Тема №8. Лекция № 11.
Лекция на тему:
«Педагогические основы обучения личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС РФ».
Время: 2 часа
План лекции
- Понятие о процессе обучения
- Принципы обучения
- Сознательность и активность обучаемых
- Наглядность обучения
- Систематичность и последовательность в обучении
- Доступность обучения.
- Прочность знаний, навыков и умений
- Методы обучения
Понятие о процессе обучения.
Процесс обучения в подразделениях ГПС МЧС РФ - это целеустремленный, организованный процесс совместной деятельности преподавателей (нач. караулов, руководителей различного ранга) и личного состава, в ходе которого обучаемые овладевают знаниями, навыками и умениями, предусмотренными программой боевой подготовки. Преподаватели при этом руководят познавательной и практической деятельностью обучаемых, побуждают их к активной работе, развивают умение самостоятельно добывать новые знания и навыки, ориентироваться в быстрорастущем потоке научной и социальной информации.
Обучение является важнейшим средством образования. Под образованием понимают, во-первых, процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.
Всякое обучение начинается с получения знаний. Например, чтобы умело решить пожарно-тактическую задачу, обучаемый прежде всего должен хорошо знать объект, соответствующие положения Уставов и т.д.
Знания помогают глубже понять пожарную опасность технологических процессов производств, причины возникновения пожаров, наметить необходимые мероприятия по предупреждению пожаров, предвидеть ход развития пожара, принять правильное решение по его тушению и т.д. На своем опыте обучаемый убеждается, что, овладев занятиями, он становится сильнее, знания помогают ему увереннее и с меньшей затратой сил достигать желаемых результатов.
Умение - это выработанная в процессе боевой подготовки способность обучаемого правильно, быстро и четко выполнять те или иные практические действия в различных условиях. Так, водитель на основе получаемых знаний по устройству пожарного автомобиля должен уметь правильно подготовить его для безотказной работы, устанавливать на водоисточник, подавать воду в напорные рукава.
Навыки - это способность человека правильно, быстро и четко действовать в сходных повторяющихся условиях. Владеть навыками – значит довести умение до такого совершенства, когда процесс выполнения практических действий автоматизируется. Навыки как бы обслуживают умения. Они дополняют умение, делают его более эффективным. Например, умение быстро подниматься по штурмовой лестнице в этажи учебной башни включает в себя такие навыки, как правильная переноска лестницы, четкая подвеска ее на подоконник второго этажа, подъем и посадка на подоконник, подвеска в следующий этаж и т.д. При наличии твердых навыков обучаемые правильно и в кратчайшее время выполняют ту или иную работу в любых условиях.
Знания, умения и навыки тесно взаимосвязаны и выработка их протекает практически одновременно. Таким образом основой умений и навыков являются знания, поэтому знаниям принадлежит ведущая роль. Прежде чем что-либо делать, нужно знать, как делать. Лишь имея знания, можно выработать умение, а затем умение постепенно превратится в навык.
Усвоение знаний начинается с восприятия учебного материала путем наблюдения, слушания или чтения. Вслед за восприятием происходит осмысливание изучаемого. Осмысливание предполагает включение новых знаний в систему уже усвоенных. Если обучаемый стремиться запомнить формулировки без уяснения их существа, значит процесс осмысливания протекает слабо и результат от такого учения, как правило, невелик.
В процессе восприятия, осмысливания происходит запоминание. Вместе с тем необходима и работа, способствующая более прочному запоминанию изучаемого материала (повторение, проверка умения обучаемых, самостоятельное изучение Уставов и т.д.).
Полное овладение знаниями происходит в процессе применения их в практической деятельности. Выработке прочных знаний, умений и навыков способствуют поддержание интереса у обучаемых к занятиям, требование руководителя аккуратно, точно и своевременно выполнять все задания, образцовые действия обучающего, глубоко продуманная организация занятия и постоянный показ результатов, достигнутых каждым обучаемым.
Обучение неразрывно связано с воспитанием. Свое воспитывающее воздействие обучение оказывает подчинением содержания, форм и методов обучения интересом подготовки личного состава, в совершенстве владеющего современной пожарной техникой, проведением ярких убедительных примеров обучающимся на занятиях по боевой и служебной подготовке. Мысль о важности и необходимости о всесторонней подготовки к предупреждению пожаров и борьбе с ними, которая достигается в процессе обучения, должна прочно войти в сознание каждого из лиц рядового и начальствующего состава ГПС МЧС РФ.
Принципы обучения
Правильная постановка дела обучения и воспитания личного состава подразделений ГПС требует строгого соблюдения единых, научно обоснованных принципов обучения и воспитания, отражающих важнейшие закономерности и цели процесса обучения и служащих оперативными данными в деятельности руководителей при организации и проведении учебных занятий.
Основные принципы разработаны современной педагогикой, и задача начальствующего состава ГПС заключается прежде всего в том, чтобы умело, творчески пользоваться этими принципами в процессе обучения личного состава. Основными из них являются: научность в обучении; сознательность и активность обучаемых; наглядность обучения; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; прочность знаний, умений и навыков; учет индивидуальных особенностей обучаемых. Наряду с этим руководящими принципами современной педагогики в процессе обучения личного состава используют принципы, вытекающие из задач государственной противопожарной службы и отражающие специфику пожарной охраны. Одним из важнейших принципов является принцип учить тому, что необходимо в работе по предупреждению и тушению пожаров.
Эти принципы сформулированы на основе анализа многолетнего опыта. В них выражены требования закономерностей процесса обучения, его противоречий и логики. Каждый принцип включает в себя правила, т.е. положения, раскрывающие отдельные стороны обучения, его, конкретные требования. Но ни один из принципов не может быть сведен к сумме тех или иных правил. В принципах заключено методологическое содержание, которое определяет общую позицию обучающего, его филосовско-педагогические взгляды на учебно-воспитательный процесс.
Перечисленные принципы едины для всех предметов обучения, и их требования должны учитываться не только при организации и проведении занятий, но и при разработке программ, расписаний, пособий, руководств и т.д.
Рассмотрим кратко сущность каждого принципа.
Научность в обучении - принцип единства воспитания и обучения. Изучаемый материал нужно излагать с позиций диалектического материализма и воспитывать у обучаемых чувство гордости за свою Родину, бережное отношение к пожарной технике, государственному и личному имуществу граждан, стремление совершенствовать свои знания. Помогать обучаемым правильно понимать и оценивать факторы, события, теории с точки зрения интересов настоящего времени.
Этот принцип также требует сообщать обучаемым только достоверно установленные факты и обобщения, которые должны соответствовать последним достижениям в области методов предупреждения, средств, способов и приемов тушения пожаров. Смелое внедрение в практику всего нового, что появляется в методике обучения, изыскание новых, более совершенных и действенных способов повышения боевой и гуманитарной подготовки подразделений.
Сознательность и активность обучаемых.
Осуществление этого принципа предполагает твердую убежденность обучаемых в необходимости успешного усвоения программы. Они должны видеть в изучаемом материале жизненную потребность, знать его роль в работе по специальности.
Обучение должно быть построено так, чтобы изучаемый предмет вызывал интерес у учащихся, чтобы они стремились к приобретению новых знаний и навыков, без которых работник пожарной охраны не может успешно выполнять задачи, возложенные на него.
Добиться этого можно путем такого построения занятий, при котором обучаемые, осмысливая и обобщая материал, сами приходили бы к правильным выводам. Сознательное усвоение материала должно быть противопоставлено механическому "натаскиванию" или зазубриванию; отсутствие сознательности в обучении ведет к формализму. Он выражается в том, что обучаемые заучивают учебный материал, не понимая сущности изучаемых вопросов и не вникая в то, как полученные знания и умения будут применяться на практике.
Активности обучаемых на занятии можно достичь, если заставить их мыслить, находить правильные ответы и сознательно повторять действия, добиваясь поставленной цели. Личный состав будет действовать активно на занятиях в том случае, если ему будет ясен смысл работы, если он глубоко осознает цель и задачи изучения какого-либо материала и практическую его значимость. Повышению активности обучаемых на занятиях также способствуют соревнования между пожарными (например, при работе с пожарно-техническим вооружением) в достижении лучших результатов, объявление в ходе занятия и во время разбора занятий фамилий пожарных, наиболее успешно усвоивших те или иные вопросы, и т.д. Во всех случаях полезно не только замечать инициативу подчиненных, но и поощрять их за это.
Наглядность обучения
Наглядность обучения диктуется тем, что "живое созерцание" - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - являются исходным началом всякого познания. Во всех случаях наглядность облегчает усвоение знаний, возбуждает интерес к учению, делает его более доступным и прочным, способствует пониманию связи теоретических знаний с жизнью, с практикой, оживляет процесс обучения.
Основными видами наглядности при обучении личного состава пожарной охраны являются:
- пожарная техника и пожарно-техническое вооружение, полигоны объекты народного хозяйства и т.д.;
- изобразительная, состоящая из средств имитации (флажки, дымовые шашки и др.), объемных (макеты, модели, стенды, миниатюрполигон и др.), графических (плакаты, рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
- словесно-образная - яркие словесные описания эпизодов тушения пожаров, подвигов пожарных;
- практический показ каких-либо действий.
Отдавая должное наглядности, надо иметь в виду, что наглядные пособия - не самоцель, а средство успешного обучения, которым нужно пользоваться правильно.
Надо, например, иметь в виду, что излишняя перегрузка занятия наглядными пособиями затрудняет усвоение основных вопросов и отвлекает внимание от главного содержания темы. По этой же причине не рекомендуется вывешивать и выставлять наглядные пособия заранее, то есть до того, как будет рассматриваться вопрос, для которого они предназначены. Поэтому руководитель занятия должен заранее продумать, какие наглядные пособия нужно применить и когда их наиболее целесообразно использовать в процессе занятия. На классных занятиях следует шире использовать доску и мел.
Правильно используемые на занятиях средства наглядности расширяют и углубляют знания личного состава, развивают его мышление и наблюдательность, раскрывают практический смысл приобретаемых знаний. Не зря народная мудрость гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Систематичность и последовательность в обучении.
Этот принцип требует изучать учебные предметы в строгом логическом порядке, чтобы обучаемые постепенно приобретали прочные знания и совершенствовали умение и навыки. С учетом требований этого принципа разрабатывают программы подготовки личного состава пожарной охраны, составляют расписания занятий, в которых предусматривается определенная очередность отработки тем и вопросов. Принцип требует переходить к изучению нового материала после основательного усвоения ими пройденного, т.е. придерживаться правилу: не переходить к последующему, пока не усвоено предыдущее; каждое последующее положение должно вытекать из предыдущего.
Выполнение этого принципа может быть достигнуто последовательным изложением учебного материала, выделением главного, подчеркиванием основных положений. Например, для более успешного усвоения пожарными знаний по материальной части КИПов надо объяснять соответствующие детали, начиная с их наружного устройства и назначения, затем отдельные узлы прибора, их взаимодействие и порядок практической работы с ним и, наконец, тренировки на воздухе и в теплодымокамере.
Принцип систематичности и последовательности требует непрерывного углубления знаний, совершенствования умений и навыков. Только обучение, проводимое планомерно, изо дня в день, без пропусков и срывов, может обеспечить выработку боевого мастерства, поддержание его на высоком уровне. Это справедливо по отношению ко всем навыкам (пожарно-строевым, физическим, тактическим и т. д.), но особенно заметно сказывается в работе с пожарной техникой, оборудованием и приборами. Так, достаточно водителю пожарной машины допустить перерыв в подаче воды на пожар, как это сразу же усложнит обстановку и даже поставит под угрозу личный состав, работающий непосредственно по тушению пожара.
Принцип также требует от руководителя занятия постоянного наблюдения за самостоятельной работой учащихся. Самостоятельное изучение уставов, наставлений, боевой техники, а также разного рода тренировки и упражнения должны быть продолжением плановых занятий и направлены на развитие и закрепление тех знаний умений и навыков, которые получили обучаемые в ходе занятий.
Доступность обучения.
Каждый человек может сознательно усвоить материал лишь определенной трудности и в определенном объеме. Принцип доступности требует организовывать и проводить обучение с таким расчетом, чтобы обучаемые при определенном напряжении своих умственных и физических сил могли усвоить необходимые знания и сформировать нужные навыки и умения. При выполнении требований этого принципа надо учитывать общеобразовательную и специальную подготовку личного состава пожарной охраны, а также возраст обучаемых и их практический опыт. Поэтому при организации обучения и выборе методов проведения занятий следует исходить из уровня подготовки личного состава и профиля работы, отбирать учебный материал и излагать его языком, понятным для обучающихся.
Принцип доступности требует, чтобы содержание и объем изучаемых предметов был понятен учащимся, которые, опираясь на приобретенные ранее знания и практический опыт, могли бы уверенно идти вперед, совершенствуя свои знания.
Этот принцип требует также следовать в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Это значит, что при обучении надо постепенно переходить от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным, чтобы изученное ранее являлось основой движения к новому. Приемы и действия, усвоенные пожарными в обычной обстановке, надо затем отрабатывать в сложных условиях. Путь от простого к сложному – это и есть путь все большего сближения действий личного состава на занятиях с действиями в реальной обстановке по предупреждению и тушению пожаров.
Вместе с тем принцип доступности нельзя истолковывать как требование «легкого» обучения. «Легкое « обучение, не требующее напряжения умственных и физических сил, приносит не пользу, а вред, и ему не должно быть места в системе боевой подготовки личного состава подразделений ГПС,
Прочность знаний, навыков и умений.
При обучении личного состава подразделений ГПС особенно важно добиваться прочности знаний и навыков: ему приходится действовать в быстро меняющейся и чрезвычайно сложной обстановке, изобилующей всевозможными неожиданностями и опасностями. Руководствоваться в практической работе полученными знаниями и опираться на них обучаемые могут лишь тогда, когда они не только сознательно, но и прочно их усвоят. Для этого уже при начальной подготовке пожарных работников в частях, учебных центрах (пунктах), на сборах и курсах учебный материал следует излагать ясно, просто и наглядно с тем, чтобы уже на первом этапе обучения достигнуть должного закрепления основных знаний.
Прочность знаний достигается постоянной тренировкой и применением теоретических знаний на практике. Прочному усвоению знаний способствует и повторение пройденного на последующих занятиях.
Вся работа по закреплению знаний, совершенствованию навыков и умений должна опираться на сознательность и активность обучаемых.
Необходимо, чтобы личный состав подразделений ГПС хорошо понимал, зачем ему нужны прочные знания, зачем нужно доведенное до автоматизма правильное и точное выполнение различных приемов и действий с пожарно-техническим вооружением и оборудованием.
Приобретению прочных знаний и навыков обучаемыми способствуют четкость и организованность занятий, аккуратное и точное выполнение всех заданий, постоянная требовательность к обучаемым, тщательная подготовка руководителя занятий, его умение отлично выполнять на практике сообщаемые обучаемым знания. Прочности усвоения знаний, умений и навыков способствует правильное проведение заключительного разбора занятия, в ходе которого командир указывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, оценивает работу каждого пожарного.
Существенным условием достижения прочности знаний и навыков является периодическое повторение ранее изученного материала.
Учет индивидуальных особенностей обучаемых.
Решить основную задачу боевой и тактической подготовки – подготовить специалиста пожарного дела, сознательного, дисциплинированного пожарного – можно только при условии знания индивидуальных особенностей каждого обучаемого, анализа каждой его ошибки и каждого успеха. Ведь в одном и том же отделении имеются пожарные с различным уровнем образования, разным жизненным опытом. У них разные привычки и характер. То, что одним понятно, другим необходимо детально разъяснять; одни отвечают на вопросы руководителя, не дожидаясь пока их вызовут, другие ждут; одни сразу же говорят о том, что им непонятно, другие стесняются.
Чтобы лучше воздействовать на учащихся, надо знать, насколько каждый из них быстро и прочно усваивает учебный материал (кому надо повторить несколько раз, а кто поймет, как говорят, с полуслова), как быстро умеет ориентироваться и проявлять находчивость, насколько у пожарного развита наблюдательность, память, фантазия, каков у него уровень развития.
Учет индивидуальных особенностей нельзя понимать так, что командир должен предъявлять неодинаковые требования к обучаемым. Комплекс знаний и навыков, определяемых программой подготовки личного состава, твердо должен знать каждый пожарный.
Зная особенности того или иного обучаемого и опираясь не его положительные стороны, руководитель занятия пользуется различными способами и приемами воздействия. Например, отличников руководитель занятия может привлекать к себе в помощники; к обучаемому, склонному отвлекаться, чаще обращается с вопросами, предъявляет больше требовательности, используя общественное мнение обучающихся, и т. д.
Весьма важное значение для индивидуального подхода к обучаемым имеет умение тактично относиться к людям, т. е. Владеть педагогическим тактом. Это значит, чутко, но требовательно относиться к обучаемому, понимать его характер, думы, настроение, учитывать психологическое состояние обучаемого. Овладевая педагогическим тактом, командиру надо постоянно помнить, что он ничего общего не имеет с панибратством, заискиванием перед обучаемыми, снисхождением к его слабостям. Как можно больше уважения к человеку и требовательности к нему – вот девиз советской педагогики.
Учить тому, что необходимо в работе по предупреждению и тушению пожаров.
Этот принцип является руководящим в боевой подготовке. Он определяет собой содержание, организацию и методы занятий по различным предметам. Его требованиям подчинены все другие принципы, он придает обучению практическую направленность, обеспечивает связь с опытом работы по предупреждению и тушению пожаров и современным уровнем развития пожарного дела.
Учить тому, что необходимо в работе по предупреждению и тушению пожаров, означает прежде всего учить личный состав в точном соответствии с Уставами, наставлениями, приказами и распоряжениями руководящих органов по вопросам пожарной охраны, ибо в них отражены новейшие достижения в области предупреждения и тушения пожаров. Кроме того, выполнять этот принцип, значит максимально приближать учебную обстановку к боевой, проводить занятия преимущественно на объектах, в любую погоду, днем и ночью. На занятиях создавать обстановку, максимально приближенную к боевой, Особенно это относится к тактической подготовке, которая требует использования различных средств имитации для обозначения не только первоначальной обстановки, но и показа ее в динамике в ходе проведения занятий.
Реализовать требования принципа « учить тому, что необходимо в работе по предупреждению и тушению пожаров» – значит осуществить неразрывную связь теории и практики обучения личного состава, технически, тактически и психологически готовить его к успешной борьбе с пожарами. Особенное значение для осуществления этого принципа имеет изучение объектов и районов выезда пожарных частей в оперативно-тактическом отношении, пожарной опасности технологических процессов производств, пожарной техники и ее возможностей, вопросов развития пожаров, способов и приемов их тушения.
Все принципы обучения теснейшим образом связаны между собой, поэтому твердое знание и умелое применение в процессе обучения основных принципов в совокупности придает всей системе подготовки методически правильный, планомерный и организованный характер. Осуществление лишь отдельных принципов без связи с другими, как правило, не приводит к хорошим результатам в обучении.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Под методами обучения понимаются те способы, при помощи которых обучающий, опираясь на сознательность и активность обучаемых, сообщает им знания, вырабатывает умение и навыки, развивает высокие моральные качества.
Выбор методов обучения зависит от содержания изучаемого материала и состава обучаемых. К основным методам обучения, которые получили распространение на занятиях с личным составом пожарной охраны, относятся следующие устное изложения материала, беседа, практический показ и пояснения, упражнение, демонстрационный метод, самостоятельная работа, практические работы.
Устное изложение материала применяются с целью сообщения новых занятий, объяснения устройства нового вида пожарной техники, знакомства обучаемых с последними достижениями науки и техники в пожарной охране. Устное изложение изложения учебного материала используют в виде рассказа, объяснения или лекции.
Рассказ – краткое изложение темы учебной программы, когда обучающий сообщает учащимся преимущественно фактический материал. При этом по ходу рассказа обучающий обращаться с вопросами к обучаемым в целях проверки, как они слушают, а также в целях мобилизации внимания и усиления их умственной работы.
Чтобы рассказ оставлял глубокие следы в сознании учащихся, обучающему надо тщательно готовиться, совершенствуя свое искусство рассказывания ( литературная правильность речи, ясность, правильность дикции, выразительность).
В овладении методом рассказа большую помощь может оказать кропотливая работа над конспектом: при составлении конспекта приходится думать не только о том, что надо рассказать, но и о том, как говорить.
Чтобы рассказ был доходчивым, его надо строить в четкой, логической последовательности, выделять основные факты, главные мысли, подкреплять их иллюстрациями, а рассуждения – примерами.
Хороший рассказ не может обойтись без плаката, схемы, умело подобранного фактического материала. В рассказа не следует употреблять непонятных терминов, фраз.
Наряду с рассказом при обучении пожарных часто пользуются объяснением.
Объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение сложных вопросов, правил, принципов, схем, примеров
Объяснение отличается от рассказа тем, что оно главным образом дополняет показ. Объяснение значительно короче рассказа. Оно используется чаще всего при изучении приемов работы с пожарно-техническим вооружением на занятиях по пожарно-строевой подготовке, при изучении уставов, устройства пожарной техники и пожарно-технического вооружения, когда ставится задача овладения теми или иными практическими навыками.
Лекция – развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ тех или иных вопросов. Основное место в лекции занимает разбор фактов, их сопоставление, установление связей между ними, аргументация выдвигаемых положений, обобщений и выводы.
БЕСЕДА – вопросно–ответный метод обучения, применяемый для сообщения новых занятий, закрепления, повторения изученного материала, проверки знаний учащихся.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ И ПОЯСНЕНИЕ – применяются при обучении выполнению приемов работы с пожарно-техническим вооружением, пожарной техникой; изучении практических тем по тактической подготовки и другим предметам. Преимущество показа перед другими методами заключается в том, что обучаемые зрительно воспринимают показываемые приемы.
УПРАЖНЕНИЕ – многократное повторение приема или действия с целью овладения наиболее быстрыми и точными способами их выполнения.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МЕТОД – одно из средств реализации принципа наглядности в обучении. Он имеет преимущество перед другими методами обучения: обучаемые зрительно воспринимают показываемые предметы в натуре и обеспечивается наилучшее усвоение учебного материала с наименьшей затратой времени.
Особенно важно подчеркнуть значение демонстрации при изучении пожарно – технического вооружения, пожарной профилактики и других предметов, когда обучаемым можно показать пожарно – техническое оборудование, пожарную технику, строительные материалы, макеты и т. д. Желательно, чтобы обучаемые во время изучения могли взять в руки детали боевой техники, различного снаряжения и оборудования. Это позволит им более подробно рассмотреть и лучше запомнить изучаемое.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – метод, без которого невозможно в совершенстве овладеть боевой техникой, научиться четко выполнять приемы по пожарно – строевой и физической подготовке.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – один из важнейших методов обучения, способствующий углублению знаний, совершенствованию умения и навыков личного состава пожарной охраны. Практические работы лежат в основе пожарно – строевой и тактической подготовки, изучения пожарной техники, вооружения и оборудования и др. Практические работы обычно проводят в составе отделений, боевых расчетов, караулов и поэтому играют решающую роль в сколачивании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач по тушению пожаров.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Под организационными формами обучения принято понимать определенные способы организации учебного процесса. Они зависят от содержания темы, учебной цели, уровня подготовки обучаемых и места проведения занятий.
Опыт показывает, что основными формами обучения личного состава пожарной охраны являются: занятия типа урока, строевые занятия, оперативно – тактическое изучение охраняемых районов и объектов, тактические учения, разбор пожаров.
ЗАНЯТИЯ ТИПА УРОКА – одна из наиболее распространенных форм обучения. В зависимости от темы и цели занятия типа урока можно проводить в учебном классе, на объекте, на спортивной площадки и во многих других местах.
Сущность урока состоит в том, что процесс изучения учебных вопросов ведется при активном и одновременном участии всей группы в целом.
Урок, как правило, начинается вступительным словом руководителя занятий, помогающим слушателям войти в курс дела и заостряющим их внимание на главных моментах предстоящей работы.
В зависимости от учебной цели урока руководитель занятий может приступить или к рассказу и объяснению, если на занятии изучается новый учебный материал, или ставит вопросы перед слушателями, если материал уже был освещен на лекции или на предыдущем уроке, т. е. проводит занятия в виде семинара. Основной задачей последнего является закрепление, углубление и проверка знаний и навыков, полученных слушателями на лекциях, уроках и во время самостоятельной работы. С учетом этого семинары следует проводить методом живой, развернутой беседы при активном участии слушателей.
Слушатели, участвуя в обсуждении вопросов, предусмотренных планом семинара, высказывая свои мнения, анализируя ранее прочитанное, связывая изучаемое с задачами пожарной охраны, глубже осмысливают материал, уточняют и закрепляют его в памяти.
Урок обычно заканчивается подведением итогов, где руководитель занятий перечисляет изученные вопросы, обращает внимание слушателей на неправильные ответы, оценивает их знания и т. д.
На каждом занятии обучающий в зависимости от цели занятия, содержания учебного материала, уровня подготовленности обучаемых и материального обеспечения занятий, использует различные методы обучения: например, на политических занятиях – рассказ, беседу, самостоятельную работу над книгой; на занятиях по пожарно – техническому вооружению – объяснение демонстрацию, беседу; на занятиях по пожарно – строевой и физической подготовки – практический показ, упражнение и т. д.
Методы обучения на занятиях типа урока должны быть заранее продуманы руководителем занятий.
ОПЕРАТИВНО –ТАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫХ РАЙОНОВ И ОБЪЕКТОВ.
Целью этой формы обучения является всестороннее глубокое изучение района выезда и отдельных участков района выезда части, отдельных участков района выезда и отдельных объектов. Это одна из основных форм обучения личного состава. Она дает возможность более конкретно решать вопросы предупреждения и тушение пожаров в охраняемых районов и на объектах. В ходе таких занятый состав с одной стороны вырабатывает тактическое мышление а с другой – выявляет нарушение противопожарного режима и предлагает их устранять в установленном порядке. Занятия по оперативно – тактическому изучению объектов обычно предшествуют практическим занятиям по тактической подготовке.
ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ – высшая форма боевой подготовки, основное средство достижения высокой практической выучки личного состава. Они проводятся на объектах, в любое время года и суток с максимальным приближением обстановки к действительности. Особенность этой формы боевой подготовки заключается в том, что в ходе ее обучаются и воспитываются все от рядовых до руководителя учения. Кроме того, на учениях объединяются в единый комплекс все знания, умения и навыки, приобретенные личным составом в процессе обучения.
Учения также способствуют совершенствованию тактического мастерства личного состава и всех сторон практической деятельности подразделений в целом по тушению крупных и сложных по обстановке пожаров, требующих привлечения значительного количества сил и средств.
РАЗБОР ПОЖАРОВ - наиболее общая форма обучения личного состава, позволяющая широко популяризовать новейшие достижения в области теории и практики тушения пожаров, вскрывать недостатки в действиях личного состава при тушении пожаров, показывать пути их устранения, намечать конкретные мероприятия по предупреждению пожаров. Эти занятия позволяют глубже познавать и анализировать процессы развития и тушения пожаров, воспитывать у личного состава мужество и самоотверженность, умение проявлять правильную инициативу при решении задач в области предупреждения и тушения пожаров.
Все эти формы обучения выработаны многолетней практикой и применяются для решения определенных задач обучения и воспитания личного состава.
|