Всему, что необходимо знать,
научить невозможно
Учитель может сделать только
одно – указать дорогу.
Р. Олдингтон
Введение
Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.
А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.
Оба суждения великих сходятся в едином: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.
Р.Фейнман в своем популярном сборнике лекций «Характер физических законов» задает нетривиальный вопрос: «Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадываться о том, что происходит повсюду?» И отвечает с присущей ему прозорливостью: «Конечно, это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить, и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, что природа проста, а поэтому прекрасна».
Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.
Однако как следует из суждения Р. Фейнмана, возможен и другой путь познания – от кооперативного взаимодействия подчиненных связей к общей связи природы и бытия человека.
Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.
Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной и ускоренной форм, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы определения ключевых понятий, а также краткие персоналии выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в становление и развитие общего естествознания.
Это позволит студентам подготовиться к тестовому контролю знаний на экзамене или зачете. Важную роль в оценке экзамена играет защита контрольной работы, а также устное собеседование. Очевидно, что студент помимо лекций и учебного пособия должен проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной литературы, приведенной в электронном курсе. В электронный курс также включены: опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного (виртуального) практикума и семинарских занятий. В конце пособия приведены ответы к тестам.
Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».
Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой.
Владимир Вернадский.
Общие методические указания по изучению дисциплины
«Концепции современного естествознания»
и выполнению контрольных заданий
Прежде чем приступить к изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, необходимо прочитать общие указания.
1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат в зависимости от обычной или ускоренной форм обучения две или одну контрольные работы.
2. Своё контрольное задание студент определяет по таблицам вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.
3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.
4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Объём работы не должен превышать 12 листов тетради.
Суждения желательно подкрепить примерами с численными данными, графиками и рисунками. По возможности необходимо изложить собственную точку зрения.
5. Контрольные работы выполняются в школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по следующему образцу:
6. При подготовке контрольной работы рекомендуется проработать опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса. Полезно ознакомиться с основной литературой по курсу, имеющейся в библиотеке ДГТУ.
7. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.
8. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования устанавливаются деканатом заочного факультета.
9. В течение семестра по датам, установленным учебно-методическим отделом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.
10. Для студентов традиционной заочной формы обучения предусмотрено двухсеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы в каждом семестре. Для студентов ускоренной формы обучения планируется односеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы.
11. Учебный материал разбивается на два семестра по следующему рабочему плану:
I. Семестр
1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.
2. Физические концепции познания мира.
II. Семестр
3. Химическая концепция мира.
4. Геологическая концепция Земли.
5. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.
6. Человек и природа.
7. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.
Тематический план и структура дисциплины «Концепции современного естествознания на основе дидактических единиц ГОС»
Таблица №1
Номер ДЕ |
Наименование дидактической единицы ГОС |
Номер задания |
Тема лекции (задания) |
1 |
Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира |
1
2
3
4
5
6 |
Предмет курса «Концепции современного естествознания»
Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием
Научный метод
История естествознания
Панорама и феноменология современного естествознания
Трансдисциплинарные стратегии и концепции современного естественнонаучного мышления
|
2
|
Физические концепции познания мира
|
7
8
9
10
11
12
13 |
Физика в контексте интеллектуальной культуры
Корпускулярно-волновая концепция материи
Структурные уровни организации материи в рамках современной физики
Фундаментальные взаимодействия
Единство пространства, времени и материи. Принцип относительности. Принцип симметрии.
Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и соответствия
Статистические и динамические закономерности в природе
Физика Вселенной
|
3 |
Химическая концепция мира |
14
15
16 |
Химия в контексте интеллектуальной культуры
Структурные уровни организации материи в рамках современной химии
Основные модели вещества и типологии молекул в химии
Структурно-концептуальные разделы современной химии
|
4 |
Геологическая концепция Земли |
17
18
19 |
Геохронологическая история Земли
Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли
Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы
|
5
|
Эволюционная концепция биологического уровня организации материи
|
20
21
22
23
24
25 |
Биология в контексте интеллектуальной культуры
Структурные уровни биологической организации материи
Генетика и эволюция
Основные теории происхождения живого
Синтетическая теория эволюции биологических структур материи
Макро- и микроэволюция
Человек как особый уровень организации живой материи
|
6 |
Человек и природа |
26
27
28
29 |
Концепция биосферы
Концепция ноосферы
Концепции экологии
Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного»
|
7 |
Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека |
30
31
|
Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания
На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации
|
|