1.2.Структура науки.

В настоящее время науку можно разделить на четыре больших блока. Естественные науки, к которым относятся математика, физика, химия, биология, геология и география и пр. Естественные науки появились в связи с потребностями человека познать строение и природу окружающего их мира. В результате в общественном сознании формируется естественнонаучная картина мира, включающая объяснение становления и развитие материального мира, безграничного во времени и пространстве, имеющего практически бесконечное разнообразие по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.

Технические науки связаны с закономерностями познания технического мира, который формируется естественным образом в процессе развития общества. Он характеризуется некоторой структурой технического мира, который создан человеком для обеспечения и улучшения условий существования человека. Таким образом, технические науки образуют систему знаний о искусственно созданной человеком среде.

Общественные науки занимаются законами формирования и развития общества. Наконец гуманитарные науки определяют законы формирования и развития культуры. В настоящее время существует тенденция взаимопроникновения знаний в различных областях науки на основе интеграции и дифференциации знаний.

Общественные науки занимаются законами формирования и развития общества. Наконец гуманитарные науки определяют законы формирования и развития культуры. В настоящее время существует тенденция взаимопроникновения знаний в различных областях науки на основе интеграции и дифференциации знаний.

Познания на уровне макромира как бы выделяет из природы то окружение, которое находится в непосредственном контакте с человеком. Именно этот практический контакт с природой, прежде всего, определяет мировоззрение человека, его систему взглядов на мир и собственно его место в мире. Для человека мировоззрение выступает внутренним законом его жизни. Связь естественного знания с мировоззрением человека не только формирует для индивида современную естественно научную картину мира, но и в качестве составляющей культуры участвует в формировании личности человека путем сообщения ему основ современной научной методологии познания. Тем самым естественные науки не только определяют законы природы, на основе которых строится техникознание, но и непосредственно влияет на человека.

Указанное разделение является условным. Это связано с тем, что наука, как отрасль знаний, обладая относительной самостоятельностью, имеет интеграционные тенденции, заключающиеся во взаимном проникновении отдельных отраслей знаний. Например, лингвинистическая кибернетика занимается математическими законами формирования языка и построением алгоритмов перевода с одного языка на другой. Она включает теорию информации, языковедение, математическую логику и пр. Кибернетика занимается общими закономерностями управления в живых организмах, технических системах, в экономике и обществе. Она также характеризует общие интеграционные свойства систем различной природы (химической, биологической, социальной, технической и пр.).

Относительная самостоятельность приводит к дифференциации науки. Согласно этому принципу в узком направлении технического знания формируются новые узкие направления развития. Например, технические науки в ходе своего развития разделились на машиноведение, теорию механизмов и машин, трение и износ в машинах, Технологию машиностроения, обработку материалов давлением, электромеханику, управление и информатику в технических системах, автоматизацию технологических процессов и производств и пр. В свою очередь эти направления формируют еще большую дифференциацию в области знаний. Например, направление автоматизации технологических процессов и производств дифференцируется по направлениям отраслей: автоматизация технологических процессов при обработке на металлорежущих станках; автоматизация процессов в химической промышленности; автоматизация энергетических установок и пр. В настоящее время процесс дифференциации науки привел к строгому разделению научных специальностей, которые имеют свои шифры. Шифр специальности определяется тремя цифрами.

Первая цифра определяет отрасль знаний. Физико-математические науки имеют индекс 010. Химические – 02. Биологические – 03. Геолого-географические 04. Технические – 05. Сельскохозяйственные 07. Экономические – 08. Философские – 09. Филологическое 010. Юридические – 012. Педагогические – 013. Медицинские – 014. Вторая цифра определяет направление работы в отрасли знаний. Например, математика или механика в физико-математической отрасли. Третья цифра уточняет направление дифференциации в отрасли знаний. Например, шифр 01.02.04 означает принадлежность работы к физико-математической отрасли знаний (01), к механике (02) и к проблемам механики деформируемого твердого тела (04). Или шифр 05.02.04 означает, что работа относится к техническим наукам (05). Она рассматривает особенности функционирования машин (02), конкретно в машинах рассматриваются вопросы трения и износа контактируемых пар (04).

В результате мы имеем некоторое дерево научного знания (рис.1), развитие и изменение которого определяется распределенным во времени и в пространстве вкладом научных работников в общую систему знаний. Дерево знаний характеризует иерархическую структуру науки. Так как система знаний (наука) обладает относительной самостоятельностью, то ее развитие непосредственно оказывает влияние на развитие и вклад каждого ученого в общую систему знаний. Это сложный взаимосвязанный процесс. Однако так как система знаний интегрируется во времени, то она может только развиваться. В этом удивительное свойство становления науки как общественной категории. Несмотря на возможные в исторических периодах некоторые этапы падения приращения научного знания, общая тенденция такова, что развитие науки всегда поступательно и оно влияет на поступательное развитие человека как составного элемента единой системы жизни на земле. Современный подход в природопользовании основан на концепции ноосферы – сферы разума, сферы взаимодействия с природы и общества. Автор биосферно-ноосферной концепции В.И. Вернадский считал, что:

-деятельность человека становится основным фактором эволюции биосферы;

-для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты.

Сегодня абсолютно ясно, что дальнейшее развитие цивилизации должно согласовываться с состоянием биосферы. Таким образом, угроза существования человечества как вида на земле определяет концепцию экологизации техногенного развития в качестве важнейшей парадигмы [1].

Рис. 1. Структурная схема рабочей силы по вертикальному направлению