Конспект лекций
Конспект лекций
ст. преп., к.т.н. Дымочкин Д.Д., асп. Грищенко В.И. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛЕКЦИЯ 2
Любая гидравлическая система или система смазки загрязнена уже после заводской сборки. В любом компоненте системы, будь то насосы, клапаны, двигатели, трубопроводы, в масле уже имеются загрязняющие частицы (например, остатки материала, образовавшиеся при изготовлении). При сборке в систему попадают и другие частицы. С момента ввода системы в эксплуатацию, степень ее загрязнения увеличивается вследствие износа. Кроме того, грязь из окружающей атмосферы попадает в систему через вентиляционные отверстия, поверхности поршневых штоков и уплотнения. Загрязнение увеличивается при отказе узлов системы, открывании соединительных элементов (трубных и шланговых соединений), при регулярных проверках. Частички грязи попадают в установки также при доливе масла для гидросистем во время открывания емкости, а также вследствие загрязнения свежего масла. Частицы грязи приводят к отказу системы. В ходе исследований, проведенных научно-исследовательскими институтами, было установлено, что до 80% всех отказов и неполадок в установках вызваны загрязнением. При этом различают внезапный отказ и прогрессирующее падение коэффициента полезного действия. При внезапном отказе системы повреждения вызываются внезапным отказом одного из её компонентов. Например: заклинивание клапана, насоса или двигателя. Прогрессирующее падение коэффициента полезного действия возникает в ходе эксплуатации вследствие непрерывного износа отдельных компонентов. При этом увеличиваются зазоры между узлами и возрастают внутренние утечки. Потеря мощности узлов со временем увеличивается настолько, что возникает необходимость их замены. На повреждение системы указывают следующие симптомы: более длительный рабочий цикл; слишком высокая вибрация подшипников; отсутствие необходимого давления; повышение температуры масла. Механизмы износа в гидросистеме. Износ вследствие истирания (рис. 3) происходит, если две разные поверхности твердых тел входят в соприкосновение, например, если соприкасаются загрязняющие частицы и поверхности компонентов между собой. Главную ответственность за износ вследствие истирания несут частицы, размеры которых соответствуют ширине зазора между двумя движущимися деталями. Они могут заклиниться в зазоре, и тогда, вследствие движения деталей, они оказывают значительное воздействие на поверхность, результатом которого является отрыв новых частиц.
![]()
Между двумя, катящимися друг по другу деталями, образуется эластогидродинамическая (ЭГД) смазочная пленка, которая частично или полностью отделяет поверхности друг от друга. Если в смазочной жидкости находятся частицы, размеры которых, больше толщины ЭГД-смазочной пленки, то эти частицы при перекатывании будут выходить за пределы смазочной пленки. В этот момент вся нагрузка переносится через частицу и, при достаточной твердости частицы, это приводит к поверхностному прессованию с очень большим усилием, что ведет к повреждению поверхности и началу разлома в этом месте (рис. 4).
![]()
При каждом следующем перекатывании поврежденного места нагрузка передается через смазочную пленку, а это место подвергается переменной нагрузке. При этом начало разлома ведет к большой концентрации напряжения. Следствием этого является увеличение разлома (микротрещины) под поверхностью. В конце концов из поверхности выбивается материал. Этот механизм называется "pitting" (или износ вследствие усталости). Следствием питтинга является снижение коэффициента полезного действия компонентов и образование новых частиц в системе. Кроме того, при перекатывании через эти частицы, они измельчаются, что ведет к образованию мельчайших частиц. Таким образом, при трении и поверхностной усталости одна частица образует много новых, которые в другом месте тоже приводят к образованию новых частиц - так начинается цепная реакция износа. Увеличиваются зазоры допусков компонентов, и вместе с ними - внутренние утечки масла. Это означает увеличение потерь мощности. Теряемая мощность преобразуется в теплоту и полезная мощность установки падает. При увеличении загрязнения вследствие накопления множества мелких частиц это может вести к зашламованию. Это может ухудшить свойства протекания, например, клапанов и распределителя жидкой смазки. Современные методы очистки РЖ в гидроприводах и существующие конструкции фильтров и очистителей не могут обеспечить полное улавливание частиц, присутствующих в рабочей жидкости. В связи с чем разработан ГОСТ 17216-2001 «Чистота промышленная. Классы чистоты жидкостей». Стандарт устанавливает классификацию промышленной чистоты (ПЧ) жидкостей, применяемых при изготовлении, эксплуатации и ремонте машин и приборов (рабочих жидкостей гидравлических систем привода и управления машин; приводов инструментов; смазочных масел, жидких топлив, растворителей), а также кодирование ПЧ жидкостей, используемых в системах гидропривода. Стандарт применяют при установлении норм ПЧ и указании классов чистоты жидкости в технических требованиях к жидкостям, при их поставке, транспортировании и хранении в нормативной, конструкторской и технологической документации на изготовление, эксплуатацию и ремонт машин, приборов и инструментов. В стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: Частица загрязнителя - твердый, жидкий или многофазный объект, в том числе микроорганизм, размерами до 200 мкм (за исключением волокон, длина которых может достигать300 мкм). Размер частицы - максимальный линейный размер проекции частицы в плоскости наблюдения оптического или электронного микроскопа или эквивалентный диаметр частицы, определенный иными средствами измерений. Эквивалентный диаметр частицы - диаметр сферической частицы с известными свойствами, оказывающей такое же воздействие на средство измерений, что и измеряемая частица. Волокно - загрязнитель, длина которого 200 - 300 мкм и превышающая толщину загрязнителя не менее чем в десять раз. Стандартом устанавливается 19 классов чистоты РЖ, приведённых в табл. 2: «Отсутствие» означает, что при взятии одной пробы жидкости частицы заданного размера не обнаружены или при взятии нескольких проб общее число обнаруженных частиц меньше числа взятых проб; «АО» — абсолютное отсутствие частиц загрязнителя; зависимость класса чистоты жидкостей от массы содержащегося в ней загрязнителя с учетом числа частиц загрязнителя в жидкости является справочной. Массы приведены для частиц загрязнителя со средней плотностью 4 * 10 3 кг/м 3 и плотностью жидкости 1 * 10 3 кг/м 3 В промышленном гидроприводе используются жидкости с классом чистоты 8 – 14. Класс чистота гидравлической жидкости, соответствующей классам 8—14, допускается определять по индексу загрязненности жидкости (Z), который вычисляют по формуле: Z = 0,001 (10n10 + 25n25 +50n50+100n100 + 200n200 + 400nв )
![]()
Класс чистоты жидкости устанавливают по индексу загрязненности, затем в таблице выбирают ближайшее наибольшее его значение.
Для классов чистоты 13—14 число частицы размером 5—10 мкм не нормируют. Поэтому значение n5-10 для классов 13-14 получено экстраполированием распределения частиц интервала 5-10 в предыдущих классах. Кодирование промышленной чистоты жидкостей в системах гидроприводов согласно ИСО 4406 сострит из трех классификационных чисел, позволяющих следующее дифференцирование размеров и распределение частиц и представляющих: Подсчет частиц проводят в соответствии с ИСО 11500 или другого признанного метода, используя автоматический счетчик частиц, калиброванный по ИСО 11171. Числа записывают последовательно и разделяют наклонной чертой. При подсчете частиц микроскопом код состоит из двух классификационных чисел, характеризующих число частиц, равных или больших 5 и 15 мкм в 1 см3 рабочей жидкости. Классификационные числа приведены в табл. 3. Таблица 3. Классификационные числа согласно ИСО 4406
Пример: Код 22/18/13 означает, что в 1 см 3 данной пробы жидкости, содержится от 20000 до 40000 частиц, равных или больших 4 мкм; от 1300 до 2500 частиц, равных или больших 6 мкм; от 40 до 80 частиц, равных или больших 14 мкм.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||