КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


6.4  Феномен человека
«как существа трехстороннего –  биосоциокультурного».

 

Взаимодействие общества и природы задает неклассическую модель феномена человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного». Такая модель феномена человека была предложена культурологом, социальным антропологом М.С. Каганом. Тем самым он предложил развести три понятия, которые являются дополнительными в характеристике отдельного человека, таким образом: индивид - это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида человека разумного (Homo sapiens); личность – это социологическая трактовка индивида, включающего в себя обретение им набора социокультурных потребностей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций. Индивидуальность – это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость (неустранимость). Именно М.С. Каган предложил именовать человека не homo sapiens (человек разумный), а «home faber» – человек создающий, не «home ludens» - человек играющий и т.д., а «home agens» - человек действующий.  Культура, в том числе и естественнонаучная культура, в глубокой своей сути обеспечивает реализацию самой деятельности, ее имманентный механизм, способ её осуществления.

Однако, нам представляется, что глубоко прав американский философ Дж.Сёрль, который считает, что деятельность личности должна опираться на рациональность в действии, хотя теория рациональности, как и теория истинности естественно далеко не предельные понятия, а всегда имеют элементы субъективности, относительности, конкретной классичности и неклассичности, а также коэволюционно-синергетической постнеклассичности современного научного мышления.

При вполне очевидной вариативности рационально-деятельностной индивидуальности и социализации индивида классическая, неклассическая и постклассическая стратегии, выработанные естественнонаучным мышлением, являются  систематизирующим основанием пересечения различных моделей феномена человека с определяющей культурологической моделью «home agens» - человек действующий.

Неклассическая модель рациональности включает в себя гуманистические позиции как биоэтики, так и социальной этики.

Биоэтика выступает в форме защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Социальная этика выступает в форме осознания социально-философского значения понятия общей судьбы совместного (общественного) проживания в общей «коммунальной квартире» человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику с неклассическими и постнеклассическим пересечением концепций биосферы, ноосферы и экологии.

Академик Н.Н. Моисеев подчеркивал, что мировоззрение не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой деятельности особенно важно при рассмотрении концепций здоровья и коэволюции Природы и Человека. Дж.Сёрль в неклассической модели «рациональности в действии» подчеркивает наличие разрывов между желаниями и убеждениями и действием. Этим разрывам мы обязаны наличием у нас «свободы воли». В то же время он доказывает вопреки многим философским теориям, что слабость воли или то, что древние греки называли акразией -  это весьма распространенное явление. Очевидно, именно, слабость воли (акразия) позволяла в течении длительного периода эволюции общества создавать теории социализации индивида на основе иерархической соподчиненности социальных институтов; классов, аристократии, технократии, меритократии при пренебрежении индивидом. Плюралистическое гражданское общество постмодерна вырабатывает новую интегративную этику коммуникативного разума на основе идеи свободы, а не ограничения свободы. Свобода при этом понимается согласно просвещенской идеи самоограничения разума, осуществления разума.

Неклассическая биосоциокультурная модель человека проявляется в определении его здоровья, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Физическое благополучие фактически связано с биологическим понятием здоровья как гомеостатического состояния внутреннего равновесия организма, так и онтогенеза – индивидуального развития организма от зарождения до смерти. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным науки, оно обусловлено на 50 % - образом жизни, на 20 % - наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и примерно на 10 % - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт. Все более усиливается влияние окружающей среды на здоровье человека.

Деятельность человека по преобразованию природы привела к возникновению относительно новых для него же условий существования. Появились так называемые «вторая природа» и «третья природа». «Вторая природа» - изменения природной среды, искусственно вызванные людьми и характеризующиеся отсутствием самоподдержания, т.е. постепенно разрушающиеся без поддерживающего влияния человека (лесопосадки, искусственные водоемы и др.). «Третья природа» - искусственный мир, созданный человеком и не имеющий вещественно-энергетической аналогии в естественной природе (города, внутреннее пространство помещений, асфальт, бетон, синтетика и др.). В результате окружающая человека природная и искусственная среда стали меняться столь быстро, что организм человека зачастую уже просто не успевает адаптироваться ко многим переменам, которые стали формировать и образ жизни. Это привело к изменению в структуре заболеваемости и массовому появлению новых болезней.

Душевное благополучие можно связать с культурологической индивидуальностью, хотя в стратегически нестабильном XXI-м веке оно взаимосвязано и с тезисом постмодерна: «Ничто не гарантировано».

Социальное благополучие человека взаимосвязано с его личностной оценкой места в иерархической системе социума (общества). В современном обществе ни в коей мере не ослабла социальная несовместимость интеллектуальной культуры и социального положения в обществе, хотя «развитые экономически общества пытаются учесть интеллектуальную культуру личности в социальном благополучии человека».

Понятие здорового образа жизни имеет свою историю, пересекающуюся с историей всей интеллектуальной сферы культуры.

Здоровый образ жизни – это результирующая действия многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий.

Основные принципы здорового образа жизни можно кратко формулировать следующим образом:


1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социокультурном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная, социальная и физическая деятельность).
2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).
3.Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно - белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно – энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

Определилась философская и научная система и реальная практика укрепления здоровья человека в процессе жизненного онтогенеза, получившая название валеология - наука  о здоровье души и тела.
Особое значение в рациональности действия биосоциокультурного существа - человека приобретает эколого-социальная синергетика интеллектуальной сферы культуры в кооперативном взаимодействии природных систем и человек.

 

 

Назад| Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив