1.3.Общие закономерности становления науки.

Закономерности становления науки связаны с теорией познания. Процесс познания имеет диалектическую природу. Вначале формируется практическая потребность, и определяются эмпирические законы. Затем осуществляется обобщение эмпирики на основе формирования теории, в том числе, математических моделей. Затем вновь корректируются экспериментальными методами или наблюдением за эмпирическими законами. Затем корректируется теория и так далее. Однако каждая теория обладает относительной самостоятельностью. Поэтому частично каждая отрасль знаний развивается самостоятельно без потребностей практики. Это общая закономерность развития научного знания.

В процессе становления наука обладает дополнительно свойством дифференциации и интеграции. Дифференциация определяется различными направлениями углубления знаний. Интеграция – взаимным проникновением знаний различных отраслей и направлений. Характерным примером интеграционных тенденций в науке является формирование кибернетики как науки, которая рассматривает проблемы управления в биологических, химических, технических, экономических социальных и других структурах. Дифференциация науки проявляется в формулировании и развитии отдельных особенностей рассматриваемых процессов и явлений. Например, трибология, как наука о трении и изнашивании, в ходе своего развития сформировала следующие научные направления в рамках единой системы знаний в области трибологии: трибохимия, теория молекулярного изнашивания, теория фрикционного изнашивания, синергетическая теория самоорганизации трибосистем и пр.

В процессе развития между наукой и обществом, в том числе совокупностью людей, объединенной тем, что они занимаются научной деятельностью, существует сложная диалектическая связь. Она заключается в том, что в процессе познания ученые пользуются теми знаниями, которые накоплены человечеством за все время существования науки. Поэтому у них имеются начальные условия в процессе познания, зависящие от предыдущих поколений, выполнявших становление знаний, проинтегрированных во времени и в пространстве. Одновременно каждый ученый в ходе познания добавляет в общечеловеческие знания некоторую информацию. Таким образом, научные знания не деградируют, а только обогащаются, то есть развиваются (рис. 2). Тем самым они оказывают влияние на развитие каждого члена общества. В этом обнаруживается один из важных механизмов развития человечества. Взаимосвязь ученого с относительно самостоятельным существованием науки одновременно определяет механизмы дифференциации и интеграции науки, как развивающейся категории. Важно подчеркнуть, что при рассмотрении научных знаний в целом, то они только интегрируются, то есть развиваются. В этом проинтегрированном во времени и в пространстве знании обнаруживаются неисчерпаемые источники развития каждого человека.

В процессе накопления знаний и анализа их человечеством отдельные научные направления могут отмирать, как не принятые на данном этапе развития человечеством. Однако, в общем, система знаний только развивается, оказывая влияние на развитие человека и человеческих общностей. Она принадлежит всему человечеству. В этом межнациональная и межгосударственная роль науки, которая, являясь продуктом человеческой деятельности за весь период его существования, принадлежит всему человечеству. Она не имеет границ.

Рис. 2. Взаимосвязь научной деятельности с развивающейся наукой.Структурная схема рабочей силы по вертикальному направлению

Основное направление становления науки, подлежащее изучению в настоящем курсе, связано с техникознанием.