Лекция №1. ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ОТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НОВАЯ ЭПОХА

     Человечество в конце XX века вступило в новую эпоху своего развития. Она характеризуется бурным ростом информационных связей, повсеместной демократизацией общества, экономической интеграцией, глобализацией социальных процессов, унификацией национальных культур, падением духовного уровня людей и рядом других признаков, но, прежде всего, появлением антропогенных глобальных угроз. Существа наступающего времени и судьбоносности характера своей жизнедеятельности не понимает основная масса людей, занятых повседневными дела ми «в формате» уходящей эпохи. Однако от осознания людьми небывалых опасностей, которые они сами создают себе и своим потомкам, от безопасности жизнедеятельности человека в новой эпохе зависит ответ на вопрос: быть или не быть человечеству!

     Главные черты новой эпохи рассматриваются в первой теме настоящего курса.

     Подразделы темы:

  • Предпосылки новой эпохи
  • Первые признаки новой эпохи
  • Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности
  • Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи
  • Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности

1.1. Предпосылки новой эпохи

Учение о ноосфере

     Неизбежность наступления принципиально новой эпохи развития человечества выявлена учением о ноосфере, созданным в первой половине XX века В.И. Вернадским.
     Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития называют прогрессом человечества. Наиболее общими критериями исторического прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
     Неравномерность прогресса, иногда скачки назад, наблюдаемые в истории, не изменяют ус тановившегося представления о его общем поступательном характере. Причём в XX столетии стало очевидно, что это поступательное движение происходит с всё большим ускорением, основывающемся на достижениях науки и техники. Очевиден стремительный рост энергетиче ских мощностей, осваиваемых и потребляемых человеком, промышленного и сельскохозяйст венного производства, использования средств транспорта, и, как следствие, рост масштабов преобразования окружающей среды.
     Прогресс человечества характеризуется, прежде всего, преобразованием человеком окру жающей среды в своих интересах. Изучая последствия прогресса, его преобразующее воздейст вие на окружающую среду, Вернадский обратил внимание на то, что от локальных (местных) преобразующих воздействий на условия обитания человечество постепенно переходит к такой жизнедеятельности, которая начинает влиять на эволюционные процессы в геологических, глобальных масштабах. Факт естественного постепенного изменения всей окружающей человека природной среды - эволюцию биосферы - установил Ч.Дарвин в середине XIX века. По данным ученых, эта эволюция продолжается на Земле порядка 4 миллиардов лет. Вернадский же отме тил, что влияние преобразующей жизнедеятельности человека растет со скоростью, намного превышающей скорости естественного эволюционного развития. Логический вывод: неизбежно наступит время, когда эволюцию на нашей планете будет определять, прежде всего, человеческая жизнедеятельность.
     Согласно учению Вернадского, после достижения мощностью человеческих технологий геологических масштабов жизнь на Земле будет определяться обобщённым Разумом человечества. Биосфера неизбежно должна превратиться в ноосферу, т.е. сферу господства Разума человека (ноо - разум, лат.). Разум и жизнедеятельность людей будут «направлять» дальнейший ход эволюции всего живого на Земле. В новой эпохе, эпохе ноосферы люди должны принять на себя ответственность за результаты своей жизнедеятельности, за её безопасность для человека, за судьбу всей биосферы.

Предвидение Вернадского можно проиллюстрировать следующей схемой.

Рис.1 Схема возникновения ноосферы по В.И.Вернадскому

     Мощность энергетических процессов, отложенная на схеме по вертикальной оси, относится к биосфере, которая подобно огромной физико-химической фабрике перерабатывает солнечную энергию в живое вещество планеты (природные процессы), и к технологиям, созданным человеком (технологические процессы). Схема отображает неизбежность небывалой ситуации.
     Вернадский полагал, что ноосфера есть не просто новая эпоха в развитии человечества, но новое геологическое явление на нашей планете: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история». Он верил, что переход человечества в ноосферу будет вестись предусмотрительно, без ущерба людям и природе. Несмотря на предрассудки, невежество, психические комплексы, животные желания и потребности, человек сумеет преодолеть все опасности своего нового положения в природе. «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня, - писал Вернадский. - В будущем нам рисуются как возможные ска зочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет».
     Таким образом, эпоха ноосферы, по Вернадскому, будет характеризоваться двумя главными особенностями: геологических масштабов технологиями и подчинением жизнедеятельности человечества его обобщённому Разуму.

Демографический взрыв

     Достижения цивилизации, которые зародили представление о возможности создания техносферы как рукотворной комфортной среды обитания человека вместо естественной окружающей среды с её природными опасностями, одновременно повлекли за собой возникновение целого ряда серьёзнейших проблем, связанных с безопасностью человека. Становятся реальными опасности исчерпания природных ресурсов, служащих основой современных технологий, опасности экологических катастроф от загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и т.п. Но самой первой человечеством была осознана глобальная демографическая проблема. Ускорение прогресса стало основой высоких темпов роста численности народонаселения Земного шара. На противоречие между ростом народонаселения и ограниченностью ресурсов планеты обратил внимание ещё на рубеже XVIII - XIX веков английский ученый Т.Мальтус. Согласно его теории количество людей на Земле растёт по закону геометрической прогрессии, а производство продуктов питания — по закону прогрессии арифметической. Образуются ножницы, и балансу численности населения и количества продуктов питания служат голод и войны, уничтожающие «излишек» населения.
     Теория Мальтуса поразила современников своей «бесчеловечностью», и многие учёные в те чение почти двух столетий подвергали её уничтожающей критике. Однако проблема угрожающего роста народонаселения постоянно возникала в умах мыслителей. К примеру, Л.Н.Толстой был постоянно одержим мыслями о стремительном и грозном увеличении числа людей. В его дневниках оказались такие записи:
     «Животные поедают друг друга, и потому им надо размножаться, и размножение может быть идеалом для кроликов — поедание и размножение взаимно ограничиваются. У людей же, осво бодившихся от поедания другими животными, размножение ничем не может быть ограничено, кроме сознания добра, совершенствования... Как ужасно безнравственно и просто глупо... размножение. Ведь если люди выдумают химическую пищу, то размножение всё-таки дойдёт до того, что будут стоять плечо с плечом».
      Д.И.Менделеев в начале 1900-х годов даже провёл расчёты численности населения, которую «может прокормить» Земля. Оценив её в 8 млрд., он утверждал, что при имеющихся на тот момент 1,5 млрд. опасности преувеличены. Как оказалось, он недооценил стремительности роста уже через 100 лет человечество вплотную приблизилось к определенному им пределу.
     В настоящее время вопрос о «демографическом взрыве», о пределах роста численности населения планеты находится в центре любых обсуждений перспектив новой эпохи. Действительно, представленные в таблице данные говорят о неизбежности изменения существующей зако номерности удваивания численности жителей Земли каждые 35-40 лет.
     За счёт чего должен прекратиться рост общего количества людей на Земле? По Мальтусу - за счёт голода, войн, эпидемий? Или будет найден другой, не столь безжалостный выход из поло жения?

Третья волна мировой цивилизации

     Характеристику новой эпохи развития человечества обрисовал американский учёный второй половины XX века Э.Тоффлер, предложивший свою периодизацию истории.
     Согласно схематизации Тоффлера, после долгого времени практически животного существо вания за счёт собирательства и охоты (дикости) человечество вступило в эпоху Первой волны цивилизации. Эта волна сопровождалась заметным преобразованием окружающей среды. От Китая и Индии до Рима возникали и приходили в упадок локальные цивилизации, базирующиеся на всестороннем использовании земли. Жизнедеятельность, преобразующая природную окружающую среду, заключалась в скотоводстве и земледелии, поэтому волна названа Тоффле ром «сельскохозяйственной цивилизацией».
     Эпоха Второй волны цивилизации началась с так называемой промышленной революции. Преобразующая природную окружающую среду жизнедеятельность стала переориентироваться на создание всё более разнообразных образцов техники и её продуктов. К середине XX века на Земле воцарилась «индустриальная цивилизация».
     Со второй половины XX века всё большую роль в жизни и жизнедеятельности человека стала играть информация, что стали называть «информационным взрывом». Костяком грядущего мира становятся ЭВМ и информационные сети, космическое производство, атомная энергетика биоиндустрия, использование глубин океана. Это Третья волна цивилизации - «информацион ная цивилизация».
     Схема Тоффлера позволяет обратить внимание на такие изменения направленности и характера жизнедеятельности, которые кардинально меняют образ жизни всего человечества.
     В «сельскохозяйственной цивилизации» господствовало простое разделение труда. Каждая община производила большую часть необходимого, обмен товарами и информацией был минимальным. Как принято говорить, хозяйство было натуральным. Население проживало в сельской местности, распределенно, и, кроме воинов, занималось сельским хозяйством. Масштаб преобразований природной среды был локальным.
     «Индустриальная цивилизация» принесла специализацию труда, связанное с этим массовое производство, рост обмена продуктами труда и информацией, рост потребностей, рост преоб разованной жизнедеятельностью окружающей среды - техносферы. Основная часть населе ния переселилась в города, всё более становящиеся мегаполисами, и занимается производством промышленных товаров и услугами. Преобразование природной среды достигло глобального масштаба.
     «Информационная цивилизация» несёт с собой новые грандиозные сдвиги в технологиях, образе жизни, направленности и характере жизнедеятельности. В условиях автоматизации и компьютеризации, чтобы накормить население, теперь требуется 2-3%, чтобы снабдить его промышленными товарами - 20-30%. Остальные люди заняты в сфере услуг и - более 50% - в сфере информации. В информационном обществе большая часть работ может выполняться дома, по терминологии Тоффлера - в «электронном коттедже». Работающие не должны ездить к месту работы, переезжать при смене работы. Они могут просто «войти» в другой компью тер. Уменьшаются энергетические потребности: не нужна энергия в транспорте, многоэтаж ных офисах или заводских комплексах. Отсутствие необходимости в концентрации энергии будет способствовать применению солнечной, ветряной и других альтернативных энергетиче ских технологий на базе небольших генераторов. Уменьшится потребление невозобновляемых природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. С изменением образа жизни изменится и психология людей. Смена волн означает изменение направленности и характера жизнедеятельности, образа жизни и психологии человека.
     Третья волна цивилизации (по Тоффлеру) может рассматриваться как новая эпоха развития человечества, соответствующая ноосфере Вернадского. Объединение двух схем (см. рис.) позволяет выявить главную черту новой эпохи: жизнедеятельность человека влияет не только на его судьбу, но и на судьбу всей природной окружающей среды. Безопасность жизнедеятельности становится доминантой нового времени.

Рис. 2

     Следует особо отметить, что длительность волн сокращается фантастическими темпами. Период дикости от времени появления современного человека homo sapiens продолжался порядка 30 тысяч лет. Длительность Первой волны была десять тысяч лет. Вторая волна накатывала, охватывала человечество, меняла его образ жизни порядка трёх-четырёх сотен лет. Длительность Третьей волны, по представлениям ученых, основанных на наблюдениях и ана лизе, составит десятки лет, что соизмеримо с длительностью человеческой жизни. Это значит, что живущие сегодня молодые люди должны будут изменить образ жизни, направленность и характер жизнедеятельности в течение своей жизни.