Лекция № 2. Естественнонаучная
технологическая и социально-гуманитарная культура. Культура – «способ деятельности» во взаимодействии человека с
природой и себеподобными, целостность, гипотез соц. опыта. КУЛЬТУРА: - естественнонаучная: * ключевые понятия: - знание; - живая и неживая
природа; - действие. * совокупный исторический
объём знаний о природе и обществе, который в сокращенно-концентрированной форме
актуализирован и доступен усвоению. * систематизирующие ценности
естественнонаучного знания: - конструктивно-теоретические
модели естествознания; - классическое,
неклассическое и постнеклассическое (эволюционно-сенергетическое); - стратегии
естественнонаучного мышления; - целостность теории,
эксперимента и практики. - технологическая: * ключевые понятия: - знание;
- технология; - действие. * совокупный исторический
объём знаний о ремёслах, машинах, приборах и аппаратах, о физических,
биологических, химических и информационных технологиях. * об эволюционной
модернизации с/х и промышленности. * систематизирующие ценности
технологических знаний: - материальный и
информационный базис культуры и комфортные условия существования; - практические результаты применяются моделями
естествознания. - социогуманитарная: * ключевые понятия: - знание;
- человеческая природа; - действие. * совокупный исторический
объём знаний о философии, религиоведении, юриспруденции, этики, в том числе
политической и экономической, литературоведения, социологии и др. гуманитарных
культур. * систематизирующие ценности
социогуманитарного знания: - идеалы красоты,
совершенства, свободы, добра, философия общей судьбы; - принцип социальной
справедливости. Основанные на сотрудничестве
учёных-практиков и педагогов, представителей естественнонаучной, технологичной
и социогуманитарной культурой и направлено на формирование целостной культуры
информационной цивилизации. Общие понятия о
методологии современного естествознания. Многообразие наук отображается в системном
многообразии функций и в сложной нелинейной зависимости функционального
развития психологии. Особое значение век избыточной информации
приобретает умение ее отрабатывать и использовать на
практике, а в процессе обучения – создание интегративных курсов на основе
трансдисциплинарных стротегий и концепций мышления. Трансдисциплинарность - более высокий и
универсальный метод общения, чем междисциплинарная кооперация. Под функцией будем понимать способ
действия, проявление активности систем, общий тип решаемых задач. Очень часто
все функции науки делят на 3 группы, соответственно трём сторонам познавательной деятельности объекта: 1. эмпирическая (от
греч.«опыт») 2. теоретическая (от
греч.«исследование») 3. предметно-практическая В
эмпирическую группу функций входят: -
собирательная функция (установление фактов, их накопление); - описательная (изложение фактов); -
систематезаторская (первичная группировка опытного материала, приведение в
определённый порядок). В
теоретическую входят: -
объяснительная функция; -
функция обобщения; -
функция прогнозирования; -
разведовательная функция. Предметно-практическая функция отражает
производственно-практическую деятельность человека. В эмпирическом и теоретическом уровне
возникают методы исследования т.е. способы
деятельности или совокупности приёмов приводящих к целям. Наука, изучающая конкретно-логические,
конкретно-научные, общелогические и общенаучные методы, называется методологией.
|