Лекция № 2

Лекция № 2.

 

Естественнонаучная технологическая и социально-гуманитарная культура.

 

     Культура – «способ деятельности» во взаимодействии человека с природой и себеподобными, целостность, гипотез соц. опыта.

 

КУЛЬТУРА:

- естественнонаучная:

* ключевые понятия: - знание; - живая и неживая природа; - действие.

* совокупный исторический объём знаний о природе и обществе, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению.

* систематизирующие ценности естественнонаучного знания:

- конструктивно-теоретические модели естествознания;

- классическое, неклассическое и постнеклассическое (эволюционно-сенергетическое);

- стратегии естественнонаучного мышления;

- целостность теории, эксперимента и практики.

- технологическая:

* ключевые понятия: - знание; - технология; - действие.

* совокупный исторический объём знаний о ремёслах, машинах, приборах и аппаратах, о физических, биологических, химических и информационных технологиях.

* об эволюционной модернизации с/х и промышленности.

* систематизирующие ценности технологических знаний:

- материальный и информационный базис культуры и комфортные условия существования;

 - практические результаты применяются моделями естествознания.

- социогуманитарная:

* ключевые понятия: - знание; - человеческая природа; - действие.

* совокупный исторический объём знаний о философии, религиоведении, юриспруденции, этики, в том числе политической и экономической, литературоведения, социологии и др. гуманитарных культур.

* систематизирующие ценности социогуманитарного знания:

- идеалы красоты, совершенства, свободы, добра, философия общей судьбы;

- принцип социальной справедливости.

     Основанные на сотрудничестве учёных-практиков и педагогов, представителей естественнонаучной, технологичной и социогуманитарной культурой и направлено на формирование целостной культуры информационной цивилизации.

Общие понятия о методологии современного естествознания.

     Многообразие наук отображается в системном многообразии функций и в сложной нелинейной зависимости функционального развития психологии. 

     Особое значение век избыточной информации приобретает умение ее отрабатывать и использовать на практике, а в процессе обучения – создание интегративных курсов на основе трансдисциплинарных стротегий и концепций мышления.

Трансдисциплинарность -  более высокий и универсальный метод общения, чем междисциплинарная кооперация.

     Под функцией будем понимать способ действия, проявление активности систем, общий тип решаемых задач. Очень часто все функции науки делят на 3 группы, соответственно трём сторонам  познавательной деятельности объекта:

1.   эмпирическая (от гречопыт»)

2.   теоретическая (от гречисследование»)

3.   предметно-практическая

 

В эмпирическую группу функций входят:

- собирательная функция (установление фактов, их накопление);

- описательная (изложение фактов);

- систематезаторская (первичная группировка опытного материала, приведение в определённый порядок).

 

В теоретическую входят:

- объяснительная функция;

- функция обобщения;

- функция прогнозирования;

- разведовательная функция.

 

     Предметно-практическая функция отражает производственно-практическую деятельность человека.

     В эмпирическом и теоретическом уровне возникают методы исследования т.е. способы деятельности или совокупности приёмов приводящих к целям.

 

     Наука, изучающая конкретно-логические, конкретно-научные, общелогические и общенаучные методы, называется методологией.