Лекция № 3. Эмпирический
метод. К эмпирическим методам
относятся: 1.наблюдение - целенаправленное восприятие явлений
объективной действительности. 2.описание – закрепляет и передаёт результаты наблюдения с помощью
определённых знаковых средств: - чувственная информация переводится на язык понятий,
схем, графиков и т.п. 3.измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или
сторонам. Измерить естественнонаучную величину – это значит сравнить ее с однородной принимая за еденичную.
Вводятся системы едениц. Как в естествознании, так и
в технике определяющую роль играют физические основы измерения – СИ: м, кг, с,
моль, К, А, .. 4.эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых
условиях, что позволяет восстановить ход процесса или явления при повторении
условий. В классическом естествознании система Человек + прибор –
«идеальна». Прибор как бы абсолютно прозрачен для информации и она передаётся без каких-либо искажений. При
этом человек + прибор расположены как бы снаружи
объекта. В неклассическом естествознании система «человек + прибор» встроена в объект,
слита с ним. Прибор не является «абсолютно прозрачным» каналом связи между
исследователем и объектом. В нем как бы случайно происходит потеря части
информации. Теоретический метод. К нему относят: 1. идеализация – метод, основанный на универсальном вычислительном
приеме – абстрагирование (отвлечение), суть которого состоит в мысленном
конструировании идеальных объектов, т.е. несуществующих в действительности, но изучение которых позволяет значительно упростить
исследования сложных систем, выделить свойства объектов в их чистом виде и на
этом основании установить существенные связи. 2. формализация – построение абстрактно-математических моделей,
раскрываемых сущность изучаемых процессов действительности. Рассуждения об
объектах переносятся в область оперирования знаками (формулами). Идеалом науки
является формализованная теория, особо распространенная в естествознании. Кант
отмечал «В любом частном учении о природе можно найти науки в собственном
смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики». 3. аксиомотизация
– построение теорий на основе аксиом
– утверждений, доказательства истинности которых не
требуется. 4. гипотетико-дедуктивный
– создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых
выводятся утверждения об эмпирических
фактах. Разновидность г/д
метода – является метод математической гипотезы. В рамках г/д метода академик Разумовский ввел понятие об
естественнонаучном цикле научного познания.
Все методы можно разделить
на: - общенаучные; - конкретно-научные; - всеобщие --» триада Г.Гегеля: ТЕЗИС--»АНАЛИЗ--»СИНТЕЗ
Тезис – суждение о явлении или
объекте, истинность которого надо доказать. Анализ – последовательное расчленение целостного объекта на
подсистемы и элементы, с целью всестороннего изучения. Синтез – соединение ранее выделенных элементов объекта в
единое целое. Дедукция – метод исследования и способ рассуждения, посредством
которого из общих посылок, в соответствии с законами логики следует заключение
частного порядка. Индукция – метод
исследования и способ рассуждения, в котором
общий вывод строится на основе частных посылок. Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства
объектов в одних признаках, заключают об их сходстве и в др. признаках. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путём создания исследования
его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих
исследование. Классификация – разделение всех изучаемых предметов по определенным
группам в соответствии с каким-либо важным признаком. Методология естествознания
основывается на 3-х основных принципах научного познания действительности: 1.
причинность
– в современном понимании причинность
означает связь между отдельными состояниями видов и форм движения
материв процессе её движения и развития. Основания предшествующих состояниях материи для возникновения любых объектов и систем
и изменениями их свойств – причинами. А вызванные ими изменения – следствия.
Сущность причины – порождение причины следствия. 2.
критерии
истины: истина проверяется
наблюдением, опытами и экспериментами в производственной деятельности. 3.
относительность
научного познания: научное знание
(понятие, идея, теории, модели) всегда относительно и ограниченно. Задача
учёного – установить границы соответствия знания действительности – интервал
адекватности. А в процессе экспериментальной проверки критерия истины,
установить погрешности измерения. А в неклассическом естествознании учесть и
относительность результата к средствам и приборам измерения. Аспектом общей
картины мира является естественнонаучная
картина мира, в настоящее время возникает проблема соединения её с социогуманитарной картиной, т.е. достроить её до общей
картины бытия.
|