11.6 Единая государственная система экологического мониторинга.
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в
соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах
расположения источников антропогенного воздействия и воздействия этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и
физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)
устанавливается Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных целевых программ в области
экологического развития РФ, целевых программ по охране окружающей среды.
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.
Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их
основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности
(см. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г, которым утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды
(государственного экологического мониторинга) // СЗ РФ. 2003. № 14. Ст. 1278).
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды организуется с целью наблюдения за происходящими в ней физическими,
химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир,
обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
В соответствии с новым Положением о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденным Постановлением Правительства в 2004 г., оно осуществляет
общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга.
Действующая в Российской Федерации система мониторинга окружающей среды осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования, которая в соответствии с Положением выполняет функции через свои территориальные органы, осуществляющие, наблюдения за гидрометеорологическими
процессами и состоянием загрязнения окружающей среды.
В состав этой службы входят территориальные управления, центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, центры наблюдения за
состоянием загрязнения окружающей среды, гидрометеорологические обсерватории и бюро, научно-исследовательские учреждения, наблюдательные станции и другие предприятия,
учреждения и организации.
Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Общее
руководство ЕГСЭМ возложено на Министерство природных ресурсов РФ.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ распределена компетенция в области осуществления мониторинга между соответствующими
федеральными органами исполнительной власти. МПР РФ предложено разработать и представить в Правительство РФ Положение о Единой государственной системе экологического
мониторинга.
Система ЕГСЭМ предусматривает не только контроль состояния окружающей среды, здоровья населения, но и возможность активного воздействия на
ситуацию, так как появляется возможность целенаправленно управлять источниками загрязнения, предварительно моделируя технологические процессы предприятий на основе
оптимальных методов прогнозирования качественных и количественных оценок.
Ведомства, осуществляющие экологический мониторинг, обязаны обеспечивать заинтересованные организации и население текущей и экстренной
информацией об изменениях окружающей среды, предупреждать о них и давать прогнозы ее качества. Данные экологического мониторинга предоставляются бесплатно государственным
органам законодательной и исполнительной власти РФ, государственным органам субъектов РФ, органам местного самоуправления и гражданам РФ.
Предприятиям и организациям результаты экологического мониторинга предоставляются за плату. Порядок установления и анализа платы за
информацию устанавливается Правительством РФ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования занимается организацией мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод, суши,
морской среды, почв, околоземного пространства, комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей среды: координацией развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей среды; ведением государственного фонда данных о загрязнении окружающей среды.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости проводит мониторинг земель. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет
мониторинг недр — геологической среды, включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов. Федеральное агентство по надзору в сфере
природопользования осуществляет мониторинг рыб, других водных животных и растений. Указанное агентство осуществляет мониторинг лесов, мониторинг водной среды,
водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод. Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет топограф-геодезическое и
картографическое обеспечение ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем. Федеральный горный и промышленный надзор России занимается
координацией развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей
промышленности: мониторинг обеспечения промышленной безопасности, за исключением объектов Минобороны России и Минатома России. Минздрав РФ — мониторинг воздействия факторов
среды обитания на состояние здоровья населения. Минобороны России — мониторинг окружающей среды и источников воздействия на нее военных объектов. Комитет РФ по
социально-экономическому развитию Севера участвует в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера. Министерство сельского хозяйства РФ и его
составные обеспечивает создание и функционирование отраслевой системы мониторинга окружающей среды (Федеральный закон от 19.05.95 «Об общественных объединениях»
(в ред. от 08-12.03) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4255).
ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и
районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и многие другие.
Национальный мониторинг России в настоящее время включает три вида мониторинга:
а) санитарно-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за изменениями биосферы под влиянием антропогенных
изменений с точки зрения неблагоприятных воздействий на здоровье человека и условия его жизни. Система его складывалась с развитием гигиенической науки и созданием
санитарно-эпидемиологической службы, на которую возложены задачи по проведению анализа изменений окружающей среды под воздействием человеческой деятельности и
разработке мероприятий по оздоровлению окружающей среды;
б) экологический мониторинг, представляющий собой систему наблюдений за ответными реакциями экосистем на антропогенные изменения, за
состоянием биосферы вследствие ее загрязнений, за изменениями экосистем в результате сельскохозяйственного использования земель, вырубки лесов, мелиоративных работ и т.п.
Серьезным недостатком этого мониторинга является отсутствие в нем подсистемы социологических исследований, что приводит к негативным последствиям;
в) климатический мониторинг, охватывающий, в отличие от экологического, климатическую систему (атмосферу — океан — поверхность суши и другие
формирующие климат элементы экосистем).
По масштабам обобщения информации выделяют локальный, региональный, национальный и глобальный мониторинг. Контроль, который проводится на
локальном и региональном уровнях, характеризует состояние окружающей среды в зонах активной производственной деятельности человека.
Все виды мониторинга включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды, оценка и прогноз ее состояния.
Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и
жизнедеятельности населения. Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на
окружающую среду; определение природных резервов для использования их в интересах человека; определение оптимальных способов деятельности человека, как с экологических,
так и с экономических позиций. Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условий возможных негативных
изменений в окружающей природной среде) мер.
В силу глобального единства окружающей среды и неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно взаимосвязан с
международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и охватывает национальные и региональные
(межнациональные) системы мониторинга.
Глобальный мониторинг предусматривает слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.
Особое место занимает фоновый мониторинг, цель которого состоит в получении эталона состояния окружающей среды. Фоновый (или базовый) мониторинг проводится в тех местах,
где антропогенное влияние на природу сводится к минимуму.
|