КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


Всему, что необходимо знать,
научить невозможно
Учитель может сделать только
одно – указать дорогу.



Р. Олдингтон


Введение



Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.

А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.

Оба суждения великих сходятся в едином: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.

Р.Фейнман в своем популярном сборнике лекций «Характер физических законов» задает нетривиальный вопрос: «Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадываться о том, что происходит повсюду?» И отвечает с присущей ему прозорливостью: «Конечно, это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить, и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, что природа проста, а поэтому прекрасна».

Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.

Однако как следует из суждения Р. Фейнмана, возможен и другой путь познания – от кооперативного взаимодействия подчиненных связей к общей связи природы и бытия человека.

Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.

Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной и ускоренной форм, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы определения ключевых понятий, а также краткие персоналии выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в становление и развитие общего естествознания.

Это позволит студентам подготовиться к тестовому контролю знаний на экзамене или зачете. Важную роль в оценке экзамена играет защита контрольной работы, а также устное собеседование. Очевидно, что студент помимо лекций и учебного пособия должен проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной литературы, приведенной в электронном курсе. В электронный курс также включены: опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного (виртуального) практикума и семинарских занятий. В конце пособия приведены ответы к тестам.

Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».




Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой.


Владимир Вернадский.

Общие методические указания по изучению дисциплины
«Концепции современного естествознания»
и выполнению контрольных заданий

Прежде чем приступить к изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, необходимо прочитать общие указания.

       1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат в зависимости от обычной или ускоренной форм обучения две или одну контрольные работы.
       2. Своё контрольное задание студент определяет по таблицам вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.
       3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.
       4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Объём работы не должен превышать 12 листов тетради.

Суждения желательно подкрепить примерами с численными данными, графиками и рисунками. По возможности необходимо изложить собственную точку зрения.

5. Контрольные работы выполняются в школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по следующему образцу:

6. При подготовке контрольной работы рекомендуется проработать опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса. Полезно ознакомиться с основной литературой по курсу, имеющейся в библиотеке ДГТУ.
       7. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.
       8. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования устанавливаются деканатом заочного факультета.
       9. В течение семестра по датам, установленным учебно-методическим отделом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.
      10. Для студентов традиционной заочной формы обучения предусмотрено двухсеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы в каждом семестре. Для студентов ускоренной формы обучения планируется односеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы.
       11. Учебный материал разбивается на два семестра по следующему рабочему плану:



I. Семестр

1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.
        2. Физические концепции познания мира.

II. Семестр

3. Химическая концепция мира.
       4. Геологическая концепция Земли.
       5. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.
       6. Человек и природа.
       7. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.




Тематический план и структура дисциплины
«Концепции современного естествознания на основе дидактических единиц ГОС»

Таблица №1

Номер ДЕ

Наименование дидактической единицы ГОС

Номер задания

Тема лекции (задания)

1

Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира

1


2


3

4

5


6

Предмет курса «Концепции современного естествознания»

Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием

Научный метод

История естествознания

Панорама и феноменология современного естествознания

Трансдисциплинарные стратегии и концепции современного естественнонаучного мышления

2

 

 

 

 

 

Физические концепции познания мира

 

 

 

 

7




8


9

10



11



12


13

Физика в контексте интеллектуальной культуры
Корпускулярно-волновая концепция материи

Структурные уровни организации материи в рамках современной физики

Фундаментальные взаимодействия

Единство пространства, времени и материи. Принцип относительности. Принцип симметрии.

Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и соответствия

Статистические и динамические закономерности в природе

Физика Вселенной

3

Химическая концепция мира

14


15





16

Химия в контексте интеллектуальной культуры

Структурные уровни организации материи в рамках современной химии

Основные модели вещества и типологии молекул в химии

Структурно-концептуальные разделы современной химии


4

Геологическая концепция Земли

17

18


19

Геохронологическая история Земли

Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли

Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы

5

 

 

 

Эволюционная концепция биологического уровня организации материи

 

 

20


21


22

23

24

 

25

Биология в контексте интеллектуальной культуры

Структурные уровни биологической организации материи

Генетика и эволюция

Основные теории происхождения живого

Синтетическая теория эволюции биологических структур материи Макро- и микроэволюция

Человек как особый уровень организации живой материи

6

Человек и природа

26

27

28

29

Концепция биосферы

Концепция ноосферы

Концепции экологии

Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного»

7

Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека

30

           
31

 

Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания

На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации





 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив