ЗАДАЧА №4 "Расчет выбросов вредных веществ от автотранспорта"
Автотранспорт является одним из главных загрязнителей атмосферы – за счет выброса вредных веществ в составе выхлопных газов. Основными компонентами выхлопных газов являются: CO, NOx (смесь оксидов азота NO и NO2) и углеводороды CxHy (несгоревшее топливо). Расчет загрязнения атмосферы в результате работы автотранспорта ведется по перечисленным веществам.
Транспортный парк предприятия укомплектован следующими группами автомобилей: 1 – грузовые автомобили с бензиновым двигателем; 2 – грузовые автомобили с дизельным двигателем; 3 – автобусы с бензиновым двигателем; 4 – автобусы с дизельным двигателем.
Исходные данные для расчета по вариантам содержатся в Таблицах 8-9.
Ход расчета:
1. Количество вредных веществ Mix (т/год), выбрасываемых в атмосферу автомобилями определенной группы, по каждому из основных компонентов:
Mix = Пi·Yi·Ki1·Ki2
·Ni·10-6,
где х = СО, NOx , CxHy;
i – номер группы автомобилей;
Пi (км/год) – средний пробег одного автомобиля данной группы (Таблица 8);
Yi (г/км) – удельный выброс вредных веществ одним автомобилем данной группы по каждому из основных компонентов на 1 км пробега (Таблица 9);
Ki1 – коэффициент влияния среднего возраста автомобилей данной группы на количество выбросов по каждому компоненту (Таблица 9);
Ki2 – коэффициент влияния уровня технического состояния автомобилей данной группы на количество выбросов по каждому компоненту (Таблица 9);
Ni (ед.) – количество автомобилей данной группы (Таблица 8).
2. Суммарное количество вредных веществ Mi (т/год), поступающих в атмосферу в составе выбросов автомобилей каждой группы:
Mi = MiCO + MiNOx + Mi
CxHy
Результаты проведенных расчетов заносятся в сводную таблицу:
Группа
автомобилей |
СО |
NOx |
CxHy |
Суммарный выброс
по группе автомобилей |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Таблица 8.
Вариант |
Пробег по группам автомобилей Пi, км/год |
Количество автомобилей в группе Ni, ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
15000 |
33000 |
16000 |
19000 |
2 |
5 |
10 |
3 |
2 |
28000 |
17000 |
17000 |
13000 |
5 |
1 |
8 |
5 |
3 |
36000 |
27000 |
29000 |
11000 |
3 |
7 |
4 |
4 |
4 |
29000 |
18000 |
12000 |
18000 |
15 |
10 |
2 |
6 |
5 |
61000 |
14000 |
35000 |
15000 |
22 |
8 |
12 |
1 |
6 |
53000 |
35000 |
42000 |
26000 |
5 |
15 |
11 |
7 |
7 |
29000 |
23000 |
26000 |
27000 |
30 |
35 |
23 |
17 |
8 |
37000 |
12000 |
71000 |
18000 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
19000 |
15000 |
12000 |
41000 |
4 |
60 |
2 |
25 |
10 |
48000 |
41000 |
26000 |
15000 |
14 |
47 |
16 |
2 |
Таблица 9.
Группа автомобилей |
Удельный выброс одним автомобилем на 1 км пробега Yi, г/км |
Коэффициенты влияния |
Ki1 |
Ki2 |
ОКСИД УГЛЕРОДА, СО |
1 |
55,5 |
1,33 |
1,69 |
2 |
15,0 |
1,33 |
1,80 |
3 |
51,5 |
1,32 |
1,69 |
4 |
15,0 |
1,27 |
1,80 |
ОКСИДЫ АЗОТА, NO |
1 |
6,8 |
1,0 |
0,8 |
2 |
8,5 |
1,0 |
1,0 |
3 |
6,4 |
1,0 |
0,8 |
4 |
8,5 |
1,0 |
1,0 |
УГЛЕВОДОРОДЫ, CxHy |
1 |
12,0 |
1,2 |
1,86 |
2 |
6,4 |
1,2 |
2,0 |
3 |
9,6 |
1,2 |
1,86 |
4 |
6,4 |
1,17 |
1,83 |
|