготовку с самостоятельно разрабатывать регламентные документы НТС.

Начальник НТС имеет право:

  • проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НТС;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НТС в органов управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НТС в пожарной охране;
  • давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по совершенствованию и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения;
  • согласовывать в установленном порядке заявки на материально-техническое обеспечение в части НТС;
  • требовать от соответствующих должностных лиц исполнения требований Устава и иных нормативных актов в части НТС;
  • отстранять от работы водителей пожарных автомобилей и другой мобильной техники, нарушающих правила работы, а также лиц, не имеющих удостоверений на право управления пожарным автомобилем;
  • вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании водителей подразделений и личного состава технической службы.

4.6.Начальник нештатной службы связи

Начальником нештатной службы связи назначается в соответствии с требованиями Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи.

Начальник НСС обязан:

  • руководить НСС;
  • обеспечивать контроль за несением гарнизонной и караульной служб в части готовности и применения средств пожарной связи органами управления и подразделениями пожарной охраны;
  • организовывать и лично проводить занятия по освоению новых средств пожарной связи, а также обеспечивать подготовку должностных лиц НСС;
  • изучать и распространять передовой опыт НСС;
  • владеть информацией об оснащенности подразделений средствами пожарной связи, принимать меры к устранению выявленных недостатков;
  • анализировать работу средств пожарной связи, разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению ее технического состояния, в том числе контролировать качество связи и выполнения правил радиообмена в гарнизоне;
  • принимать в установленном порядке меры к выявлению лиц, передающих заведомо ложные сообщения о пожаре, а также создающих помехи для радиообмена в гарнизоне;
  • участвовать в служебных проверках по фактам отказов пожарной связи, порчи и утери средств связи;
  • оказывать помощь руководителям подразделений гарнизона в организации, ремонте и эксплуатации средств пожарной связи;
  • осуществлять контроль за организацией технического обслуживания, ремонта и эксплуатации средств пожарной связи;
  • осуществлять в пределах своей компетенции контроль за работой подразделений служб связи, в том числе полевых узлов связи;
  • организовывать подготовку и самостоятельно разрабатывать регламентные документы НСС.

Начальник НСС имеет право:

  • проверять в установленном порядке несение службы пожарной охраны в части НСС;
  • запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии НСС в органах управления и подразделениях пожарной охраны, знакомиться с распорядительной и иной документацией по вопросам организации НСС в пожарной охране;
  • давать руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны предложения по организации и устранению недостатков по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной связи;
  • требовать от соответствующих должностных лиц исполнения Устава и иных нормативных актов в части НСС;
  • вносить в установленном порядке начальникам органов управления и подразделений пожарной охраны предложения о поощрении и наказании личного состава пожарной охраны, осуществляющего функции пожарной связи;
  • участвовать в установленном порядке в распределении средств пожарной связи, а также согласовывать зявки на средства связи и эксплуатационно-расходные материалы;
  • требовать в установленном порядке введения временных схем связи на период выхода из строя или ремонта основных систем пожарной связи, а также в других необходимых случаях;
  • запрещать работу с неисправными средствами пожарной связи.

5. Особенности организации гарнизонной службы при введении особого противопожарного режима.

В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром МЧС Российской Федерации, министрами МЧС республик, начальниками региональных центров, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:

  • организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;
  • осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов;
  • проводится разъяснительная работа среди личного состава;
  • вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;
  • проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;
  • проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений гарнизона;
  • уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;
  • создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;
  • организуется, при необходимости, постовая и дозорная служба.