Методические указания для выполнения лабораторных работ
Методические указания разработаны в соответствии с программой по дисциплине «Автомобильные перевозки и безопасность движения» и включают в себя практические занятия по наиболее актуальным темам автомобильных перевозок и темам по безопасности движения.
Каждое занятие состоит из названия, темы, вводной части, расшифровки принятых условных обозначений, указаний по методике решения задач и формулировки заданий.
Работы оформляются на листах формата А4 с учетом требований СТП 01-2001. Курсовые и дипломные проекты. Правила оформления. ДГТУ 2001.
По окончании занятий к работам прикрепляется титульный лист по установленной форме и они передаются на проверку преподавателю.
Для разнообразия вариантов выполняемых заданий к отдельным параметрам задания добавляется индекс, № ЗК, означающий, что к этим параметрам необходимо добавлять две последние цифры № зачетной книжки студента. Например, если номер зачетной книжки студента 95831, то параметр Т равен 600 т + № зачетной книжки, в расчетах следует принимать равным Т = 631 т
Работа №1
1. Тема "Организация движения подвижного состава"
Маршрутизация перевозок оказывает значительное влияние на производительность автомобильного транспорта и на себестоимость перевозок. Правильно выбранный маршрут обеспечивает максимальное значение коэффициента использования пробега. Маршруты могут быть маятниковые и кольцевые.
2. Условные обозначения:
lег– длина ездки с грузом, lм, lн – длина маршрута и нулевого пробега, tпр – время простоя,
tоб – время одного оборота,
tо – время нулевого пробега,
tн – время в наряде,
?д, ?ст – динамический и статический коэффициенты использования грузоподъемности автомобиля
Zоб – количество оборотов автомобиля,
Z – количество ездок за время в наряде,
?общ. – общий пробег автомобиля,
?т– скорость автотранспортных средств, техническая,
qн – номинальная грузоподъёмность,
Qгод – годовой объём перевозок,
?в – коэффициент выпуска парка,
tз – время на каждый заезд,
nЗ – число заездов.
3. Методика определения основных технико-эксплуатационных показателей.
3.1Маятниковые маршруты:
3.2 Кольцевые маршруты:
а) за один оборот автомобиль делает несколько ездок.
- время оборота – (час) – tоб = ?М / ?t + ?tПР.
- производительность автомобиля за рабочий день (смену), Т и ТКМ
UРД = qН ZОБ ??СТ , WРД = qН ZОБ ??СТ?ЕГ
- коэффициент использования пробега
- за оборот ?ОБ = ??ЕГ /?М
- за рабочий день ?РД = ??ЕГ /(?М + ??Н)
б) за один оборот автомобиль делает одну ездку (сборные и развозные маршруты)
- время оборота – (час) – tОБ = ?М / ?t + t3(n3-1)
- производительность за рабочий день, Т и ТКМ
UРД = qn ?СТ ZОБ, WРД = qn ZОБ ??СТ ?ЕГ
- коэффициент использования пробега
- за оборот ?ОБ = ??ЕГ / ?М
- за день ?РД = ??ЕГ / (?М + ??Н)
3.2 Технико-экономические показатели для всех маршрутов.
- годовая производительность (объём перевозок) одного автомобиля, т UГОД = 365 UСУТ (РД)
- потребное количество автомобилей для выполнения годового плана перевозок, ед. АГОД = UГОД / UРД = U год/ Q год.
- списочный парк, ед. АИ = АГОД / ?В
- количество автомобилей ежедневно выпускаемых на маршрут с учётом режима работы АТП, ед. АМ = UРД / QРД
- плановый объём перевозок за рабочий день, т QПЛ РД = QПЛ ГОД / ДР
- число дней работы в году, ДР = 365 – (ДВЫХ + ДПРАЗД)
4.Формулировка заданий
Задание 4.1
Рассчитать основные технико-эксплуатационные показатели автопоезда в составе автомобиля тягача и прицепа общей грузоподъёмностью 9т. на маятниковом маршруте с обратным не полностью гружённым пробегом. При условии перевозок:
длина ездок с грузом: прямой пробег 66 + № ЗК, обратный пробег 40 + № ЗК, техническая скорость автотранспортных средств 28 км/час, статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля равен 1 и в обратном направлении равен 0,8, t ’пр = 45 мин., t ’’ пр = 30мин., t н = 12,4 часа.
Задание 4.2
Рассчитать коэффициент использования пробега за оборот и за день автомобиля самосвала при работе его на маятниковом маршруте с обратным пробегом без груза, если нулевой пробег за день составляет 10км, длина ездки с грузом 6км, техническая скорость автотранспортных средств равно 24км/ч, время в наряде равно 12 ч. 25 мин., время простое равно 1 ч.
Задание 4.3
Рассчитать необходимое количество автомобилей грузоподъёмностью 2,5т для выполнения годового объёма работ 148000 +10 №ЗКТ на маятниковом маршруте с обратным не полностью гружённым пробегом. Если время в наряде равно 12 часов, время простоя на прямом пробеге равно 0,5 час., на обратном пробеге 0,2 час., длина ездки с грузом на прямом пробеге равно 26 км, на обратном пробеге 16 км, статический коэффициент использования грузоподъемности на прямом пробеге равно 1, на обратном пробеге равно 0,85, нулевой пробег в одну сторону 7,2 км, техническая скорость автотранспортных средств равно 24 км/час.
Задание 4.4
Рассчитать годовую производительность автомобилей грузоподъёмностью 7,5т + 0,1 № ЗК на кольцевом маршруте (смотреть рисунок). Если время в наряде равно 10 часов, время нулевого пробега равно 15 мин., техническая скорость автотранспортных средств равно 25 км/час., статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля и время простоя – смотреть таблицу.
Гружёный | ?ст | Тпр,мин |
АБ | 1 | 30 |
ВГ | 0.8 | 45 |
ДЕ | 0.9 | 36 |
По условию задания №1 определить коэффициент использования пробега за день и за оборот. Если автопоезд работает с груженым обратным пробегом в одном направлении.
5. Контрольные вопросы.
5.1. Показатели эффективности перевозочного процесса.
5.2 Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок.
5.3 Оценка эффективности перевозок.
5.4 Анализ эффективности перевозок.
Работа №2
1. Тема "Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава"
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяют систему показателей, по величинам которых можно определить уровень эффективности работы единицы подвижного состава и парка в целом.
2.Условные обозначения:
Агэ – количество автомобилей готовых к эксплуатации,
Аи – количество инвентарных автомобилей,
Аэ, Арем, А пр – количество автомобилей в эксплуатации, ремонте, простаивающих,
Ди – дни инвентарных автомобилей,
Дгэ – количество дней готовности автомобилей к эксплуатации,
tе – время одной ездки,
tн , tдв,tпр,tо – время в наряде, в движении, в простое, на нулевой пробег,
lобщ., lгр, lх, lо – пробег автомобилей общий, с грузом, без груза, нулевой,
Qф – фактический объем перевозок,
Рф – фактический грузооборот,
βе – коэффициент пробега автомобиля за поездку,
lег – средняя длина ездки с грузом,
α в – коэффициент выпуска парка,
Z – количество ездок.
Vт, Vэ – техническая и эксплуатационная скорость.
3.Методика решения заданий.
3.1 Коэффициент технической готовности подвижного состава для всего парка
α'т = Агэ/Аи;
3.2 Коэффициент технической готовности одного автомобиля за Ди календарных дней:
α'т = Дгэ/Ди;
3.3.Коэффициент выпуска парка:
αв=Аэ/Аи=(Аи-Арем-Апр)/Аи;
3.4.Время преебывания в наряде,ч:
tн=tдв+tпр;
3.5.Время работы на маршруте,ч:
tм=tн-tо
3.6.Общий пробег автомобиля:
lобщ=?гр+?х+?о;
3.7.Коэффициент использования пробега автомобиля;
β=lгр/lобщ ;
3.8.Техническая скорость автомобиля :
Vт=lобщ /tдв;
3.9.эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч ;
vэ=lобщ /tн ;
3.10.Коэффициент статического использования грузоподъемности:
γст=Qф/qnZ ;
3.11.Коэффициент динамического использования грузоподемности :
γд=Рф/qnZ?ег ;
3.12.Время ездки, мин :
tе=(lег/vтβе)+tпр ;
3.13.Количество ездок :
Z=tм/tе=(tмvтβе/(lег+vтβеtпр)) ;
3.14.Производительность автомобиля за рабочий день (смену) , т и ткм :
Uрд=qn γстZ ; Wрд=qn γдZlег ;
3.15.Часовая производительность автомобиля , т/ч , ткм/ч :
Upz=qn γст/tе ; Wpz=qn γдlez/te ;
3.16.Производительность парка за любой промежудок времени ,т и ткм :
UQ=qn γстZAиДиαв ;
3.17.Количество автомобилей, необходимое для выполнения суточного объема перевозок , ед :
Асут=Qсут/Uрд .
4.Формулировка заданий.
Задание 4.1.
Автоколонна из 50+0,3№ЗК автомобилей с прицепами общей грузоподъемностью10т находилась в течение 25 дней на уборке с/х продукции: время в наряде 11,25ч, длина ездки с грузом 45км, техническая скорость автотранспортных средств 30 км/ч , время простоя 45мин ,коэффициент пробега автомобиля за ездку 0,5 , статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля равен 1 , динамический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля равен 0.9 , время нулевого пробега 25 мин.
Коллектив автоколонны принял решение повысить коэффициент выпуска парка до 0,92 , снизить время простоя до 30мин, увеличить время пребывания в наряде на 2,75ч .
На сколько увеличится производительность парка в результате успешной реализации принятых решений?
Задание 4.2.
Списочный состав предприятия составляет 200+5№ЗК единиц автомобилей. Коэффициент технической готовности автомобилей 0,88 . Сколько автомобилей находится на техническом обслуживании, в ремонте и в ожидании ремонта ?
Задание 4.3.
Вычислить чему равен коэффициент технической готовности парка за год (365 дней) если по отчетным данным : автомобильных дней в ремонте 12775 , списочный состав парка 200+5№ЗК единиц .
Задание 4.4.
Автомобиль выехал из предприятия в 7 час 30 мин. За время наряда он выполнил 5 ездок, время ездки 2+0,1№ЗК, время нулевого пробега 40 мин , время простоя 1 час 30 мин .Определить время в наряде и время возвращения .
Задание 4.5.
Задание по перевозке зерна с тока на элеватор осуществлялось 10 автомобилями с прицепами в течение 15+№ЗК дней по схеме
Ежедневно каждый автомобиль выполнял по 2 ездки .
Рассчитать общий пробег и пробег с грузом для всех автомобилей за время перевозок зерна.
Задание 4.6.
Найти время одной ездки автомобиля, если средняя длина ездки с грузом 18+0,3№ЗК , коэффициент использования пробега 0,5 , техническая скорость 30 км/ч , время простоя на маршруте 24 минуты .
Задание 4.7.
Определить производительность в т. и ткм. Десяти+0,2№ЗК грузоподъемностью 16 т. каждый за месяц (30 дней).Условия перевозок : время на маршруте 14 ч. ,техническая скорость 36 км/ч , простой 1,5ч. ,динамический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля 1 , статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля 0,8 ,коэффициент пробега автомобиля за ездку 0,83 , коэффициент выпуска парка 0,73 . Средняя длина пробега с грузом 60 км/ч.
5. Контрольные вопросы.
5.1. Парк подвижного состава, определения видов, формулы, коэффициенты технической готовности и выпуск парка.
5.2. Время работы подвижного состава.
5.3. Пробег подвижного состава, виды пробегов, коэффициент использования пробега, коэффициент нулевых пробегов, пробег за ездку и за рабочий день.
5.4. Грузоподъемность подвижного состава, коэффициенты использования грузоподъемности.
5.5. Длина ездки с грузом и расстояние перевозки.
5.6. Производительность грузового автомобиля, цикл транспортного процесса, число оборотов за час работы.
5.7. Анализ производительности грузового автомобиля.
5.8. Выбор типа грузового подвижного состава.
Работа №4.
1. Тема: "Исследования перевозки грузов в контейнерах и на поддонах".
Дальнейшее развитие контейнерных и пакетированных перевозок является одним из главных направлений технического прогресса на автотранспорте.
Внедрение поддонов и контейнеров способствует комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, и сокращает простои автотранспорта на погрузке и выгрузке.
2. Условные обозначения.
Дэ-количество дней эксплуатации в году,
Qсут-суточный объем перевозок, т,
Zоб-количество ездок,
qк-грузоподъемность контейнера, т,
δк-коэффициент загрузки контейнера,
tоб,tоб.к-время оборота автомобиля, контейнера, ч,
Пп,Пк-количество поддонов, контейнеров, одновременно находящихся на автомобиле,
tпк,tрк-время погрузки, разгрузки, ч,
Iа,Iж-расстояние перевозок автомобильным и Ж.Д. транспортом, км,
tа,tж-время складского хранения при перевозках автомобильным и Ж.Д. транспортом,
β-коэффициент использования пробега.
3.Методика решения заданий.
3.1.Количество контейнеров, необходимых для освоения заданного объема перевозок:
- в смешанном сообщении: Xк'=Qсут*tоб.к/qк*?ст
- при прямых перевозках: Xк''=Пк/Ам+Пк*(tпр+tрк)/I) ,
Xк''=Ам*tоб.к.*Пк/tоб.
3.2.Ритм работы погрузочно-разгрузочного пункта,ч,
R=tоб.к*Пк/Xк
3.3.Потребное количество контейнеров(поддонов) для освоения годового объема перевозок:
Xк=Qгод*tоб.к/Дэ*qк*γст
4.Формулировка заданий.
Задание 1.
В смешанном автомобильном и Ж.Д. сообщении ежесуточно отправляются 600т+№ЗК. различных грузов в 10т контейнерах.
Рассчитать количество контейнеров и автомобилей для перевозки этих грузов на контейнерную станцию и интервал движения при условиях: за один оборот автотягач перевозит 2 контейнера;коэффициент загрузки контейнера 0,8; время погрузки контейнера 6 ч; время разгрузки контейнера 6 ч; время работы на маршруте 10 ч.
Транспорт | Автомобильный | Ж.Д. |
Расстояние перевозок в одну сторону,км. | Iа=18 | Iж=300 |
Эксплуатационная
скорость, км/ч.
| νа=18 | νж=100 |
ДЕ | 0.9 | 36 |
Задание 2.
Определить потребность в контейнерах при прямых перевозках, если известно, что их перевозка осуществляется на автомобиле грузоподъемностью 10 т., грузоподъемность контейнера 1 т., коэффициент грузоподъемности автомобиля 1; коэффициент использования пробега 0,5,т.е.количество ездок 1; время работы на маршруте 10 ч.; время на погрузку 6мин.; время на разгрузку 6мин.; суточный объем перевозок 360+№ЗК.; средняя длина ездки с грузом 17 км.; техническая скорость 24 км/ч.
Задание 3.
Определить потребное количество специализированных автомобильных контейнеров для перевозки товаров из холодильника в торговую сеть,
Если J=115мин;длина ездки с грузом 15 км№ЗК.; время оборота контейнера 5 ч. За одну ездку автомобиль перевозит 8 контейнеров.
Задание 4.
Определить какое число стоечных поддонов можно перевезти на автомобиле за год грузоподъемностью 8т. при условии, что на 1 автомобиль устанавливается 14 поддонов. Годовой объем смешанных перевозок 15200т+№ЗК. Количество дней эксплуатации поддонов в году 305;время оборота поддона 4 дня; коэффициент использования статической грузоподъемности поддонов равен 1.
Задание 5.
Экономический эффект при перевозке в контейнерах 100000т+№ЗК. за год плодоовощной продукции с оставляет 15 млн.руб. самопогрузщиков грузоподъемностью 7 т.; если статический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля 0,8; длина ездки с грузом 36 км.; техническая скорость 24 км/ч.; время простоя за оборот 0,8; время на маршруте 11,4ч. Какое количество плодоовощной продукции перевезут 50 автомобилей и какой годовой экономический эффект при этом будет.
5. Контрольные вопросы.
5.1. Контейнерные перевозки, определение контейнера, классификация контейнеров, экономическая эффективность, технология, перечень услуг при централизованном способе завоза и вывоза контейнеров.
5.2. Пакетированные перевозки, формулировка пакета, поддона; классификация поддонов, способы и средства пакетирования, эффективность и недостатки пакетированных перевозок, технология перевоза.
Работа №4.
Тема: «Анализ причин дорожно-транспортных происшествий».
При движении автомобиля создается сложная картина взаимодействия элементов (звеньев) систем: водитель – автомобиль – дорога. С учетом этого изучаются все аспекты как транспортного процесса, так и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
ДТП можно охарактеризовать как “ рассогласование” звеньев системы водитель – автомобиль – дорога. Многочисленными исследованиями установлено, что большинство из них вызываются не одной, а несколькими причинами. Это в значительной мере усложняет процесс анализа, который должен выявить условия, создавшие возможность их возникновения и определить действия участников, что позволит впоследствии дать им правовую оценку.
Таким образом, при анализе происшествия следует как можно более полно восстановить его развитие – от начала возникновения опасной обстановки до конечного расположения машин и людей. Хотя обстоятельства, при которых возникают ДТП, чрезвычайно разнообразны, при анализе в них выявляются сходные черты. Это дало возможность выделить типичные виды происшествий по подобным признакам, сгруппировать вызывающие их причины и разработать их классификацию.
Расследование происшествия не ограничивается анализом его с технической точки зрения. При этом должны быть выявлены мотивы, которыми руководствовались его участники перед принятием тех или иных решений, определено соответствие их действий требованиям “ Правил дорожного движения” и другим нормативным документам.
Итогом расследования является установление того, какие условия и чьи действия создали не только возможность, но и неизбежность ДТП.
Действия участников происшествия с правовой, юридической точки зрения при этом анализе не оцениваются. Водитель здесь рассматривается как оператор, управляющий транспортным средством. Определяется, как он должен был действовать в конкретной ситуации и имелись ли технические возможности для осуществления этих действий.
Однако оценка того, мог ли водитель выполнить эти действия, производится следствием или судом.
Считается, что под действием человеческого фактора происходит не менее 2\3 всех ДТП. При их анализе не следует ограничиваться оценкой действий только участников конкретного происшествия. Следует выяснить, каким образом должностные лица различных служб могли содействовать его возникновению. При этом появляется возможность обоснованно разрабатывать профилактические меры и содействовать предупреждению ДТП.
Если происшествие закончилось тяжелыми последствиями – гибелью или травмированием людей, значительным материальным ущербом, то расследование его ведут следственные органы в строгом соответствии с уголовно – процессуальным кодексом.
Происшествия, которые не дают оснований возбуждению уголовного дела, расследуются ГИБДД.
Служебное расследование ДТП производится в АТП работниками специальной службы – инженерами по безопасности движения.
Изучив изложенное выше, и дополнительные материалы, связанные с изучением и анализом ДТП, студенты должны ответить на следующие вопросы:
1. Что такое ДТП ?
2 Классификация ДТП.
3. Правила учета ДТП.
4. Основные положения карточки учета ДТП.
5. Количественный и качественный анализ ДТП.
6. Сущность топографического анализа.
7. Основы автотехнической экспертизы.
Основные определения показателей работы подвижного состава.
1. Коэффициент технической готовности подвижного состава (ПС) оценивает степень готовности ПС к перевозкам.
2. Коэффициент выпуска подвижного состава характеризует степень выпуска ПС на линии.
3.Коэффициент статического использования грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т.е. номинальная грузоподъемность автомобиля или автопоезда.
4. Номинальная грузоподъемность грузового автомобиля масса перевезенного груза, указанная в технической характеристике автомобиля.
5. Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяется отношением фактически выполненной транспортной работы в т.км к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом).
6. Работа грузового автотранспорта характеризуется двумя основными показателями: объемом перевозок и грузооборотом.
7. Объем грузовых перевозок измеряется в т. и показывает количество груза, которое уже перевезено или которое необходимо перевезти за определенный период времени.
8. Грузооборот измеряется в т.км и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или которая должна быть выполнена в течение определенного периода времени.
9.Производительность П.С. измеряется количеством выполненных т.км или перевезенных т. груза за единицу времени.
10. Производительность П.С. определяют: за ездку, за смену, за час работы, на 1 автом.т. Для расчета производительности П.С. помимо количества перевезенного груза необходимо знать пробег за определенное время, с грузом, т.е. производительный пробег П.С. Непроизводительный пробег П.С. – пробег без груза, т.е нулевой или порожний.
11. Нулевым называется пробег А. От АТП (или от другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
12. Порожним называется пробег А от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки
13. Общий пробег А. Складывается из производительности и непроизводительности пробегов.
14. Коэффициент использования пробегов П.С. характеризуется отношением производительного пробега к общему пробегу. Этот коэффициент определяется за ездку и смену.
15. Средняя длина ездки – это средний пробег, совершаемый А. За одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки и определяемый делением оющего груженого пробега на число выполненных ездок.
16. Среднее расстояние перевозки – это средняя дальность перевозки 1т. груза определяемая делением выполненной транспортной работы в т.км на число перевезенных т.
17. Работа пассажирского АТП характеризуется двумя основными показателями: объемом пассажирских перевозок и пассажирооборотом.
18. Объем пассажирских перевозок (автобусных или таксомоторных) измеряется числом пассажиров и показывает их количество, которое уже перевезено или которое необходимо перевезти за определенный период времени.
19. Пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению пассажиров, которая уже выполнена или которая должна быть выполнена в течение определенного периода времени.
20. Коэффициент сменности определяется делением длины автобусного маршрута к средней дальности поездки пассажиров. Коэффициент сменности показывает, сколько раз в среднем сменяются пассажиры в автобусе за время одного рейса.
21. Коэффициент платного пробега автомобиля – такси, определяется отношением платного пробега автомобиля-такси к его общему пробегу. Платный пробег включает в себя пробег автомобиля-такси с пассажирами и оплаченный пробег к месту подачи по вызову.
Список литературы.
1. Гудков В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. Транспорт. М.: 1997г. 254с.
2. Вельможин А.В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками. РПК «Политехник», Волгоград, 1999г. 295с.
3. Коноплянко В.И. и др. Организация и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт 2000
4. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. М.: Транспорт 1982г., 240с.
|