Лекция №11. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность
Проблема национальной безопасности
Объединение людей в процессе жизнедеятельности, повышая уровень безопасности каждо го участника этого объединения, удовлетворяет его коренную индивидуальную потребность, его личный интерес. При этом возникают общие интересы участников в безопасности образо ванного сообщества, которые можно охарактеризовать как интересы общества.
Исторически наиболее устойчивой формой организации сообщества стало государство, а организованные государством сообщества принято называть народами или нациями (входя щие в состав нации меньшие сообщества называют национальностями; современные политологи утверждают, что истории неизвестно ни одной мононациональной нации - все они мно гонациональные). Организационная структура- государство - включает в себя народ и госу дарственную систему управления, занимающие определённую территорию. Проблемы безо пасности этой организационной структуры составляют интересы государства.
Все названные интересы тесно связаны между собой, поскольку имеют в своей основе интересы человека как биосоциального существа, но, тем не менее, различаются. Согласно Концепции национальной безопасности России:
Интересы личности состоят в личной безопасности, в качестве и уровне жиз ни, в возможности физического, духовного и интеллектуального развития. Это, как легко увидеть, другая формулировка упоминавшихся показателей качества жизни человека по определению экспертов ООН.
Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия.
Интересы государства состоят в незыблемости суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и социальной стабильно сти, в обеспечении законности, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Носители перечисленных интересов, согласно теории безопасности, являются взаимовложен ными объектами безопасности. Их совместную безопасность называют национальной безопас ностью. В Законе РФ «О безопасности» записано:
«Безопасность /национальная/ — состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Разница интересов объектов безопасности, являющаяся естественным фактором, создает основу для столь же естественных конфликтов. Этот фактор постоянно присутствует в исто рии каждой нации и создаёт внутренние угрозы её безопасности. Нация жизнеспособна, если она находит баланс на основе компромисса конфликтующих интересов, по-разному достигае мый в разных исторических условиях, но обязательно формирующий общие национальные интересы (см. рис.1).
Рис. 1 Формирование национальных интересов
Способность нации к такому компромиссу выше была названа духовным здоровьем общества и его членов. Нация, потерявшая духовное здоровье, нежизнеспособна и обречена на уход с ис торической арены, что будет показано в следующем параграфе кратким обзором фундаменталь ных трудов историков и философов. Итак:
Национальные интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В демократическом обществе, провозглашённом в России её Конституцией баланс национальных интересов, строится на основе приоритета интересов большинства граждан государст ва. Поэтому:
Существом проблемы национальной безопасности России является защи та интересов большинства её граждан.
Первая тема настоящего курса была посвящена появлению в новой эпохе глобальных угроз человечеству в целом от его жизнедеятельности. Эти же угрозы следует отнести и к числу внешних угроз национальной безопасности. Они дополняют и придают новые особенности всегда существовавшим внешним угрозам людям от опасных и разрушительных проявлений сил природы и от проявления агрессии и насилия со стороны соседей.
С естественными и неизбежными угрозами от природы всё ясно. А неизбежность и особенности проявления агрессии и насилия со стороны соседей требуют пояснений. Эти проявления являются следствием так же естественных конфликтов между сообществами, их постоянной исторической борьбы за ресурсы самого различного рода. Конфликт интересов между людьми (и сообществами), как отметил 3. Фрейд, в принципе решается только посредством насилия. Насилие сильнейших в процессе развития человечества меняет свои формы, переходя от дико го истребления конкурентов к покорению теми или иными методами и использованию не только богатств, но и трудового потенциала побеждённых в своих интересах. Развитие цивилизации выработало сопротивление такому положению в форме права (в данном случае международного), когда большую силу одного компенсируют объединением слабейших и выработкой законов сотрудничества. Но и в случае господства законов, это господство поддерживается опять-таки насилием объединения (в разных формах) по отношению к сильнейшему, противопоставляющему себя остальным. Таким образом, неизбежность применения насилия между народами влечёт за собой постоянную внешнюю угрозу национальным интересам и национальной безопасности.
Внутренние и внешние угрозы национальным интересам должны парироваться субъектами национальной безопасности. Проблема национальной безопасности заключается в обеспечении наличия и эффективной деятельности субъектов с учётом особенностей объектов безопасности и угроз. Анализ этих особенностей позволяет понять задачи и состав субъектов национальной безопасности, а также определить место и степень участия каждого гражданина, как субъекта, в обеспечении безопасности жизнедеятельности на национальном уровне, впрямую влияющей на уровень его личной безопасности. Условия новой эпохи понуждают обращать особое внимание на обратные связи, на обеспечение безопасности от самой деятельности субъектов.
Законы развития культурно-исторических типов
Анализ законов жизнедеятельности на национальном уровне и судеб народов лежит в основе ряда фундаментальных научных теорий, в основных своих чертах перекликающихся друг с другом. Эти теории позволяют выявить существо угроз от исторического взаимодействия наро дов и принципиальные условия национальной безопасности.
Н.Я.Данилевский, известный русский деятель и мыслитель (конец XIX века), впервые отверг господствовавшую до того времени мысль, что история есть единая нить в развитии человече ства, прогресс некоей общей цивилизации. Он построил теорию культурно-исторических ти пов, отметив, что эти типы (народы), как и люди, рождаются, мужают, стареют и умирают. По мнению Данилевского, культурно-исторический тип характеризуется отдельным языком или группою языков, довольно близких друг другу. Необходимым условием возникновения локальной цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, является образование самостоятельного государства. Начала цивилизации одного культурно-исторического ти па не передаются народам другого типа - каждый тип вырабатывает их для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций. Циви лизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полно ты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляю щие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств. Культурно-исторический тип есть понятие, подчинённое в отношении к человечеству, и, следовательно, должен подчи нять свои интересы и стремления общим интересам человечества.
Обратив особое внимание на постоянные попытки насильственного перевертывания русской жизни на иностранный лад, «европейничанья», Данилевский предупреждал, что это представ ляет собой «коренной вопрос, от решения которого зависит вся судьба России». Русский народ имеет самобытный характер и свою судьбу. Русско-славянский культурно-исторический тип в будущем «в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности, которые разработывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма неполном соединении».
Англичанин А. Топнби (первая половина XX века), также исследовавший вопросы возникно вения, развития и исчезновения больших и устойчивых сообществ, называл эти сообщества цивилизациями. «Бог не создал мир неизменным и не сделал существование неподвижным», - считает Тойнби. Развитие человечества после периода варварства, историю, Тойнби рассмат ривает как историю цивилизаций, а не государств и наций, полагая последних частными прояв лениями жизни цивилизаций. Цивилизации - по Тойнби - есть «определённые типы человеческих сообществ, вызывающие определённые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры».
Тойнби перечисляет большое количество цивилизаций в истории человечества, из которых к современным относит:
- Западную (на основе католического христианства),
- Русскую (на основе православного христианства),
- Арабскую (на основе мусульманства),
- Иранскую (на основе мусульманства),
- Индийскую (на основе индуизма),
- Китайскую (на основе конфуцианства),
- Японскую (на основе ветви конфуцианства).
Тойнби отмечает, что цивилизации развиваются, сталкиваясь между собой, а затем постепенно исчезают со сцены. Цивилизацию, находящуюся в процессе роста, можно определить как цивилизацию, у которой культурные компоненты гармонически сочетаются в единое целое. Распадающуюся цивилизацию можно по этому же принципу определить как цивилизацию, элементы культуры которой рассогласованы. Расщепление культуры подхватывается экспансией соседей, одна культура вторгается в другую. При этом экономический элемент воспринимается гибнущей культурой с наибольшей готовностью, за ним следует политика, а на последнем месте оказывается культурный элемент. Разложение интегральной культуры кончается соци альной катастрофой.
По мнению Тойнби, «война, торговля, информационное воздействие - вот главные каналы отношений между цивилизацией и её внешними противниками. Опыт нескольких тысяч лет со времени появления первых цивилизаций даёт множество примеров столкновения цивилизаций. Впечатляет экспансия и мощь распространения Греко-римской цивилизации, распространившейся на большей части Старого Света вплоть до Индии, Британии и даже Китая и Скандинавии. Она в течение нескольких веков успешно вела борьбу, отражала контрудары оружия, но потерпела поражение от духовного контрнаступления новых религий, в особенности христианства. Этому натиску сдались не крепости, а сердца и души людей, а падение вслед за этим горо дов и укреплений, а затем и самой империи было делом времени. С империей рухнула и цивилизация».
Столкновения между цивилизациями — наиболее вероятный путь, по которому может в будущем пойти человечество. Знаменательны следующие замечания англичанина Тойнби:
«Совершенно очевиден экспансионистский характер Западной цивилизации. Всеми доступ ными ей средствами на протяжении многих столетий она стремилась поглотить иные культуры и цивилизации, в результате ей практически удалось пока захватить весь мир. Запад, скажут все русские и мусульмане, индусы и китайцы, и все остальные — это архиагрессор современной эпохи, и у каждого найдётся свой пример западной агрессии».
Ещё в 1947 году Тойнби писал:
«Достигшие огромной материальной мощи Соединённые Штаты будут претендовать на роль не только политического, но и цивилизационного гегемона в мире. Теперь уже Запад приходится считать не европейской цивилизацией, но цивилизацией евро-американской, в которой США доминируют во многих областях».
Наряду с угрозами от столкновения локальных цивилизаций, Тойнби уже в 50-х годах XX века видит опасность для современной общечеловеческой цивилизации в её мощных средствах массовой информации, политического, идеологического и психического воздействия на индивида и массы. Процесс «программирования» приобрел размеры, угрожающие самой цивилизации. «Запрограммированный» человек утрачивает сущностные характеристики своей природы - способность свободно мыслить, свободно действовать, творить самого себя, свою жизнь и историю. Тем не менее, в разум человека он верит, а, следовательно, верит и в то, что история не прервётся трагически, что она имеет истинно человеческое будущее.
Л.Н.Гумилёв (середина XX века), углубляя понятия культурно-исторический тип, цивилизация, народ, ввёл понятие этнос. Им он подчеркнул то обстоятельство, что возникновение, развитие и исчезновение больших и устойчивых сообществ {этногенез) является результатом не только общего языка, не только далее развития социальных отношений между людьми, но ещё и результатом взаимодействия людей с окружающей средой, с ландшафтом и климатическими особенностями территории обитания.
По Гумилёву, природные объединения людей обладают общими стереотипами поведения, сформированными общими географическими и климатическими условиями существования, общими предками, общей историей, общей культурой, общей судьбой. Очень велико влияние на стереотипы поведения этноса географических и климатических условий, что легко понять, сопоставив эти условия в странах с мягким, благодатным климатом (где температура воздуха практически не опускается ниже 0 градусов) и удобным для взаимосвязей положением (у неза мерзающего моря, например) - в Западной Европе, США, Японии - с условиями в «резко конти нентальных» регионах России. Ясно, что образ жизни, обычаи и традиции, национальная культура и особенности психологии представителей этносов этих стран не могут быть одинаковыми. Гумилёв приводит примеры этносов: немцы, французы, англичане, шведы, белорусы, вели короссы...
Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности, взаимодействуя как система с окружающей средой, постоянно ведет борьбу против многочисленных опасностей со стороны природы и соседей. Структура этноса, как и любой системы, всегда сложна. Он состоит из этнических групп (великороссы: московиты, жители центральной Руси, поморы, казаки, чалдоны и т.д.), различия между которыми позволяют путем отбора поддерживать конкурентоспособность этноса среди соседей. С другой стороны, в целях расширения масштабов жизнедеятельности и обеспечения безопасности этнос, так или иначе, сам входит в состав более крупных сообществ, называемых суперэтносами. Суперэтнос тоже может быть назван народом, особенно если он объединен одним государством. Примеры суперэтносов, по Гумилёву: российский, западноев ропейский, мусульманский, китайский.
Причина возникновения этносов Гумилёву неясна, он называет эту непонятную причину возникновением в сознании объединяющихся людей т.н. пассионарности, возможно, космического происхождения (в результате облучения космическими лучами). Носителями пассионарности являются пассионарии — люди, готовые на самопожертвование ради некоей идеи и «не могущие заставить себя рассчитывать последствия своих поступков».
Этносы находятся в постоянных столкновениях и развитии, однако их развитие не беспре дельно. Аналогично любому живому субъекту, оно имеет «начало, конец... и вновь начало», но - начало уже другого сообщества, другого этноса, другого государства, другого компонента в
составе «вечного» человечества. Это позволяет человечеству иметь необходимое для жизнестойкости разнообразие этносов (изменчивость, отбор - основы устойчивости эволюции).
О.Шпенглер (первая половина XX века) обратил внимание на то, что западная цивилизация, доминирующая в индустриальной эпохе и основанная на рыночных отношениях, близится к своему закату. Исчерпали свои возможности тенденции безудержного роста преобразований окружающей природной среды, господства в обществе материальных, а не духовных ценностей - всего того, что лежит в основе западной цивилизации. Свою книгу он назвал «Закат Европы».
Учёные Римского клуба (например, А.Кинг, Б. Шнайдер - «Первая глобальная революция», конец XX века), фактически продолжая идеи Шпенглера, отмечали в своих докладах, что ус тойчивое общество никогда не возникнет в рамках мировой экономики, которая опирается только на действие рыночных сил. Это должно быть общество заботы о сохранении природы и её восстановлении. В равной мере это должно быть общество социальной справедливости, по скольку большие различия в уровне благосостояния и привилегиях могут привести к возникно вению губительных разногласий между людьми. Все черты будущего, перечисленные в докладах Римскому клубу, противоречат мировоззренческим взглядам и принципам жизнедеятельности западной цивилизации.
Подводя итоги проведенного обзора, можно сказать, что сегодня стоит и решается вопрос, в полной мере судьбоносный для народов: какие из цивилизаций окажутся наиболее жизнеспособными в эпоху устойчивого развития, а, кроме того, и при переходе к ней?
Сила национального единства
Очень важные обстоятельства, определяющие жизнеспособность, жизнестойкость объеди нения людей в народ (культурно-исторический тип, этнос, нацию) отметил испанский историк и философ Х.Ортега-и-Гассет (первая половина XX века). Объединение людей основывается, по его мнению, не столько на насилии, материальном принуждении населения властителями и пассионариями, сколько на моральном внушении, стремлении осуществить общую программу грядущего. Одной силой никто никогда ничего путного не добился. Насилие создавало лишь псевдогосударства, которые, просуществовав краткий срок, исчезали с лица земли. Подлинное единство национального образования созидается проектом совместной жизни, национальной идеей. Народ, образующий жизнеспособное государственное целое, всегда проживает вместе для чего-то. Например, Римская цивилизация выступала синонимом порядка, правовой дисцип лины, организации, дающих смысл жизни своим гражданам. И окружавшие империю варвары подчинялись Риму, охваченные иллюзией участия в жизни, где каждый мог найти себе место.
Кроме того, по мнению Х.Ортега-и-Гассета, нация не может состоять исключительно из «на рода», она нежизнеспособна без «избранного меньшинства». Это меньшинство представляет собой элиту, управляющую жизнедеятельностью народа. Историческая миссия элиты заключа ется в том, чтобы национальная идея сплотила людей в социальное целое, пронизала каждую живую клетку народной массы. Элита состоит не только из пассионариев, одержимых национальной идеей, умеющих привлечь к себе души, порождая своего рода поле духовного тяготения, покоряющих остальных властью примера. Управляющий слой общества всегда заполнен также энергичными и инициативными людьми, интересующимися исключительно властью и богатством. Однако пока национальная идея владеет общественным сознанием, пока общество духовно здорово, и существует механизм формирования национальных интересов с преобразо ванием интересов общества в первые интересы и таких людей, нация сохраняет свою жизнеспо собность. Римская цивилизация перестала существовать, когда управляющая элита перестала думать об общем для всего народа будущем, сосредоточившись на эгоистических интересах. С потери духовного здоровья, с переориентации элиты, а за ней и всего народа на сугубо личные интересы - с потерей единства теряется и жизнеспособность нации. Угроза потери духовного здоровья является главной внутренней угрозой национальной безопасности. Нет будущего у народа, не желающего думать об общем будущем, о своей защите, о своей безопасно сти. «Народ, не испытывающий никакого стыда из-за разложения, дурной организации своих вооружённых сил, не способен удержаться на плаву, или выжить» (Х.Ортега-и-Гассет).
|