ЛекцииТемы лекцийКонтрольные вопросыРекомендуемая литератураНа главную
 Лекция 1 
 Лекция 2 
 Лекция 3 
 Лекция 4 
 Лекция 5 
 Лекция 6 

 

Лекция № 3

Лекция № 3.

 

Эмпирический метод.

 

К эмпирическим методам относятся:

1.наблюдение -  целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

2.описание – закрепляет и передаёт результаты наблюдения с помощью определённых знаковых средств: - чувственная информация переводится на язык понятий, схем, графиков и т.п.

3.измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Измерить естественнонаучную величину – это значит сравнить ее с однородной принимая за еденичную. Вводятся системы едениц. Как в естествознании, так и в технике определяющую роль играют физические основы измерения – СИ: м, кг, с, моль, К, А, ..

4.эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход процесса или явления при повторении условий.

 

     В классическом естествознании система

Человек + прибор – «идеальна».

     Прибор как бы абсолютно прозрачен для информации и она передаётся без каких-либо искажений. При этом  человек + прибор  расположены как бы снаружи объекта.

     В неклассическом естествознании система  «человек + прибор» встроена в объект, слита с ним. Прибор не является «абсолютно прозрачным» каналом связи между исследователем и объектом. В нем как бы случайно происходит потеря части информации.

 

Теоретический метод.

К нему относят:

1. идеализация – метод, основанный на универсальном вычислительном приеме – абстрагирование (отвлечение), суть которого состоит в мысленном конструировании идеальных объектов, т.е. несуществующих в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить исследования сложных систем, выделить свойства объектов в их чистом виде и на этом основании установить существенные связи.

2. формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрываемых сущность изучаемых процессов действительности. Рассуждения об объектах переносятся в область оперирования знаками (формулами). Идеалом науки является формализованная теория, особо распространенная в естествознании. Кант отмечал «В любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики».

3. аксиомотизацияпостроение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

4. гипотетико-дедуктивныйсоздание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся  утверждения об эмпирических фактах. Разновидность г/д метода – является метод математической гипотезы. В рамках г/д метода академик Разумовский ввел понятие об естественнонаучном цикле научного познания.

1.обобщение фактов

2.выдвижение гипотезы

3.построение теории

4.вывод теоретических следствий

5.экспериментальная проверка теор. Следствий

 

Все методы можно разделить на:

- общенаучные;

- конкретно-научные;

- всеобщие --» триада Г.Гегеля: ТЕЗИС--»АНАЛИЗ--»СИНТЕЗ

 

 

Тезис – суждение о явлении или объекте, истинность которого надо доказать.

Анализ – последовательное расчленение целостного объекта на подсистемы и элементы, с целью всестороннего изучения.

Синтез – соединение ранее выделенных элементов объекта в единое целое.

Дедукция – метод исследования и способ рассуждения, посредством которого из общих посылок, в соответствии с законами логики следует заключение частного порядка.

Индукция  метод исследования и способ рассуждения, в котором  общий вывод строится на основе частных посылок.

Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, заключают об их сходстве и в др. признаках.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) путём создания исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследование.

Классификация – разделение всех изучаемых предметов по определенным группам в соответствии с каким-либо важным признаком.

 

Методология естествознания основывается на 3-х основных принципах научного познания действительности:

1.   причинность – в современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм движения материв процессе её движения и развития. Основания предшествующих состояниях материи для возникновения любых объектов и систем и изменениями их свойств – причинами. А вызванные ими изменения – следствия. Сущность причины – порождение причины следствия.

2.   критерии истины: истина проверяется наблюдением, опытами и экспериментами в производственной деятельности.

3.   относительность научного познания: научное знание (понятие, идея, теории, модели) всегда относительно и ограниченно. Задача учёного – установить границы соответствия знания действительности – интервал адекватности. А в процессе экспериментальной проверки критерия истины, установить погрешности измерения. А в неклассическом естествознании учесть и относительность результата к средствам и приборам измерения. Аспектом общей картины мира является естественнонаучная  картина мира, в настоящее время возникает проблема соединения её с социогуманитарной картиной, т.е. достроить её до общей картины бытия.