КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


Структурно-содержательный тест для повторения и задания

к разделу 3

 

3.1. Укажите историческую последовательность становления четырех концептуально-конструктивных уровней современной химии, приведенных ниже.



А. Учение о химических процессах. Б. Учение о составе.  
В. Эволюционная химия. Г. Структурная химия.

3.2. Укажите правильную последовательность в исторической иерархии химических моделей вещества (от более простых к более сложному):



А.
Стехиометрическая модель.   Б. Геометрическая (структурная) модель.  В. Электронная модель. Г. Атомно-молекулярная модель.
Д. Эволюционная модель развития и самоорганизации элементарных каталитических систем.

3.3. Укажите правильную последовательность в структурной иерархии объектов химии (от большего к меньшему):


А.
Химические соединения (органические, неорганические).
Б. Вещества (дальтониды и бертоллиды, гомогенные и гетерогенные). В. Химические элементы.  Г. Атомы.
Д. Молекулы. Е. Ядра атомов.  З. Электроны.

3.4. В рамках концепции целостности атомов и молекул и единства реагентов и продуктов реакции каждому основному понятию химии, указанному в левой колонке, подберите соответствующее определение, приведенное в правой колонке.

 

3.5. Чем определяется место и свойства химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?


А. Атомной массой  Б. Зарядом ядра атома

Примечание. В неклассической химии, очевидно, правильней говорить о связи химических свойств элемента с его ядерно-электронным строением, а не просто с зарядом ядра. В этом плане характерны различия в химических свойствах изотопов водорода: протия, трития, дейтерия, а также отступления от последовательного заполнения подоболочек электронной конфигурации атома.

Итак, суть проблемы химического элемента раскрылась в физико-химическом смысле периодического закона и в квантово-механическом объяснении понятия электронной оболочки и принципа Паули. А проблема химического соединения состоит не столько в постоянстве состава, сколько в природе химических связей.

3.6. В рамках электронной модели современной химии типам химических связей, указанным в левой колонке, приведите в соответствие основные характерные особенности этих связей, приведенные в правой колонке.

1. Ковалентная связь
2. Ионная связь
3. Металлическая связь
4. Водородная связь
5. Ван-дер-Ваальсова связь

А. Взаимодействие между атомами обусловлено тем, что два электрона принадлежат одновременно двум атомам. В обобщенных парах электронов важную роль начинает играть обменная энергия, которая является существенно квантовой и зависит от плотности зарядов p12 (r).
Б. Образуется  благодаря  электрическому  взаимодействию  атома  водорода  с  другими  атомами,  обладающими  значительной электроотрицательностью.  Определяет  геометрическую  структуру белковых  молекул  и  является  существенной  в  молекулярной  генетике, открывая отчасти возможность спаривания двух спиралей молекулы ДНК.
В. Возникает в результате электрического взаимодействия между ионами, которые образуются в результате отдачи одним атомом другому одного или нескольких электронов.
Г. Силы взаимодействия между молекулами определяются наличием у молекул природных или индуцированных электрических моментов.
Д. Эту связь образуют элементы, атомы которых на верхнем уровне имеют мало электронов по сравнению с общим числом внешних энергетически близких орбиталей,  а валентные электроны из-за небольшой энергии ионизации образуют «электронный газ» и свободно перемещаются по всему кристаллу.

 

3.7. В рамках структурной химии отберите проблемы, относящиеся к неорганической (1) и органической (2) химии, из приведенных ниже.



А. По современным представлениям, структура молекул – это пространственная и энергетическая упорядоченность квантово-механической системы, состоящей из атомных ядер и электронов. Органические соединения – структурные образования из органических молекул.
Б. Структура неорганических соединений взаимосвязана с химией твердого тела, пересекающейся с квантовой физикой твердого тела. Структура задается квантово-механическим взаимодействием неорганических молекул и атомов химических элементов.

3.8. Основным законам и принципам учения о химических процессах, указанным в левой колонке, подберите соответствующие формулы и определения, приведенные в правой колонке.


1. Закон Аррениуса
2.Правило  Вант-Гоффа
3.Принцип  Ле-Шателье
4. Закон действующих масс

А. Скорость химических реакций при постоянной температуре пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ:  .
Б. При повышении температуры на 100 скорость гомогенной реакции возрастает в раз:  .
В. Доля атомов (молекул), способных прореагировать:  .
Г. Определяет подвижное равновесие. Химическим равновесием называется состояние, в котором скорость обратной реакции равна скорости прямой реакции.

3.9. Условия протекания химических процессов в современной химии становятся зависимыми не только от термодинамических (температуры, давления и т.п.), но и структурно-кинетических факторов: строения исходных реагентов; их концентрации; наличия в реакторе катализаторов (или ингибиторов) и других добавок; способов смешивания реагентов, материалов и конструкции реактора и т.п. Влияние такого типа факторов, воздействие которых зачастую носит неконтролируемый характер, может быть сведено к катализу.


В рамках концепции неконтролируемого воздействия в химии каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее определение, приведенное в правой колонке.

1. Катализ
2. Гомогенный катализ
3. Гетерогенный катализ
4. Ферментный катализ
5. Автокатализ

А. Ускорение химической реакции в присутствии веществ-катализаторов, которые взаимодействуют с реагентом, но в реакции не расходуются и не входят в состав конечного продукта.
Б. Катализ, при котором химическая реакция совершается в поверхностных слоях на границе раздела твердого тела и газообразной или жидкой смеси реагентов.
В. Катализ, который происходит либо в газовой смеси, либо в жидкости, где растворены как катализатор, так и реагенты.
Г. Катализ, в котором в качестве катализатора выступают те или иные продукты химической реакции.
Д. Катализ, в котором в качестве катализаторов используются ферменты, как природные, так и искусственные, сложнейшие молекулярные системы – биологические катализаторы.

Примечание. Катализ играет решающую роль в процессе перехода от химических систем к биологическим, а также к проблемам эволюционной химии.

3.10. Не прибегая к вычислениям, укажите, в каких процессах энтропия уменьшается:


А.
NH4NO2(к) -> N2O(г) + 2H2O(ж)
Б. 2N2(г) + O2(г) -> 2N2O(г)
В. 2H2(г) + CO(г)  -> CH3OH(ж)
Г. S(г) -> S(ж)

 

3.11. В рамках эволюционной химии выделите два подхода к проблеме самоорганизации предбиологических систем: субстратный (1) и функциональный (2) на основе кратких характеристик их отличительных черт, приведенных ниже.


А. Отличительная черта состоит в исследовании вещественной основы биологических систем, т. е. определенного состава элементов-органогенов и определенной структуры, входящих в живой организм химических соединений.
Б. Отличительная черта состоит в исследовании процессов самоорганизации предбиологических систем, выявлении законов, которым подчиняются такие процессы. Теория саморазвития элементарных каталитических систем в самом общем виде является общей теорией химической эволюции и биогенеза.

 



Назад| Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив