8.Киотский протокол.

      Бурное развитие науки и техники в хх веке привело к научно – технической революции. Ее результатом стало достижение индустриально развитыми странами таких уровней промышленного и сельскохозяйственного производства и потребления, которые, как это ни парадоксально, представляют угрозу их дальнейшему развитию. Наблюдая явные негативные последствия человеческой активности на окружающую его среду в региональном плане, международная общественность пришла к выводу о необходимости принятия мер в глобальном масштабе. В качестве одного из последствий увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере указывалось глобальное потепление климата Земли.
     Первая Всемирная конференция по климату проходила в 1979 г. Для подготовки оценочного доклада об ожидаемых последствиях изменения климата Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 г. была учреждена Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭКИ). Во второй Всемирной конференции по климату, созванной Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в 1990 г., помимо ученых приняли участие крупные политические деятели.
     9 мая 1992 г. в штаб – квартире ООН в Нью-Йорке была принята рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК). В июне 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро ее подписали 154 страны, включая Россию. РКИК вступила в силу 21 марта 1994 г. Закон Российской Федерации N 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата» был подписан 4 ноября 1994 г. На 2003 г. сторонами РКИК стали почти все страны мира – более 188 государств.
     Однако до настоящего времени ученым и экспертам не удалось определить тот пороговый уровень концентрации парниковых газов (ПГ) в атмосфере, который является опасным с точки зрения необратимости возможных процессов и изменений. Поэтому на третьей Конференции сторон РКИК, проходившей 10 декабря 1997 г. в Киото (Япония), был принят в качестве дополнения к Конвенции Киотский протокол (КП). Главной особенностью КП является выполнение каждой Стороной РКИК конкретных количественных, определенных во времени обязательств и контроля их выполнением, предусматривающим определенные санкции в случае несоблюдения странами своих обязательств.
     Разработка положений Киотского протокола, начатая в Берлине, продолжалась, несмотря на решение четвертой Конференции Сторон РКИК в Буэнос-Айресе (Аргентина) в ноябре 1998 г. о том, что конкретные механизмы и процедуры выполнения обязательств по КП должны быть разработаны к концу 2000 г. для их последующего утверждения на шестой Конференции Сторон РКИК в Гааге (Нидерланды), до седьмой Конференции Сторон РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001 года. 28 января 2003 г. этот документ был ратифицирован 104 странами, включая страны Евросоюза, Японией, Исландией, Норвегией, Канадой, Новой Зеландией, рядом стран с переходной экономикой и 69 развивающимися странами. Однако оставалась некоторая несогласованность отдельных процедур. На сентябрь 2003 г. Протокол ратифицирован 117 странами, в частности: всеми странами ЕС, Японией, Канадой, Мексикой, Индией, Китаем, Бразилией, Швейцарией, Узбекистаном, Грузией, Азербайджаном, Туркменией, Монголией. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 163 Россия подписала Киотский протокол 11 февраля 1999 г.
     Однако в Протоколе отказались участвовать до 2013 г. только 2 страны — США и Австралия. При этом США заявили, что они не намерены препятствовать другим странам в достижении согласия по Протоколу, если это не будет затрагивать национальные интересы США. Австралия заверила мировое сообщество, что она выполнит свои обязательства по Протоколу и объяснила свой выход специфическими экономическими условиями для страны в регионе.
     Ситуация, возникшая с выходом из Киотского протокола США и Австралии, серьезно осложнила возможность вступления его в силу. Согласно положениям Протокола для этого необходима его ратификация не менее чем 55 Сторонами Конвенции при условии, что в их число входят промышленно развитые страны, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55% от интегральных выбросов диоксида углерода в базовом 1990 г. всеми промышленно развитыми государствами, включенными в Приложение 1 к Конвенции. Поскольку доля США и Австралии составляла в 1990 г. 38,2% от эмиссии ПГ всеми развитыми странами, то выход из договора дополнительно любой страны или группы стран, из входящих в Приложение 1 к РКИК, чьи выбросы превосходили бы 6,8 %, не позволил бы Протоколу вступить в силу. Отсюда совершенно очевидно значение России для судьбы Киотского протокола, выбросы которой в базовом году зафиксированы на уровне 17,4%. Таким образом, ратификация Россией Протокола принципиально важна.
     Прежде всего, КП зафиксировал количественные обязательства по снижению выбросов ПГ по сравнению с объемом выбросов в 1990 г. для каждой промышленно развитой страны в первый период выполнения обязательств 2008-2012 гг.
     Своей целью Киотский протокол ставит достижение общего сокращения выбросов ПГ всеми промышленно развитыми странами к 2012 г. в размере 5,2% от их общих выбросов в 1990 г. Для этого ведущие страны должны сократить эмиссии соответственно: США на 7%, страны ЕС на 8%, Япония на 6%, Канада — на 6%. За Россией закреплено право выброса ПГ на уровне базового 1990 г.
     В Протоколе нет ограничений или запретов на какие-либо виды деятельности. Только сама страна решает, как именно снижать или ограничивать выбросы (возможно, даже повышая их в отдельных секторах и районах).
     Развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем делить полученный в 2008 — 2012 гг. эффект, передавая друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название «Проекты совместного осуществления».
     Предусмотрен механизм торговли квотами на выбросы. Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008-2012 гг. определенный уровень выбросов интерпретируется как наличие у страны общенациональной квоты на выбросы — разрешения на выброс, равный обязательствам. Таким образом, квота России равна ее выбросу в 1990 г. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать её свободную часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны — ряд стран ЕС, Норвегия, Канада.
     Сейчас России уже снизила выбросы парниковых газов в атмосферу более, чем на 2 млрд. тонн. Это почти на 25% ниже, чем в 1990 году. США — наоборот превысили на 6 млрд. тонн. Европейские страны, Канада и Япония — в среднем на 200-300 млн. тонн. Следовательно, у России образовалась квота в 1,5-2 млрд. тонн.
     Согласно оценкам наших экспертов, экономический рост потребует увеличения к 2010 г. внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов на 14,6%. Ожидается увеличение добычи газа на 11%, нефти — на 10%, твердых энергоносителей - на 34%. Производство электроэнергии в этот период потребуется увеличить на 40%. Важнейшей задачей развития страны является снижение энергоемкости ВВП на 36% (12% - за счет технологической модернизации, 24% - за счет структурной реформы).
     По данным Минэкономразвития России, в соответствии с этим прогнозом в среднем уровень выбросов парниковых газов будет на 20% ниже, чем в 1990 г., что составит в первый период обязательств (2008 — 2012 гг.) около 3 млрд. тонн СО2-эквивалента ( в среднем на 600 млн. тонн СО2-эквивалента меньше, чем было в 1990 г.). Это означает, что Россия наверняка выполнит количественные обязательства.
     Однако в настоящее время Россия затягивает с ратификацией Киотского протокола. Что препятствует производить торговлю квотами и получать от ратификации экономическую выгоду?
     К сожалению, здесь мы сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, США — основной загрязнитель атмосферы и самый крупный потенциальный покупатель российской квоты — и Австралия вышли из Киотского протокола. Во-вторых, остальные страны могут купить у России максимум 200-300 млн. тонн. Однако, на сегодняшний день, от наших партнеров по Киотскому протоколу не поступают конкретные предложения по покупке квот. Страны, которые собираются купить, говорят или о малом количестве в 10-20 млн. тонн, или предлагают за 1 тонну CO2 -5-10 $. Хотя базовая цена, с которой можно начать переговоры, это стоимость снижения выброса 1 тонны СО2. В каждой стране эта цифра разная - от 50 до 200 долларов. Поэтому сегодня потенциальный зкономический эффект от ратификации Киотского протокола пока не слишком большой. Необходимы конкретные предложения от наших партнеров.
     С другой стороны, реализуются проекты с Японией на Дальнем Востоке в энергетическом секторе. Однако это небольшие проекты. Хотя, Россия заинтересована в привлечении инвестиционных средств западных партнеров для модернизации топливно-энергетического комплекса и внедрения новых энергоэффективных технологий производства за счет использования механизмов гибкости Киотского протокола.
     Однако кроме экономической существуют другие потенциальные выгоды для России от ратификации КП. Россия является одним из основных участников в области изменения климата. Причем России принадлежит решающий голос. Сегодня на территории Российской Федерации наибольшее количество лесных насаждений. Поэтому можно сказать, что весь мир дышит нашим воздухом. Кроме того, взять только озеро Байкал – уникальный мировой водный ресурс. Таким образом, политические выгоды от принятия Киотского протокола очевидны и довольно значительны.