Научное обоснование методики изучения дисциплины «Прикладная метрология»


Процесс изучения специальной дисциплины «Прикладная метрология» строится на основе знаний, полученных студентами после освоения «Общей теории измерений» «Метрология, стандартизация и сертификация», «Методы и средства измерений, испытаний и контроля», «Взаимозаменяемость», «Автоматизация измерений, испытаний и контроля» и других дисциплин.

При этом образовательный процесс базируется на основе целесообразности формирования профессионального метрологического мышления, а также удовлетворения познавательных потребностей студентов, являющихся основными компонентами мотивации при формировании специфических навыков и подходов в рамках повышения и углубления знаний специалистов, получающих высшее профессиональное образование. Это происходит путем активизации образовательного процесса с учетом внедрения инновационных приемов и способов обучения при одновременном использовании традиционных методик.

Освоение дисциплины «Прикладная метрология» предполагает овладение обучающимися теоретическими знаниями о структурной организации элементов системы метрологического обеспечения, а также практическими навыками по документальному обеспечению метрологических мероприятий. Это предполагает постепенное изучение соответствующего комплекса нормативных правовых актов, первоочередное значение среди которых отводится действующему закону о единстве измерений. Уяснение нормативного материала дополняется учебной литературой по метрологическому обеспечению, а также специальной научной литературой, среди которой особое место занимают проблемные научные статьи по данной тематике. В свою очередь, методика преподавания включает определенное количество практических заданий, по выявлению полученных студентами знаний в процессе обучения. Помимо этого, действующее законодательство в сфере метрологического обеспечения имеет постоянную тенденцию к совершенствованию правового регулирования в том числе, и по вопросам обеспечения единства измерений. В связи с этим практические и лекционные занятия допускают элементы обсуждения перспектив динамики развития нормативно-правового регулирования, а также материалов применения метрологических процедур, демонстрирующих уровень надежности способов защиты единства измерений в Российской Федерации.

Такой подход к процессу обучения по прикладной метрологии обеспечивается:

1.Проведением лекционных и практических занятий с постановкой проблемных вопросов, допускающих возникновение дискуссий, что предполагает активное включение студентов в образовательный процесс.

2.Организацией образовательного процесса на практических занятиях в форме: научно-теоретических сообщений по отдельным актуальным вопросам обеспечения единства измерений; решения практических задач, позволяющих продемонстрировать полученные знания на уровне конкретных субъектов, задействованных в ходе применения тех или иных способов метрологического обеспечения; ролевых игр, демонстрирующих уровень профессиональной подготовки студентов к практической работе; разработки соответствующих документов касающихся метрологической деятельности предприятий, необходимых в ходе определенного этапа метрологического обеспечения; тестирования, позволяющего выявить недостатки в подготовке студентов к конкретной теме занятия.

Назад     Далее