5.2. Диаграмма сродства
Диаграмма сродства — это инструмент, позволяющий выявить основные нарушения процесса (или возможности его улучшения) путем объединения родственных устных данных, собранных в результате «мозговой атаки».
Принцип создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер для их устранения проиллюстрирован на рис. 5.1.
Как видно из рис. 5.1, диаграмма сродства позволяет распределить по нескольким группам (X, У) большое количество (а, Ь, с, d) идей, мнений и интересов, собранных специалистами по конкретней теме (Z).
При сборе большого количества данных о различных идеях, мнениях и интересах, связанных с одной темой, диаграмма сродства дает возможность организовать информацию в группы на основе естественных связей, существующих между ними. Этот инструмент предназначен для стимуляции творческих способностей и полного вовлечения участников — членов команды. Он более эффективен в небольших группах (5—9 человек), в которых сотрудники привыкли работать вместе.
Диаграмму сродства часто используют для организации идей, возникших в ходе «мозговой атаки».
5.2.1. Примерный порядок построения диаграммы сродства
При построении диаграммы сродства рекомендуется следующий порядок организации работы:
1. Определите предмет, тему или проблему, которая является основой для сбора данных, в самых широких понятиях, так как излишние подробности могут вызвать предвзятость ответов участников работы. Смутное определение типа: «Какие требования и ожидания покупателей (потребителей) могут быть в отношении продукта?» — не только не вредно, но и полезно, потому что может помочь выявить новые пути
2. Соберите данные по рассматриваемой проблеме, например, с применением «мозговой атаки». Каждое сообщение членов команды следует регистрировать на отдельной карточке.
Смешайте карточки и хаотически распределите их на большом столе.
Сгруппируйте взаимосвязанные карточки следующим образом:
-рассортируйте карточки, которые кажется взаимосвязанными, по нескольким группам;
-ограничьте количество групп (желательно не более 10) при условии, что одна карточка не может составлять всю группу;
-выберите из имеющихся карточек или придумайте карточку с заголовком, который отражает содержание каждой группы;
-поместите такую карточку с заголовком поверх карточек одной группы.
Перенесите информацию с карточек на бумагу, разбив полученные устные данные на группы.
|