Лекция №15. Обеспечение национальной безопасности России в новой эпохе

Государственная система обеспечения национальной безопасности

     Основные положения обеспечения национальной безопасности системой государства представлены в Концепции национальной безопасности России, утверждённой Указом Президента от 17 декабря 1997 года, в редакции Указа 10 января 2000 года.

     Концепция включает в себя:

  • определение: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации»;
  • разделы, содержащие рассмотренные выше вопросы: «Россия в мировом сообществе», «Национальные интересы России», «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации»
  • завершающий раздел «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации».

     В завершающем разделе в соответствии с угрозами в сферах национальных интересов названы виды национальной безопасности:

  • экономическая,
  • экологическая,
  • социокультурная,
  • политическая,
  • информационная,
  • международная,
  • техногенная,
  • пограничная,
  • социальная,
  • военная.

     В Концепции отмечено, что обеспечение всех видов национальной безопасности представля ет собой единый взаимосвязанный спектр проблем. Решение этих проблем достигается своевременным прогнозированием угроз и принятием не только оперативных, но и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз.
     Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства, осуществляющие обширный комплекс мер политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия компонентов системы определя ются Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, федеральными программами Российской Федерации.
     В Концепции назван состав государственной инфраструктуры обеспечения национальной безопасности Российской Федерации:

  • Президент
  • Федеральное Собрание
  • Правительство
  • Совет Безопасности;
  • Федеральные и региональные органы исполнительной власти

     Ведомства, предназначенные для непосредственного обеспечения безопасности: Министерст во обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения (с их задачами и деятельностью молодёжь знакомится в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»). Остальные компоненты государ ственной инфраструктуры, осуществляя различные функции, тем не менее, все опосредованно участвуют в защите и предотвращении угроз по соответствующим видам национальной безопас ности.
     Поскольку постоянно существовала и существует опасность подмены государственными чи новниками общественных целей своей деятельности на цели личные, для исключения угрозы недемократических решений со стороны бюрократических государственных структур, согласно Концепции, в настоящее время решающее значение имеют:

  • обеспечение свободы слова в средствах массовой информации;
  • повышение роли выборных органов;
  • участие политических партий в управлении государством;
  • развитие общественных организаций и методов общественного воздействия на решение за дач национальной безопасности.

     Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России
     Как подчёркивали историки и философы, жизнестойкость нации определяется не только дея тельностью управляющей элиты государства, но и характером жизнедеятельности всего общества, пассионарностью, духовным здоровьем народа. Единство народа основывается на общем для всех стремлении к общей цели, на национальной идее. Она позволяет создать баланс интересов личности и общества, необходимый для результативной борьбы с угрозами. Этот баланс должен возникнуть не только в сознании людей, в общественном мнении, но и отразиться в менталитете, постоянно на уровне подсознания влияющем на ежедневный выбор человека при его жизнедеятельности. Наглядно представить основу мер по обеспечению национальной безопасности России от коренной угрозы - потери духовного здоровья общества — позволяет схема (см. рис. 1).

Рис. 1 Основа мер по обеспечению национальной безопасности России

     На схеме с использованием шкалы соотношения черт индивидуализма и коллективизма представлена картина изменения во времени этого соотношения для русского менталитета и для общественного мнения.
     Напомним, что соотношение черт индивидуализма и коллективизма присутствует в инерционном менталитете социума (в подсознании его членов) и в более подвижном общественном мнении (общественном сознании), постепенно воздействующем на менталитет и меняющем его положение на принятой шкале. Для поддержания жизнеспособности нации соотношение черт в её менталитете должно соответствовать не прошлому, а изменившемуся, существующему на данный момент уровню угроз обществу (на схеме это отображено как «Идеальное положение русского менталитета в условиях современных угроз»). Поиск оптимума при изменении уровня угроз вызывает естественные несоответствия изменчивого общественного мнения реальным условиям.
     Повышение уровня безопасности общества в конце XX века вызвало в России сдвиг общест венного мнения в сторону индивидуализма, в сторону увеличения прав и свобод личности в ком промиссе между интересами личности и общества (см. на рис. траекторию «Изменение общест венного мнения в условиях либеральных реформ»). При этом удаление общественного мнения от необходимой доли коллективизма зашло далеко за оптимум, соответствующий реальному уровню угроз национальной безопасности («Идеальное положение русского менталитета...»).
     В эйфории начатых реформ с курсом на образ жизни в западной цивилизации не учитывалась разница между уровнем существующих угроз для России и для Запада - хотя бы со стороны природы. Ведь в России, с её природными холодами и расстояниями, даже для поддержания достиг нутого комфорта надо постоянно затрачивать больше усилий, чем в других странах. В суровых условиях жизнеспособность России зиждилась именно на коллективизме, как ведущей черте менталитета нации. Но даже и при прочих равных условиях отставшие страны (теперь это и Россия) не могут равняться на Запад, не смогут «жить как все» (т.е. как на Западе), идти по пути, пройденному передовыми странами. Это твёрдо установлено учёными и признано на Конферен ции ООН-92, причём для холодной России это тем более непреложно. В эйфории перемен не учитывались и перспективы мировой динамики, неизбежность перехода человечества к устойчивому развитию с необходимыми ограничениями западных свобод жизнедеятельности, с «закатом Европы».
     Длительные и значительные отрывы состояния общественного мнения от реального уровня угроз и от существующего менталитета ведут к потере духовного здоровья, к неспособности народа сопротивляться возрастающим в новой эпохе угрозам (на схеме - точка «Возможная потеря жизнеспособности»). Поэтому защита от коренной угрозы - потери единства и духовного здоровья общества - может быть обеспечена только своевременным изменением общественного мне ния народа России по траектории, необходимой для сохранения жизнеспособности нации и показанной на рис. 2.

Рис. 2 Обеспечение национальной безопасности

 

     На следующей схеме (см. рис. Обеспечение национальной безопасности) иллюстрируется необходимость активного включения в состав субъектов национальной безопасности личности каждого гражданина и масс общества в составе профессиональных коллективов и общественных организаций. Никакие меры «политического, правового, организационного, экономического, военного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства», на которых концентрируется внимание чиновников - представителей государственной инфраструктуры; никакие рыночные механизмы, реализуемые свободными предпринимателя ми; всё это - не обеспечит национальную безопасность, если ей не будет сознательно подчинена жизнедеятельность всего общества. Если в сознании личности из большинства народа (масс общества) главные ценности не будут формироваться самобытной национальной культурой, современной культурой безопасности и национальной идеей. Если общественное мнение не бу дет оказывать решающего воздействия на управляющую элиту через механизмы реальной де мократии, через активность общественных организаций.
     Упоминая об ограниченности возможностей управляющей элиты, нельзя не отметить ещё одно важнейшее обстоятельство. В условиях новой эпохи элита освободилась от зависимости своей судьбы от судьбы управляемой ею массы народа. Раньше, потерпев поражение в военном столкновении с конкурентами, князья, ханы, императоры и их «команды» гибли даже раньше своего народа. Сегодня, в условиях социально-экономической глобализации, потерпев неудачу в управлении страной, но тем или иным способом накопив капиталы в международных банках, чиновники и предприниматели имеют реальную возможность сменить место проживания, поменять загубленную ими страну на страну процветающую. Поэтому только механизмы, представляющие собой общественное обеспечение национальной безопасности России, определят жизнеспособность народа и цивилизации России в новой эпохе. Только они смогут обеспечить безопасность жизнедеятельности на национальном уровне.

Переход России к устойчивому развитию

     Каковы же в новой эпохе общие перспективы России?
     По мнению некоторых политологов, современный кризис в России превратил её в «чёрную дыру» и свидетельствует об упадке, а, может, и конце русской цивилизации (с вымиранием её народа). Однако в Концепции национальной безопасности России заявлено:
     «Россия намерена решительно и твёрдо обеспечивать свою национальную безопасность - залог устойчивого и динамичного развития страны в XXI веке»
     Действительно, системный анализ с учётом тенденций мировой динамики показывает, что, выжив при переходе к устойчивому развитию, сохранив свой запас культурных ценностей, восстановив своё духовное и национальное самосознание, обретя новую национальную идею, Россия как локальная цивилизация сможет занять достойное место в будущей эпохе устойчивого развития.
     В 1996 году Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, содержащая разделы:

  • Устойчивое развитие - объективное требование времени.
  • Россия на пороге XXI века.
  • Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
  • Региональный аспект устойчивого развития.
  • Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
  • Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
  • Этапы перехода России к устойчивому развитию.

     Концепция обращает внимание на то, что переход к устойчивому развитию осуществить нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, но «идеи устойчивого развития чрезвычайно созвучны традициям, духу и менталитету России». Идеи устойчивого развития могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приорите тов и перспектив социально-экономических преобразований. Вывод Конференции ООН по окружающей среде и развитию о том, что «на пороге XXI века человечество переживает решаю щий момент своей истории», особенно актуален для России, освобождающейся от старых идео логических догм и выходящей на новый путь развития.
     Особое место в осуществлении социально-экономических преобразований принадлежит молодёжи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.
     Направлениями перехода к устойчивому развитию, согласно Концепции, должны быть:

  • Реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека
  • Решение демографических проблем
  • Борьба с преступностью
  • Искоренение бедности
  • Изменение структуры потребления
  • Уменьшение дифференциации в доходах населения.

     Программы перехода к устойчивому развитию должны разрабатываться и реализовываться для каждого региона с последующей интеграцией этих программ при разработке государственной политики. Никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от неё не превышает вызываемого ущерба окружающей среде. Россия должна действовать в тесном международном сотрудничестве.
     Этапами длительного процесса перехода России к устойчивому развитию названы:

  1. Начальный - решение острых экономических и социальных проблем при соблюдении обоснованных экологических ограничений на хозяйственную деятельность, одновремен ная разработка программ оздоровления окружающей среды.
  2. Следующий - осуществление основных структурных преобразований в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития.

     В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества.
     Конечной целью движения человечества является формирование предсказанной Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные, а не материальные ценности. В Концепции утверждается, что Россия, на долю кото рой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, со своим менталитетом и научным потенциалом будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.