11.3 Нормирование качества окружающей среды и техническое регулирование
хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды.
Итак, в настоящее время хозяйственная деятельность человека
по мощности воздействия на биосферу соизмерима с процессами, протекающими в природе. И совершенно очевидно, что продолжать
бесконтрольно загрязнять окружающую природную среду человечество не может; однако прекратить свою хозяйственную
деятельность или хотя бы снизить ее темпы оно тоже не в состоянии – в связи со все возрастающими потребностями
цивилизации. Единственным выходом из сложившейся ситуации является установление рациональных взаимоотношений человека с
окружающей природной средой. Рациональные взаимоотношения предполагают использование человеком природных ресурсов без
ущерба для окружающей природной среды и обеспечение их возобновления. Другими словами, необходимо регулировать качество
окружающей природной среды. Под качеством окружающей природной среды понимают совокупность показателей, характеризующих
состояние природной среды. Для регулирования качества окружающей природной среды современное законодательство многих стран,
в том числе и РФ, использует систему экологического нормирования.
Экологическое нормирование (т.е. нормирование качества окружающей природной среды) - это
процесс научной разработки и юридического закрепления системы количественных и качественных нормативов состояния окружающей
природной среды, при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни людей и устойчивого функционирования
природных экосистем. Другими словами, экологическое нормирование имеет два аспекта - регулирование антропогенных
нагрузок на окружающую среду и обеспечение безопасности окружающей среды для человека. Целью экологического нормирования
является поддержание такого состояния природных экосистем, при котором происходит непрерывное обеспечение процессов обмена
веществами и энергией между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле.
Нормированию в области охраны окружающей среды посвящены ст. 19—31 Закона «Об охране
окружающей среды». В частности, в ст. 19 закреплены основы нормирования в области охраны окружающей среды.
1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного
регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Следует различать: социальный, экономический, экологический аспекты качества окружающей
среды.
2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов
качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или
иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных
документов в области охраны окружающей среды.
3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются,
утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и
стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном
Правительством РФ.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в
целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей
среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей
среды, в том числе показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей
среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей
среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности
территории и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных, особо охраняемых территорий, а также
природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение (ст. 21).
Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной
деятельности для юридических и физических лиц — экологопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации,
ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, устанавливаемые законодательством в целях охраны окружающей среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты
хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии
с законодательством (ст. 22).
Законом об охране окружающей среды устанавливаются нормативы допустимых выбросов веществ и
микроорганизмов (ст. 23).
Кроме установленных нормативов Законом «Об охране окружающей среды» установлены
государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды (ст. 29).
Идея нормирования качества окружающей природной среды (ОПС) рассматривается в самостоятельном
разделе «Об охране окружающей среды». Это деятельность по установлению показателей предельно допустимых воздействий на
окружающую среду — внесение физических, химических, биологических изменений в окружающую среду при реализации своих
экономических, рекреационных и иных культурных интересов. Предельно допустимые нормативы качества окружающей среды —
технические нормы, утверждаемые компетентными государственными органами (Госсаннадзор, Министерство природных ресурсов
и др.) (см.: Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и
гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физического воздействия на
атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных
веществ» // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1143).
Нормативы качества окружающей природной среды делятся на три группы: санитарно-гигиенические,
производственно-хозяйственные и комплексные.
Санитарно-гигиенические экологические нормативы определяют показатели качества
окружающей среды применительно к здоровью человека. К ним относятся ПДК вредных веществ, ПДУ воздействия радиации (контроль
за состоянием радиационного загрязнения окружающей среды в целом осуществляется службой Госгидромета РФ, контроль
за уровнем радиационной безопасности населения выполняется органами санитарноэпидемиологической службы), шума (ПДУ шума
устанавливает Госсанэпидемнадзор).
Санитарно-гигиеническое нормирование — составная часть основ обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Первые нормы ПДК вредных веществ для питьевой воды были утверждены
в 1939 г., по атмосферному воздуху — в 1951 г., для почвы — в 1980 г.
Предельно допустимая концентрация ПДК – такое содержание вредного вещества в компонентах
окружающей среды (воздухе, воде, почве), которое при периодическом (т.е. за определенный промежуток времени) или
постоянном (т.е. в течение всей жизни человека) воздействии практически не влияет на здоровье человека и не вызывает
неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК веществ для воздуха выражаются в мг/м3, для воды – в мг/л,
для почвы – в мг/кг. Величины ПДК разрабатываются с использованием научных методов и устанавливаются в законодательном
порядке – Государственным Комитетом санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор) при правительстве
РФ.
Другой вид экологических нормативов — производственно-хозяйственные, то есть нормативы
сбросов и выбросов вредных веществ, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия, ограничивающие его
деятельность определенной пороговой величиной. К данной категории относятся технологические, строительные,
градостроительные правила, содержащие экологические требования охраны окружающей среды, причем ПДВ устанавливаются не по
предприятиям, учреждениям и организациям, а по источникам выбросов и сбросов на основе их инвентаризации, так как на одном
предприятии может быть несколько источников выбросов, сбросов. По химическим веществам нормативы выбросов и сбросов
устанавливаются органами Министерства природных ресурсов РФ, а по биологическим веществам, микроорганизмам, радиации —
органами Санэпидемнадзора.
Предельно допустимые нормативы — компромисс между экономикой и экологией, вынужденный,
но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека.
Предельно допустимый выброс ПДВ – максимальное количество загрязняющего
вещества, выбрасываемого в атмосферу отдельным конкретным источником в единицу времени, превышение которого ведет к
превышению ПДК загрязняющего вещества в приземном слое воздуха и, как следствие, к неблагоприятным последствиям в
окружающей источник природной среде и угрозе для здоровья людей.
Предельно допустимый сброс ПДС – максимальное количество загрязняющего вещества,
сбрасываемого в составе сточных вод в природный водный объект, превышение которого ведет к превышению ПДК загрязняющего
вещества в данном природном объекте. ПДВ выражается в г/с, ПДС – в мг/л или г/м3.
Основными комплексными нормативами качества являются предельно допустимые нормы
нагрузки на окружающую природную среду ПДН.
Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду ПДН – это максимально
допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению
устойчивости природных экосистем.
Граждане РФ имеют право на благоприятную окружающую среду обитания (окружающую природную
среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения детей, питание, потребляемую или используемую
продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека
настоящего и будущих поколений.
Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на
человека неблагоприятных факторов среды его обитания, выполнением организациями, предприятиями, гражданами требований
санитарного законодательства Российской Федерации.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы — это нормативные акты,
устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению
благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарно-гигиенические регламенты являются составной частью обеспечения благополучия
населения.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы (правила) природопользования
устанавливаются на характеристики: состава и свойств компонентов природной среды (нормативы качества окружающей среды);
использования природных ресурсов и природных объектов (правила ведения хозяйственной и иной деятельности); воздействия на
окружающую среду (нормативы).
Нормативные документы, содержащие нормы качества окружающей среды и природопользования,
регистрируются Министерством природных ресурсов РФ в рамках природоохранных нормативных документов.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 декабря 2002 г.
«О техническом регулировании» (См.: Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании
// СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке,
принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозке, реализации и утилизации. Правила по стандартизации, утв. постановлением Госстандарта России от 23.09.2002 //
Российская газета. 2002. 17 декабря и Постановление Правительства РФ от 21.08. 2003 г. № 513 «Об утверждении
Положения о создании и деятельности экспертной Комиссии по техническому регулированию // Российская газета.
2003. 27 августа.) и Положением о Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии, она является специально
уполномоченным органом государства в области технического регулирования. На нее возлагается обеспечение измерений
в РФ, которое осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений».
Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии поручено предусматривать в
планах государственной стандартизации разработку комплекса общетехнических стандартов по охране окружающей среды и
рациональному использованию природных ресурсов. Система природоохранительных стандартов постоянно развивается и
совершенствуется.
Система технической регламентации природоохранной деятельности имеет три основных
направления:
а) определение экологических нормативов предельных воздействий на окружающую среду.
Принципы формирования нормативов ПДК впервые нашли закрепление в ст. 10, 11, 13 Закона РФ «Об охране атмосферного
воздуха» (ПДК — предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, ПДУ — предельно допустимые уровни вредных
физических воздействий на атмосферу, ПДВ — предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ,
ПДН — предельно допустимые нагрузки на окружающую среду с учетом ее потенциальных возможностей), за нарушение которых
предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Нормативы допустимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу
(методы их определений и источников) разрабатываются, вводятся в действие и изменяются МПР РФ совместно со специально
уполномоченными органами в области использования и охраны окружающей среды, а также
органами санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия челевека, находящейся в ведении Минздрава и социального развития, осуществляющей функции по контролю
и защите в сфере санитарно-экпидемиологического благополучия, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и
природопользования и др.
Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливаются в виде предельно допустимых величин поступления вещества или
энергии в окружающую среду от источников воздействия (производственных нормативов воздействия на окружающую среду);
величин совокупного воздействия на окружающую среду различных хозяйственных и иных объектов в пределах
территориально-административного образования (территориальных нормативов воздействия на окружающую среду).
б) определение эколого-организационных регламентов, то есть основные требования к
организации окружающей среды. Например, ГОСТ 17.1.3.03-77 «Охрана природы. Правила охраны водных объектов при лесосплаве»
определяет охранительный процесс данной деятельности; ГОСТ 17.2.3.01-77 «Охрана природы. Правила контроля качества воздуха
населенных пунктов» — правила реализации охранительной деятельности и т.п.
Техническое регулирование природоохранительной деятельности способствует единообразному
подходу к этой сфере эколого-хозяйственной деятельности, что обеспечивает согласованность усилий субъектов экологических
правоотношений в масштабе всей страны с ее отличающимися разнообразными регионами;
в) техническое регулирование экологической терминологии, имеющая вспомогательное значение
и позволяющая установить единообразие понятий, которые, в свою очередь, способствуют как выработке новых стандартов, так и
эффективной реализации имеющихся. Так, ГОСТ 17.1.1.04-80 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям
водопользования» дает возможность, с одной стороны, исключить ошибки в ходе применения этого стандарта, а с другой —
является базой для выработки новых регламентов: для устранения нецелевого использования данных водных источников,
установлении правил содержания водозаборных устройств, сбора проб на проверку состояния источников и т.п.
Хотя регламенты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами
правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов, отличаясь как от
законодательных актов, так и от актов подзаконного характера.
|