Тема №10. Лекция №13.
Лекция на тему:
На тему: «Подготовка и осуществление контроля за оперативно-
служебной деятельностью подразделений и гарнизонов пожарной охраны»
Время: 2 часа
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Сущность и значение контроля, как функции управления.
2. Цели и задачи контроля. Требования, предъявляемые к проведению контроля.
3. Организация, формы и методы осуществления контроля.
4. Содержание контроля за состоянием оперативно-служебной деятельности.
5. Оформление результатов контроля.
1. Сущность и значение контроля, как функции управления.
Возникновение и развитие функций контроля определяется общественным характером человеческой деятельности, объективной потребностью разделения труда, в том числе и труда по управлению.
Осуществление функций контроля является непременной составной частью организаторской работы руководителей аппаратов управления любого назначения (звена, уровня). Применительно для Государственной противопожарной службы от начальников дежурных караулов, руководителей подразделений - по возрастающей и до аппарата МЧС.
В управленческой теории и практике контроль рассматривается одновременно: как необходимый завершающий этап каждого управленческого цикла, как постоянная и многообразная функция управления и представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования подразделений ГПС принятым управленческим решениям, которые выражены в исполнении требований руководящих документов, регламентирующих их оперативно-служебную деятельность.
Контроль обеспечивает взаимодействие элементов системы управления и ее динамичность, а главное - обратные связи, то есть поступление осведомительной информации к субъекту (органу) управления. Именно поэтому контроль является прерогативой (функцией) руководителя, который осуществляет его либо сам непосредственно или с помощью специально выделенных для этого лиц.
Таким образом в процессе контроля за организацией пожарно-строевой подготовки в подразделениях не только выявляются и фиксируются недостатки, но и проводится сопоставление (анализ) фактического положения состояния дел с намеченными целями. Устраняются неблагоприятные обстоятельства, оказывается практическая помощь, выраженная в правильном составлении оперативно-служебной документации, расписания занятий, проведении показных методически грамотных занятий.
Контроль должен всемерно способствовать тому, чтобы каждый руководитель, на различных уровнях деятельности, в планировании и управлении ориентировался на конечные результаты и по ним оценивал свою работу.
Выдающийся советский ученый в области организации управления - П.М.Керженцев отмечал, что ".... самое трудное и самое важное в работе - это поставить правильный контроль над ней ... А чтобы проконтролировать работу, надо прежде всего ее учесть". (П.М.Керженцев. Принципы организации. М. 1968г. стр. 407).
Учет неразрывно связан с контролем и тоже является функцией управления, которую следует рассматривать в тесном единстве с контрольной деятельностью.
Учет лежит в основе всякого контроля за оперативно-служебной деятельностью подразделений ГПС и заключается в получении, обработке, анализе и систематизации сведений (данных), выраженных, как правило, в количественной форме - так наличие спортивной учебно-технической базы, планы-конспекты, учебные журналы, протоколы подведения итогов за период обучения и т.д. Однако контроль, хотя и основывается на учете, не сводится только к нему. Учет дает контролирующему субъекту (органу) только количественные показатели деятельности системы (подразделений).
Контроль же предполагает получение информации не только об объеме проделанной работы, но и ее качестве.
2. Цели и задачи контроля.
Таким образом, контроль за деятельностью подразделений ГПС служит двум основным целям:
- во-первых - направлять деятельность подразделений на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности выполнения принятых решений и заданий;
- во-вторых - управлять процессом непрерывного совершенствования деятельности подразделений в области организации службы, подготовки и пожаротушения путем своевременного обнаружения и устранения возникающих в ней отклонений и их причин.
Применительно к подразделениям ГПС (пожарным частям) контроль - это комплекс мер, активно влияющих на выполнение в полном объеме требований приказов, Уставов, наставлений, регламентирующих организацию службы, подготовку и пожаротушение, указаний по тактической подготовке начальствующего состава, тематического плана боевой подготовки, плана-графика боевой подготовки, расписания занятий, совершенствования методического мастерства начсостава, обеспечение своевременного подведения итогов обучения, развитие и совершенствование учебной материально-технической базы и др.
Одними из основных задач контроля являются:
- обеспечение неуклонного выполнения нормативных актов и документов, например регламентирующих, в частности организацию службы и подготовки;
- обеспечение своевременности и качества выполнения управленческих решений на основе проверки результатов деятельности;
- повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности, совершенствование форм и методов их работы, оказания им практической помощи в устранении вскрытых в их деятельности недостатков.
Положение контроля в системе управления характеризуется внешним и внутренним контролем.
Положение контроля в системе управления характеризуется внешним и внутренним контролем.
Внешний контроль - осуществляемый организациями, не связанными с системой МЧС и пожарной охраны в частности.
Внутренний контроль - осуществляемый по отношению к подчиненным аппаратам, подразделениям, где объекты контроля включены в единую систему МЧС, и в частности, в систему Государственной противопожарной службы.
По характеру различают предупредительный, текущий, и последующий контроль.
Предупредительный контроль - этому контролю, в частности, подвергаются различные решения, требующие утверждения, например, план-график боевой подготовки, расписания занятий, тематический план, график отработки оперативно-служебной документации и т.д.
Текущий контроль - этот контроль позволяет вносить поправки, не нарушая ритма работы, регулировать самому систему и устранять выявленные недостатки. Например - проверки подразделений ДСПТ - ночные проверки, проверки смены дежурных караулов, проверки организации и несения караульной службы.
Последующий контроль - он выражается в проверке результатов работы за определенный период деятельности - например комплексная проверка гарнизона пожарной охраны.
Различия в способах получения необходимой для контроля информации позволяет выделить ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ и РЕАЛЬНЫЙ контроль.
Пример:
- Наличие планов и графиков, расписание занятий, заполняемость учебного журнала и т.д.
- Чему обучен л/с и что выполнено на самом деле.
Требования к контролю.
1. Контроль должен быть важной составной частью организаторской работы руководителей всех уровней, а не только делом специальных контрольных аппаратов. Причем контрольные органы должны не только проверять, но и сами строго соблюдать и выполнять требования нормативных актов, действовать в пределах представленных им полномочий.
Например: проведение строевого смотра.
2. Контроль должен быть систематическим, то-есть носить регулярный (плановый) характер, а не осуществляться от случая к случаю.
Например: ежедневный доклад ДСПТ начальнику отдела службы и подготовки.
3. Контроль должен быть своевременным по срокам своего осуществления, поскольку для повышения эффективности управления чрезвычайно важно - во-первых, вовремя проверить исполнение работы и довести результаты проверки до исполнителей, а, во-вторых, предупредить причины и условия, способствующие упущениям и недостаткам в работе.
4. Контроль должен быть всесторонним - то-есть распространяться на все главные вопросы, решаемые подразделениями (ГПН, служба, техни-
ка).
5. Контроль должен носить объективный характер, исключающий предвзятость, и давать достоверное, фактическое положение дел.
6. Контроль должен быть результативным, то-есть не должен ограничиваться выявлением, фиксированием недостатков, а должен сопровождаться конкретными мерами по устранению этих недостатков.
3. Организация, формы и методы осуществления контроля.
Одним из важнейших участков работы УГПС автономных республик, краев и областей - является систематическое и глубокое инспектирование подчиненных пожарных подразделений.
Систематические проверки дают возможность своевременно вскрыть недостатки в работе подразделений и принимать меры к их устранению, способствуют повышению личной ответственности проверяемых работников за подчиненный им участок, дают возможность выявить положительный опыт в работе подразделений с целью его распространения в других пожарных частях и в конечном итоге способствует улучшению боеспособности пожарных подразделений.
Основная цель проверки должна заключаться в стремлении проверяющих оказать проверяемым практическую помощь в улучшении их работы.
При осуществлении контроля за оперативно-служебной деятельностью пожарных подразделений проверка может быть комплексной, когда проверяют все стороны деятельности, и целевой, когда проверяют отдельные моменты деятельности части.
Состав комиссии для проведения комплексной проверки подбирают с учетом специализации работников, т.е. работник отдела службы и подготовки обязан проверять состояние службы и подготовки, работник отдела Госпожнадзора - организацию профилактической работы, работник отдела техники - состояние пожарной техники и т.п. Возглавлять комплексную комиссию должен руководящий работник УГПС республики, края, области.
Целевые проверки проводят работники УГПС области (края) или отряда, за которыми закреплены города (районы) или пожарные подразделения, а также начальники отделений Госпожнадзора районов, на территории которых расположены профессиональные пожарные части МЧС. За работниками УГПС могут быть закреплены подразделения, а также различные сферы оперативно-служебной деятельности.
Проверяющие (комиссия или сотрудник) должны перед проверкой ознакомиться с приказами и указаниями, направленными для исполнения и контроля в проверяемые подразделения, проанализировать отчетные материалы и другие документы, относящиеся к работе проверяемого подразделения, составить краткий план проверки и получить устный инструктаж от своего непосредственного начальника, а при необходимости и предписание на право проверки.
При проверке проверяющий должен быть объективным, видеть не только недочеты в работе проверяемого подразделения, но и положительные стороны. Вскрыв недостаток, проверяющий обязан установить причины, его породившие, и оказать помощь в устранении недочета, помочь проверяемым правильно решать поставленные задачи, определить, что надо делать, как делать и почему именно так делать. Необходимо, чтобы проверяющие умели не только спрашивать, но и отвечать на все вопросы работников низовых подразделений, конкретно помогать им в работе.
Положительный опыт работы проверяемого подразделения следует обобщить с целью распространения его в других подразделениях.
Проверяющий должен показывать личный пример дисциплинированности, такта, вежливости, не подрывать авторитет руководителей проверяемого подразделения.
Проверяющие наделены большими правами. Им дается право проверять все стороны деятельности подразделения, требовать объяснений и докладов от начальствующего состава о состоянии работы в подразделении, проверять служебную документацию, устраивать проверочные занятия и зачеты, проводить проверочные тревоги, давать указания по устранению выявленных недостатков.
Состояние боевой подготовки в пожарных частях можно проверять в комплексе с другими вопросами (при комплексной проверке) и отдельно (при целевой проверке). Перечень лиц, которым предоставлено право проверки дежурных караулов пожарной охраны МЧС, Уставом службы пожарной охраны МЧС.
Помимо комплексных и целевых проверок, осуществляемых вышестоящими органами, начальствующий состав отрядов и частей должен систематически контролировать состояние организации службы и ход боевой подготовки личного состава своего подразделения, в том числе в ночное время.
Так какие же документы должны быть в подразделениях, определяющие боевую подготовку личного состава.
Если посмотреть в целом, то основными документами планирования боевой подготовки являются:
- в УГПС: - план-график боевой подготовки (на год), который включает в себя пожарно-тактические учения (занятия), тренировки личного состава в изолирующих противогазах и на огневой полосе психологической подготовки, отработку планов и карточек тушения пожаров, работу со специальным оборудованием и вооружением, изучение районов (охраняемых объектов) в оперативно-тактическом отношении, контроль за проведением боевой подготовки в пожарных частях и гарнизонах, организацию проведения сборов, семинаров и стажировки и другие вопросы боевой подготовки;
- в пожарной части: - годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения; тематический план боевой и социально-гуманитарной подготовки на учебный год с утверждением его в УГПС или в исключительных случаях в отрядах ГПС; расписание занятий на месяц;
- план-график проведения плановых и проверочных пожарно-тактических занятий (в дневное и ночное время) тренировок личного состава в теплодымокамере в изолирующих противогазах; отработки (составления) планов и карточек тушения пожаров, изучения районов (охраняемого объекта) в оперативно-тактическом отношении.
Все разрабатываемые документы должны утверждаться соответствующими руководителями и храниться в течение одного года.
4. Содержание контроля за состоянием процесса обучения.
Нельзя успешно вести обучение, не зная, каких результатов достигли обучаемые, насколько твердо они усвоили пройденный материал, как умеют применять знания в решении практических задач по предупреждению и тушению пожаров. Решению этих задач способствует проверка, проводимая систематически, и оценка знаний, навыков и умений обучаемых. Одновременно с этим каждая проверка уровня подготовки личного состава позволяет руководителю занятий самокритично оценивать качество своей работы. Если обнаружиться, что у личного состава имеются пробелы и недочеты в подготовке, руководитель занятия должен проанализировать, все ли он сделал для того, чтобы день от дня повышалось боевое мастерство обучаемых.
С другой стороны, проверка знаний обучаемых служит не только средством выявления качества знаний, но и побуждает их к регулярной, систематической работе над усвоением и совершенствованием знаний, умений и навыков.
Проверка знаний обучаемых может быть устной - в виде опроса, письменной - в виде выполнения определенного задания по той или иной дисциплине и практической - в виде выполнения упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке или решения пожарно-тактической задачи.
При оценке знаний учитывают количественную и качественную стороны работы. Недостаточно установить факт, что обучаемый выполнил задание или провел другую какую-то работу. Надо выяснить вместе с тем, как он понял и усвоил изученное, насколько полно, отчетливо, ясно и прочно.
В практике обучения личного состава пожарной охраны применяются три основных вида проверок: текущая, итоговая и контрольная.
Текущая проверка - проводится обучающим командиром в ходе всей учебной работы, почти на каждом занятии на протяжении всего учебного года. Обычно руководитель занятия опрашивает двух-трех человек преимущественно в начале занятия. К концу месяца он уже будет иметь представление о всей группе (отделении, карауле). В отделении (карауле) могут быть пожарные, нуждающиеся в особом внимании, в повышенной требовательности к ним. Таких пожарных нужно чаще опрашивать.
Итоговая проверка - проводится в караулах ежемесячно, в частях - ежеквартально и за каждый период обучения и за год комиссионно. Цель этого вида проверки - определить объем и качество знаний, навыков и умений, полученных личным составом за определенный период. Результаты итоговой проверки учитывают при планировании дальнейшей учебно-воспитательной работы.
Контрольные проверки - практикуются вышестоящими начальниками в соответствии с их планами (как правило, начальником части, его заместителями, оперативным дежурным по городу или отряду. Дежурной службой пожаротушения и т.д.) Их назначение - вскрыть недочеты в боевой подготовке и оказать квалифицированную помощь своим подчиненным.
Проверяя знания, умения и навыки в ходе текущих и итоговой проверок, обучающий в то же время и оценивает их по четырехбальной системе:
"Отлично", "Хорошо", "Удовлетворительно" и . "Неудовлетворительно"
Оценка должна быть объективной, справедливой. Оценивать различные предметы следует не одинаково.
Например, оценивать знания по социально-гуманитарной подготовке, необходимо учитывать общеобразовательный уровень обучаемого, год работы (службы), прилежание, моральные качества, уровень дисциплины. Важно, чтобы обучаемый на основе полученных знаний верно оценивал факты, явления, события общественной жизни, умел делать для себя правильные выводы, чтобы знания служили руководством в его повседневном поведении.
Оценку по пожарно-строевой и тактической подготовке выставляют за четкое и быстрое выполнение определенных приемов и действий в соответствии с нормативами, по пожарно-техническому вооружению - за знание пожарной техники и пожарно-технического вооружения и умения работать с ним и т.д.
Итоги проверки следует обсуждать на общих собраниях личного состава подразделений. Это повышает чувство ответственности за выполнение задач, стоящих перед подразделениями, сплачивает коллектив.
При контрольных проверках оценку не выставляют, но работу личного состава оценивают устно, указывая на его недостатки и положительные стороны, намечая пути устранения недочетов.
Особым видом проверки боевой подготовки личного состава является инспектирование пожарных частей и подразделений, о чем мы говорили выше в третьем вопросе.
5. Оформление результатов проверки.
После окончания проверки гарнизона или подразделения, комиссия (проверяющий) должна наметить конкретные пути для устранения выявленных недочетов и определить сроки для выполнения мероприятий. Для того чтобы были реальными и выполнимыми, целесообразно до составления акта (справки) проверки обсудить результаты ее на совещании начальствующего состава гарнизона (части), где совместно наметить меры по устранению недочетов.
В акт (справку) проверки следует вносить предложения по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, а мелкие недочеты следует устранять по ходу проверки. Инспектируя гарнизон, часть, проверяющие должны обязательно провести беседы с личным составом для выяснения их нужд, вопросов, пожеланий или жалоб.
Затем при необходимости проверяющий должен порекомендовать начальнику гарнизона, части обсудить итоги проверки на общем собрании (совещании) личного состава и лично принять участие в этом собрании.
Копию акта проверки вручают под расписку начальнику для исполнения предложенных мероприятий, а подлинник представляют руководителю органа, направляющего комиссию на проверку.
О результатах проверки информируют местные органы власти. За ходом выполнения предложений комиссии должен быть установлен постоянный контроль путем проведения контрольных проверок, заслушивания докладов руководителей проверенных подразделений о ходе устранения недостатков.
Управления ГПС должны обобщать и анализировать результаты проверок и издавать их в виде информационных или обзорных писем с рассылкой их по гарнизонам и частям.
Работа проверяющих должна оцениваться не по размерам акта или количеству выявленных недочетов, а по состоянию положения дел в проверенном гарнизоне (части) после ее инспектирования.
Если после проверки работа в проверяемом подразделении стала улучшаться, проверяющий достиг своей цели, а если и после проверки никаких видимых улучшений в работе не наступило, проверяющий не выполнил главной задачи - не оказал помощи в улучшении оперативно-служебной деятельности.
Глава II
Назначение и виды проверок
Одним из важнейших участков работы управлений Государственной противопожарной службы республик и областей (краев), отрядов ГПС районов является систематическое и глубокое инспектирование подчиненных пожарных подразделений.
Систематические проверки дают возможность своевременно вскрывать недочеты в работе подразделений и принимать меры к их устранению, способствуют повышению личной ответственности проверяемых работников за порученный им участок, дают возможность выявить положительный опыт в работе подразделений с целью его распространения в других пожарных частях и в конечном итоге способствуют улучшению боеспособности пожарных подразделений.
Основная цель проверки должна заключаться в стремлении проверяющих оказать проверяемым практическую помощь в улучшении работы.
Проверка пожарной части может быть комплексной, когда проверяют все стороны деятельности подразделения, и целевой, когда проверяют отдельные моменты деятельности.
Состав комиссии (бригады) для проведения комплексной проверки подбирают с учетом специализации работников, т.е. работник отдела службы и подготовки обязан проверять состояние службы и подготовки, работник отдела Госпожнадзора - организацию профилактической работы, работник отдела техники - состояние пожарной техники и правильность ее эксплуатации и т. п. Возглавлять комплексную комиссию (бригаду) должен руководящий работник УГПС—ОГПС области (отряда), как правило это один из заместителей или начальников отделов.
Целевые проверки проводят работники УГПС—ОГПС области (края) или отряда, за которыми закреплены города (районы) или пожарные подразделения.
ПРОВЕРКА ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ
Проверка гарнизонной и караульной служб осуществляется в целях изучения их состояния, боевой готовности гарнизона и его подразделений, оказания практической помощи и выявления положительного опыта работы.
Право на проведение проверки при наличии удостоверения личности имеют:
- МЧС Российской Федерации и его заместители;
- начальник Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и его заместители;
- начальника региональных центров по ГО и ЧС;
- начальники управлений и отделов Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и их заместители после уведомления ими начальника соответствующего территориального органа управления ГПС;
- министры МЧС республик, начальники главных управлений ГПС субъектов Российской Федерации и их заместители (только подразделений ГПС, находящихся в их оперативном подчинении);
- начальники территориальных органов управления ГПС их заместители (только подразделений пожарной охраны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации);
- начальники гарнизонов (только подразделений пожарной охраны на обслуживаемой территории);
- начальники отделов, заместители начальников отделов (начальники отделений) территориальных органов управления ГПС, начальники центров управления силами, начальники служб пожаротушения и их заместители (только подразделений ГПС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном начальником УГПС (ОГПС) после уведомления ими начальника гарнизона);
- оперативные дежурные (только подразделений пожарной охраны на обслуживаемой территории).
Другие должностные лица обязаны предъявлять начальнику гарнизона, подразделения, караула (по предназначению) письменное предписание, заверенное печатью органа управления ГПС, по поручению которого они назначены для проверки гарнизона (караула).
Министр МЧС Российской Федерации и его заместители, начальник Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и его заместители, министры МЧС республик, начальники главных управлений ГПС субъектов Российской Федерации и их заместители, начальники территориальных органов управления ГПС и их заместители самостоятельно определяют цели и объемы проверки.
Старшее должностное лицо подразделения ГПС, в которое прибыли проверяющие, обязано доложить об их прибытии по подчиненности.
При проверке гарнизонной службы необходимо изучить соответствие порядка организации и несения службы требованиям настоящего Устава и другим нормативным документам МЧС России, уровень тактической подготовки начальствующего состава и профессиональной подготовки должностных лиц гарнизона, способность выполнять боевые действия по тушению пожаров. При проверке караульной службы необходимо установить:
- правильность организации караульной службы в подразделении;
- готовность караулов к боевым действиям по тушению пожаров, слаженность, четкость взаимодействия между отделениями, номерами боевого расчета;
- состояние газодымозащитной службы; состояние охраны труда и техники безопасности;
- исправность и содержание средств связи, сигнализации, изолирующих противогазов, пожарной техники и пожарно-технического вооружения; состояние противопожарного водоснабжения;
- знание личным составом караула своих должностных обязанностей и умение их выполнять, строевую выправку, подтянутость и дисциплинированность;
- состояние боевой и пожарно-тактической подготовки;
- методическую подготовленность начальствующего состава, выступающего в роли руководителя занятий;
- наличие и содержание регламентных документов караульной службы в подразделении;
- содержание учебных объектов, состояние служебных помещений и территории подразделения, их соответствие требованиям программ подготовки, наставлений, правил техники безопасности и пожарной безопасности.
Проверка караула должна строиться без ущерба для организации процесса обучения личного состава.
При проверке организации несения караульной службы в подразделениях по охране объектов дополнительно проверяются состояние противопожарного режима на охраняемом объекте, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, установок пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения.
Проверяющие обязаны:
- оценить и сделать выводы о состоянии караульной службы и боевой готовности подразделения;
- рассмотреть результаты проверки с начальствующим составом подразделения;
- наметить конкретные мероприятия и сроки устранения недостатков; занести в соответствующий раздел книги службы результаты проверки; проинформировать о результатах проверки начальника гарнизона для принятия соответствующего решения; установить контроль за ходом выполнения предложенных мероприятий.
Порядок, виды и периодичность проверок караулов подчиненных подразделений определяются начальником гарнизона с учетом складывающейся оперативной обстановки и положения дел в подразделении (гарнизоне).
Все лица, указанные выше и прибывшие для проверки караула по предписанию органа управления ГПС, проводят проверку в сопровождении начальника подразделения или лица, его замещающего.
Старшее должностное лицо подразделения ГПС, в которое прибыли проверяющие, обязано доложить об их прибытии по подчиненности.
Проверка караула должна строиться без ущерба для организации процесса обучения личного состава.
При проверке организации несения караульной службы в подразделениях по охране объектов дополнительно проверяются состояние противопожарного режима на охраняемом объекте, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, установок пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения.
Проверяющие обязаны:
- оценить и сделать выводы о состоянии караульной службы и боевой готовности подразделения;
- рассмотреть результаты проверки с начальствующим составом подразделения;
- наметить конкретные мероприятия и сроки устранения недостатков;
- занести в соответствующий раздел книги службы результаты проверки;
- проинформировать о результатах проверки начальника гарнизона для принятия соответствующего решения;
- установить контроль за ходом выполнения предложенных мероприятий.
Порядок, виды и периодичность проверок караулов подчиненных подразделений определяются начальником гарнизона с учетом складывающейся оперативной обстановки и положения дел в подразделении (гарнизоне).
Организация и подготовка к проведению проверки оперативной служебной деятельности подразделений и гарнизонов пожарной охраны в области службы, подготовки и пожаротушения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОВЕРКИ.
Каждый сотрудник отделения специализируется по основным направлениям деятельности организации службы подготовки и пожаротушения.
- начальник отделения - организационные вопросы организация службы в подразделениях противопожарная служба гражданской обороны.
- старший инженер - организация тушения пожаров, противопожарное водоснабжение, газодымозащитная служба.
- старший инспектор - первоначальная, боевая, служебная и физическая подготовка, спортивно-массовая работа.
- инспектор - пожарная техника, пожарно-техническое вооружение, материально-техническая обеспеченность подразделений, охрана труда, техника безопасности, средства связи,
- инспектор - вопросы присвоения квалификационных званий вопросы допуска к самостоятельной работе начальствующего состава в роли РТП, обобщение материалов по крупным пожарам и гибели людей,
Анализ в вопросах организации службы, подготовки и пожаротушения в подразделениях должен проводится ежеквартально, рассматривая изучение статических данных, причины, условия и другие факторы, способствующие ухудшению или улучшению всей деятельности службы. На основе данного анализа, с учетом выполнения приказов и указаний вышестоящих органов осуществляется планирование работы. Составляются планы работы на квартал с конкретными мероприятиями. В данные планы обязательно включаются комплексные целевое инспектирование оперативно-служебной деятельности подразделений, контрольные проверки оперативной деятельности - раз в год, выборочные проверки подразделений связанные с подготовкой к каким-либо мероприятиям, ежемесячных ночных проверок всех подразделений.
Контроль за выполнением планов работы возлагается лично на заместителя начальника по службе. По каждому не выполненному мероприятию, представляется письменное обоснование о причинах невыполнения в форме рапорта на имя начальника утвердившего план.
Систематическое и глубокое инспектирование - важнейший участок работы.
Проверка пожарной части может быть комплексной и целевой.
Комплексная - проверяются все стороны деятельности подразделения, комиссией составляемой с учетом специализации работников, т.е. работник отдела службы и подготовки обязан проверять состояние службы и подготовки:
- работник отдела ГПН - организацию профилактической работы;
- работник отдела техники - состояние пожарной техники и т.п.
Целевая - проверяются отдельные моменты деятельности части.
Основная цель проверки должна заключаться в стремлении проверяющих оказать проверяемым практическую помощь в улучшении их работы.
Систематические проверки дают возможность своевременно вскрыть недостатки в работе подразделений и принимать меры к их устранению. Способствуют повышению личной ответственности проверяемых работников за подчиненный им участок, дают возможность:
- выяснить положительный опыт в работе подразделений с целью его распространения в других пожарных частях и в конечном итоге способствует улучшению боеспособности пожарных подразделений.
- контролировать фактическое исполнение соответствующих решений высших и законодательных органов власти, приказов и других нормативных актов МЧС России.
Состав комиссии для проведения комплексной проверки подбирают
Возглавлять коллективную комиссию должен руководящий работник УГПС республики, края, области (как правило это один из заместителей или начальников отделов).
Целевые проверки проводят работники УГПС области (края) или отряда, за которыми закреплены города районы) или пожарные подразделения, а также начальники отделений Госпожнадзора районов, на территории которых расположены профессиональные пожарные части МЧС. За работниками УГПС могут быть закреплены подразделения, а также различные сферы оперативно - служебной деятельности.
Подготовка комиссии (бригады) к проведению проверки, процесс Рекомендации
по работе бригад ГУГПС МЧС России при проведении комплексных проверок деятельности УГПС (ОГПС МЧС республик, краев, областей, автономной области и городов).
- Основной задачей выезжающих на места бригад Главка является оказание практической помощи периферийным аппаратам УГПС в повышении уровня всей работы, обучение кадров более совершенным, высокоэффективным формам и методам служебной деятельности, повышение чувства ответственности за порученный участок работы сотрудников любого уровня, а также контроль за фактическим исполнением соответствующих решений высших и законодательных органов власти, приказов и других нормативных актов МЧС России.
- Выезду бригад предшествует тщательная подготовка, заключающаяся в уяснении целей задач проверки, изучении материалов предыдущих проверок, анализа пожаров и других материалов, касающихся проверяемого региона, а также с приказами, указаниями и рекомендациями МЧС России и Главка. Перед выездом бригада получаем инструктаж у руководства Главка. По вопросам, возникшим в ходе подготовки, члены бригады получают разъяснения от руководителей соответствующих отделов ГУГПС.
- Руководителем бригады разрабатывается план-задание на командировку, которое утверждается у начальника Главка (заместителя) и доводится до членов бригады.
- По прибытии на место руководитель бригады информирует начальника органа внутренних дел региона о целях и задачах приезда. Члены бригады представляются в аппарате УГПС (ОГПС) на оперативном совещании. Намечая выезды в периферийные органы, как правило, выбираются для проверки и оказания помощи те аппараты и подразделения, которые работают в условиях сложной оперативной обстановки с пожарами и имеют низкие показатели. Началу работы в подразделениях, как правило, предшествует доклад начальника проверяемого аппарата (подразделения) об обстановке в регионе (районе, городе, объекте).
- Руководитель бригады определяет время приема по личным вопросам, которое доводится до сотрудников аппарата и подразделений телефонограммой.
- Проверка должна носить доброжелательный и гласный характер, сопровождаться проверочным тревогами с вызовом пожарных подразделений и добровольных формирований, разъяснением и показом, обучением проверяемых наиболее рациональным приемам и методам практического решения стоящие перед ними задач.
В то же время, проверяющему следует быть в достаточной степени принципиальным и предъявлять высокую требовательность к руководителям проверяемых аппаратов и подразделений за недостатки и упущения в работе, связанные с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
-
Недопустимо лишь фиксировать недостатки. Необходимо анализировать причины и условиях их порождающие, обобщать и делать выводы. Указывать виновных.
В то же время не следует допускать недооценки фактического материала, характеризующего деятельность аппаратов и подразделений и действительное положение дел с пожарной безопасностью. Только на фактах, а не на интуиции и эмоциях, должны основываться обобщающиеся формулировки по итогам проверки, общая оценка работы органов внутренних дел по борьбе с пожарами.
-
Необходимо подробно раскрыть организацию работы УГПС, ее недостатки и причины, их порождающие.
-
Проверяющие не должны ограничиваться вскрытием недостатков и их причин, следует также осуществлять поиск положительного опята, выявлять и изучать положительные стороны в деятельность проверяемых аппаратов и подразделений.
-
Бригаде Главка необходимо оказать на месте помощь в организации служебной деятельности аппаратов и подразделений ГПС и повышении ее качества.
-
В завершающей стадии проверки бригаде Главка следует организовать проведение проверочного (показного) пожарно-технического учения и выступление в средствах массовой информации. При проведении учений на объекты повышенной опасности организовать оповещение населения.
-
Каждый сотрудник бригады, находясь в командировке, обязан служить примером в отношении к работе, умении уплотнить рабочий день, не считаясь с личным временем, образцовом выполнении служебных заданий и личном поведении. В период работы члены бригады выезжают на пожары (ЧП) по повышенным номерам вызова, с массовой гибелью людей, а также оказывают помощь в исследовании пожаров.
-
Руководитель и члены бригады обязаны знакомить руководителей органов, деятельность которых ими проверялась, а также соответствующие органы власти на местах с выводами о результатах проверки.
-
По результатам проверки составляется справка, объемом, как правило, не более 15 страниц, которая доводится до сведения руководства МЧС региона.
-
Подробные данные о положительных формах работы, после тщательного изучения на месте, собираются членами бригады и представляются в Главк для накопления, обобщения и использования в информационных материалах ГУГПС, представлениях в министерства и ведомства и т.п.
-
Проверяемый аппарат УГПС разрабатывает план основных мероприятий на предстоящий период с учетом принятия мер по устранению вскрытых проверкой недостатков и согласовывает его с руководителем бригады.
-
По окончании проверки ее результаты, доводятся до начальника (заместителя) начальника МЧС (ГУГПС, УГПС ОГПС), а также администрации республики, края, области (автономной области), города. С начальствующим составом УГПС региона проводится итоговое совещание. Состав участников совещания определяется руководителем бригады совместно с руководством УГПС.
При необходимости, результаты проверки могут быть обсуждены на коллегии МЧС (ГУГПС, УГПС ОГПС).
-
Результаты работы бригады докладываются руководству Главка справкой через секретариат в недельный срок и при необходимости разбираются на совещании (в системе служебной подготовки) начальствующего состава ГУГПС.
-
Справки по результатам проверок с исполненными резолюциями, руководства Главка, хранятся в организационно-инспекторском отделе.
Приложение:
- Примерно план-задание на 4 листах;
- Перечень вопросов, рекомендуемых к проверке в аппаратах и подразделениях УГПС, ОГПС МЧС по направлениям деятельности на 23 листах;
П/п |
Проверяемый Раздел (Руководящие документы) |
Вопрос проверки, (требования нормативных и руководящих документов) |
1 |
2 |
3 |
1. |
СЛУЖБА И ПОДГОТОВКА |
|
1.1. |
Организация служебной, боевой, профессиональной и физической подготовки. |
Проверка пригодности личного состава подразделений ГПС к действиям Б условиях, требующих специальных навыков, физической силы, пожарной техники, контроль за порядком присвоения (подтверждения) квалификационных званий, наличием и состоянием учебной материально-технической базы, своевременностью обучения на всех этапах подготовки, качеством проводимых занятий, усвоением личным составом программного материала проводятся: - ежеквартально руководством подразделения ГПС - по окончании учебного года итоговая проверка (комиссионно). Приказ начальника органа управления ГПС, информирование подразделений ГПС не позднее чем за 15 дней до начала проверки, Издание ежегодного приказа. УГПС об организации служебной подготовки и создании учебных групп. Разработка тематического плана по служебной подготовке для проведения занятий начальником службы - со всем личным составом в группах из расчета 80 часов в год по месту службы; Аналогичный тематический план разрабатывается по проведению занятий в группах заместителя начальника (начальников отделов) из расчета 80 часов в год. Занятия проводятся еженедельно по 2 часа или 2 раза в месяц по 4 часа $-(Приказ 8 Пр. № 110) Назначение ответственных лиц. Порядок проведения. Физическая подготовка из расчета 100 часов в год. Состояние учета проводимых занятий, медицинского освидетельствования. |
|
|
Спортивно-массовые мероприятия. |
1.2. |
Организация первоначальной подготовки: |
Содержание первоначального обучения определяется учебными планами и программами подразделений ГПС, Проверить реальность заявок на обучение в учебных подразделениях; учет лиц, проходящих первоначальную подготовку; организацию индивидуального обучения по месту службы. Учет занятий в учебных журналах. |
|
- Лица впервые принятые на службу |
Теоретический курс по 6 часов ежедневно в течение 8 дней |
|
- пожарных |
Проводится в 2 этапа: 1 этап - (индивидуально) по месту службы; 2 этап - курсовая подготовка в учебных центрах. |
|
- радиотелефонистов |
Проводится ежедневно по б часов в течение 15 дней, а также в учебных подразделениях (при создании группы не менее 15 чел.) Продолжительность стажировки - пять дежурств. |
|
- водителей; |
Проводится ежедневно по 6 часов в течение 15 дней, а также в учебных подразделениях (при создании группы не менее 15 чел.). Прохождение стажировки: - для лиц со сменным режимом работы - пять дежурств; - лиц других должностных категорий -ежедневно в течение десяти дней. |
|
- рядового и младшего начальствующего состава |
Курсовое обучение, осуществляется в учебных центрах, пунктах ГПС в объеме не менее 150 учебных часов без учета времени, необходимого для изучения программы специального первоначального обучения л/с ГДЗС. |
|
- командиров отделений |
Подготовка осуществляется в учебных центрах в сроки, определяемые разнарядками МВД РФ, но не позднее чем через 6 месяцев со дня назначения на должность. |
1.3. |
|
Проверить состояние дел по подтверждению итогов за учебный год (издание принципов, пропаганда положительного опыта передовых подразделений УГПС и т.д.); - документы планирования боевой подготовки и учета; - учебная нагрузка 2-4 часа в течение дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждого караула (дежурной смены). |
|
|
Дать оценку деятельности аппарата УГПС в вопросах организации работы по подготовке л/с в части разработки и направления управленческих решений в низовые подразделения. Эффективность работы по определению и |
Рекомендации по оформлению результатов оперативно-служебной деятельности в области службы, подготовки и пожаротушения.
Оформление результатов проверки.
После окончания проверки гарнизона или подразделения, комиссия (проверяющий) должна наметить конкретные пути для устранения выявленных недочетов и определить сроки для выполнения мероприятий. Для того чтобы были реальными и выполнимыми, целесообразно до составления акта (справки) проверки обсудить результаты ее на совещании начальствующего состава гарнизона (части), где совместно наметить меры по устранению
недочетов.
В акт (справку) проверки следует вносить предложения по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, а мелкие недочеты следует устранять по ходу проверки. Инспектируя гарнизон, часть, проверяющие должны обязательно провести беседы с личным составом для выяснения их нужд, вопросов, пожеланий или жалоб.
Затем при необходимости проверяющий должен порекомендовать начальнику гарнизона, части обсудить итоги проверки на общем собрании (совещании) личного состава и лично принять участие в этом собрании. Копию акта проверки вручают под расписку начальнику для исполнения предложенных мероприятий, а подлинник представляют руководителю органа, направляющего комиссию на проверку.
О результатах проверки информируют местные органы власти. За ходом выполнения предложений комиссии должен быть установлен постоянный контроль путем проведения контрольных проверок, заслушивания докладов руководителей проверенных подразделений о ходе устранения недостатков.
Управления ГПС должны обобщать и анализировать результаты проверок и издавать их в виде информационных или обзорных писем с рассылкой их по гарнизонам и частям.
Работа проверяющих должна оцениваться не по размерам акта или количеству выявленных недочетов, а по состоянию положения дел в проверенном гарнизоне (части) после ее инспектирования.
Если после проверки работа в проверяемом подразделении стала улучшаться, проверяющий достиг своей цели, а если и после проверки никаких видимых улучшений в работе не наступило, проверяющий не выполнил главной задачи - не оказал помощи в улучшении оперативно-служебной деятельности.
|