Лабораторная работа №4 "Характеристика передвижных источников загрязнения атмосферы"
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Познакомиться с методикой расчёта загрязнения атмосферы от передвижных источников.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Передвижным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомобильный транспорт. Автомобильные
двигатели внутреннего сгорания (ДВС) загрязняют атмосферу за счёт выброса вредных веществ в составе выхлопных газов.
Элементный состав автомобильного топлива включает углерод, водород, в незначительных количествах кислород, азот и серу. При полном сгорании
смеси углеводородного топлива с воздухом в продуктах сгорания должны присутствовать лишь N2, CO2, H2O. В реальных условиях выхлопные газы
содержат также продукты неполного сгорания (монооксид углерода, углеводороды, альдегиды, твёрдые частицы углерода, пероксидные соединения, водород, избыточный кислород),
продукты термических реакций взаимодействия азота с кислородом (оксиды азота), неорганические соединения тех или иных веществ, присутствующих в топливе (диоксид серы,
сероводород, соединения свинца и др.).
Всего в выхлопных газах автомобилей обнаружено около 280 компонентов. По своим химическим свойствам, характеру воздействия на организм человека
вещества, содержащиеся в выхлопных газах, подразделяются на группы. В группу нетоксичных веществ входят N2, O2, CO2, H2O.
Группу токсичных веществ составляют монооксид углерода CO, оксиды азота NOx, многочисленные углеводороды CnHm, включающие парафины,
олефины, ароматические соединения и т.п., а также альдегиды, бенз(а)пирен и др.
Количественный состав выхлопных газов основных типов ДВС – бензинового с искровым зажиганием и дизеля с воспламенением от сжатия, различается:
бензиновые двигатели выбрасывают значительно больше продуктов неполного сгорания, чем дизельные.
Нормируемыми компонентами выхлопных газов автомобильных ДВС являются монооксид углерода, оксиды азота и углеводороды, как обладающие
наибольшей токсичностью. Расчёт загрязнения атмосферы в результате работы автотранспорта ведётся по указанным компонентам (CO, NOx, CnHm).
В экологическом паспорте любого промышленного предприятия, имеющего автотранспортный парк, даётся характеристика передвижных источников
загрязнения атмосферы и производится оценка уровня их воздействия на окружающую природную среду.
3. ЗАДАНИЕ.
Рассчитать количество загрязняющих веществ (ЗВ), поступающих в атмосферу от автотранспорта промышленного
предприятия.
4. ХОД РАСЧЁТА.
ДАНО:
Автотранспортный парк промышленного предприятия укомплектован следующими группами транспортных средств, имеющими условные обозначения (коды):
- грузовые автомобили с бензиновым двигателем (I);
- грузовые автомобили с дизельным двигателем (II);
- автобусы с бензиновым двигателем (III);
- автобусы с дизельным двигателем (IV).
Предельно допустимые концентрации (ПДК, мг/м3) основных компонентов выхлопных газов в атмосферном воздухе составляют:
для CO – 5,0; для NOx – 0,085; для CnHm – 30.
Исходные данные для расчёта по вариантам содержатся в таблицах 1, 2.
НЕОБХОДИМО РАССЧИТАТЬ:
1. Количество MiЗВ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями определённой группы, по каждому из основных компонентов, (т/год):
MiЗВ = Пi·Yi·Ki1·Ki2
·Ni·10-6,
где ЗВ = СО, NOx, CnHm;
i – номер группы автомобилей;
Пi (км/год) – средний пробег одного автомобиля данной группы (таблица 1);
Yi (г/км) – удельный выброс ЗВ одним автомобилем данной группы по каждому из основных компонентов на 1 км пробега
(таблица 2);
Ki1 – коэффициент влияния среднего возраста автомобилей данной группы на количество выбросов по каждому компоненту
(таблица 2);
Ki2 – коэффициент влияния уровня технического состояния автомобилей данной группы на количество выбросов по каждому
компоненту (таблица 2);
Ni (шт.) – количество автомобилей данной группы (таблица 1).
2. Суммарное количество ЗВ, поступающих в атмосферу в составе выбросов автомобилей каждой группы, Mi (т/год):
Mi = MiCO + MiNOx + Mi
CnHm
3. Общее количество ЗВ, поступающих в атмосферу в составе выбросов автотранспортного парка предприятия, Матм (т/год):
Mi = ∑MiЗВ
4. По результатам расчёта необходимо заполнить таблицу 3.
5. ВЫВОДЫ.
Сопоставить показатели выбросов ЗВ по всем группам автомобилей автотранспортного парка предприятия и указать среди них
основной источник загрязнения атмосферы.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА ПО РАБОТЕ:
1. Цель работы и задание.
2. Номер варианта.
3. Расчёт количества ЗВ, поступающих в атмосферу от автотранспорта промышленного предприятия.
4. Таблица 3, заполненная согласно проведённым расчётам.
5. Выводы.
ЛИТЕРАТУРА.
1. "Инженерная экология". Под ред. Медведева В.Т. М.: Гардарики, 2002, 687 с.
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. "Экология". Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 576 с.
3. Мазур И.И., Молдаванов О.И. "Курс инженерной экологии". М.: Высшая школа, 1999, 447 с.
4. Федорова А.И., Никольская А.Н. "Практикум по экологии и охране окружающей среды". М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 288 с.
Таблица 1. Исходные данные для расчёта количества ЗВ, поступающих в атмосферу от автотранспорта предприятия.
Вариант |
Пробег по группам автомобилей
Пi , км/год |
Количество автомобилей в группе Ni , шт. |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
1 |
15000 |
33000 |
16000 |
19000 |
2 |
5 |
10 |
3 |
2 |
28000 |
17000 |
17000 |
13000 |
5 |
1 |
8 |
5 |
3 |
36000 |
27000 |
29000 |
11000 |
3 |
7 |
4 |
4 |
4 |
29000 |
18000 |
12000 |
18000 |
15 |
10 |
2 |
6 |
5 |
61000 |
14000 |
35000 |
15000 |
22 |
8 |
12 |
1 |
6 |
53000 |
35000 |
42000 |
26000 |
5 |
15 |
11 |
7 |
7 |
29000 |
23000 |
26000 |
27000 |
30 |
35 |
23 |
17 |
8 |
37000 |
12000 |
71000 |
18000 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
19000 |
15000 |
12000 |
41000 |
4 |
60 |
2 |
25 |
10 |
48000 |
41000 |
26000 |
15000 |
14 |
47 |
16 |
2 |
11 |
18000 |
19000 |
14000 |
12000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
13000 |
54000 |
31000 |
13000 |
6 |
4 |
10 |
20 |
13 |
23000 |
36000 |
26000 |
17000 |
55 |
45 |
40 |
1 |
14 |
15000 |
22000 |
18000 |
16000 |
3 |
18 |
27 |
9 |
15 |
31000 |
51000 |
21000 |
10000 |
21 |
28 |
5 |
24 |
Таблица 2. Удельные выбросы ЗВ автотранспортом предприятия, коэффициенты влияния возраста и технического состояния автомобилей.
Группа
автомобилей |
Удельный выброс одним автомобилем на 1 км пробега Yi, г/км |
Коэффициенты влияния |
Ki1 |
Ki2 |
МОНООКСИД УГЛЕРОДА, СО |
I |
55,5 |
1,33 |
1,69 |
II |
15,0 |
1,33 |
1,80 |
III |
51,5 |
1,32 |
1,69 |
IV |
15,0 |
1,27 |
1,80 |
ОКСИДЫ АЗОТА, NOx |
I |
6,8 |
1,0 |
0,8 |
II |
8,5 |
1,0 |
1,0 |
III |
6,4 |
1,0 |
0,8 |
IV |
8,5 |
1,0 |
1,0 |
УГЛЕВОДОРОДЫ, CnHm |
I |
12,0 |
1,2 |
1,86 |
II |
6,4 |
1,2 |
2,0 |
III |
9,6 |
1,2 |
1,86 |
IV |
6,4 |
1,17 |
1,83 |
Таблица 3. Характеристика передвижных источников загрязнения атмосферы ЗВ по предприятию.
Транспортные средства |
Количество ЗВ,
поступающих
в атмосферу, т/год |
Суммарное
количество ЗВ, поступающих в атмосферу, т/год |
Общее
количество ЗВ, поступающих
в атмосферу,
т/год |
Код
группы |
Наименование группы |
Наименование
топлива |
Кол-во средств,
шт. |
Пробег,
км/год |
CO |
NOx |
CnHm |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составители: доц., к.х.н., В.В.Озерянская
доц., к.х.н., Пустовая Л.Е.
ст.преп., к.х.н., О.В.Дымникова
ст.преп., Р.Р.Лазуренко
ст.преп., к.х.н., В.М.Кравченко
|