11.10 Экологический контроль.

     Экологический контроль — одно из проявлений экологической функции государства (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390). Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества (ст. 64—69 Закона).
     Различают:
     1) информационный контроль — сбор и обеспечение информацией для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;
     2) предупредительный контроль — предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды; несоблюдения нормативных актов;
     3) карательный контроль — применение мер государственного принуждения к нарушителям.
     Статья 66 Закона «Об охране окружающей среды в РФ» устанавливает перечень полномочий должностных лиц органов государственного экологического контроля.
     Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подобные права предоставляет государственным врачам, санитарным врачам Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (ст. 64—69 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; СЗ РФ. 1998. № 27, Ст. 3197).
     Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы отличается от мониторинга тем, что представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения, в то время как мониторинг ограничивается сбором информации.
     Экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
     Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.
     Государственный экологический контроль осуществляют:
     - федеральные органы исполнительной власти РФ;
     - органы исполнительной власти субъектов РФ;
     - Министерство природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) и его территориальные органы;
     - органы санитарно-эпидемиологического надзора РФ и органы различных министерств и ведомств.
     Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов санитарно-эпидемиологического надзора в области государственного экологического контроля определяется законодательством РФ и соответствующими нормативными правовыми актами.
     Главными задачами государственного экологического контроля являются:
     - проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды;
     - выявление нарушений экологических требований при подготовке, принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности;
     - проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.
     Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов осуществляется с целью проверки соблюдения хозяйствующим субъектом нормативов использования отдельных природных ресурсов и природных объектов, а также выполнения мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов.
     Этот контроль осуществляется специально уполномоченными федеральными органами государственной власти в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.
     Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1995 г «О должностных лицах МПР РФ и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2942, в ред. от 22.10.97 г. // СЗ РФ.1997-№ 43. Ст. 4996; Приказ МПР РФ от 25 апреля 2002 г. «Об утверждении Перечня должностных лиц МПР РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». Российская газета. 2003. 5 июня.):
     - беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, охраняемые природные территории, другие объекты, расположенные на территории, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной морской экономической зоне РФ;
     - во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения ими экологических норм и правил, а также останавливать и осматривать российские и иностранные суда, другие плавучие средства, искусственные острова для проверки фактов нарушения требований природоохранного законодательства и задерживать плавучие средства до решения вопроса о компенсации ущерба в случае установления нарушения;
     - вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы;
     - запрашивать и получать от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и подчинения документы, результаты химических и других анализов, иные материалы, необходимые для выполнения ими служебных обязанностей;
     - привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушениями экологических требований законодательства РФ;
     - принимать решения об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе связанной с использованием, восстановлением, охраной и воспроизводством различных видов природных ресурсов, осуществляемой с нарушением экологических требований законодательства РФ, а также подготавливать материалы о прекращении этой деятельности для принятия соответствующих решений органами исполнительной власти субъектов Федерации;
     - запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды;
     - в установленном порядке аннулировать или давать предписания об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них;
     - вносить предложения об изъятии в установленном порядке земельных участков при использовании их способами, приводящими к эрозии и деградации земель, химическому, биологическому и радиоактивному загрязнению, а также о запрещении использования загрязненных и деградированных земель; запрещать ввоз на территорию РФ, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;
     - взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее;
     - проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
     - выдавать разрешение на право выбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, других вредных воздействий на окружающую среду;
     - устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сброса загрязняющих веществ источниками загрязнения окружающей природной среды;
     - составлять по результатам проверок акты и протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
     - требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах Предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
     - пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством.
     Действия и решения должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.
     Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общественный.
     Государственный контроль (ст. 65 Закона) за соблюдением правил экологопользования имеет сложную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:
     1) Прокурорский надзор, осуществляемый за соблюдением экологического законодательства.
     Повседневный надзор за соблюдением всеми хозяйствующими субъектами требований экологического законодательства осуществляют органы прокуратуры. Для повышения эффективности прокурорского надзора в районах с высокой степенью потенциальной опасности экологических правонарушений создаются специализированные природоохранные прокуратуры с учетом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.
     Надзор за исполнением экологического законодательства РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуратуры.
     Для осуществления экологического надзора используются общие нормы и методы прокурорского надзора; протест, возбуждение производства об административном правонарушении, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.
     Одним из актуальных вопросов практики прокурорского надзора остается эффективность исполнения протестов прокурора. В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе и вынесенные им протесты, подлежат исполнению в установленный срок, а лица, не принявшие мер к их выполнению, привлекаются к ответственности. Следует отметить, что это положение Закона практически не действует.
     Экологическая функция прокуратуры реализуется через административные и экономические методы. Роль последних возросла с началом рыночных реформ. Содержание экономических методов составляют действия прокуратуры до взысканию ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения, для восстановления потерь в природной среде и для компенсации убытков экологопользователю.
     Важную роль в природоохранном механизме предпринимательской деятельности играют органы внутренних дел. Эти органы обеспечивает соблюдение требований норм экологического законодательства, выявляют причины экологических правонарушений и способствуют разработке мер по их предупреждению и устранению. Милиция принимает участие в пресечении браконьерства, нарушений лесного законодательства. На ГИБДД возложен контроль за чистотой атмосферного воздуха, экологическими параметрами работы автомобилей, других транспортов с двигателями внутреннего сгорания.
     2) Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством (ст. 67 Закона).
     3) Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными на то органами (ст. 68).
     4) Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. (Ст. 68 Закона.).
     5) Кроме того, можно выделить ведомственный контроль, который осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определенных общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и такие, которые в своей деятельности не касаются данной сферы.
     Кроме того, имеет место предупредительный, текущий и последующий экологический контроль. Надзор за исполнением законодательства РФ в сфере экологопользования и охраны окружающей среды осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учетом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.