КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев. |
|||||||||||||||||
3.1. Химия в контексте интеллектуальной культуры
Современная химия по определению выдающегося химика ХХ в. Л. Полинга – это наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Исходя из структурной организации материи в вещественной форме, достаточно трудно, по мнению Л.И. Мандельштама, отделить предмет химии от физики. Однако попытки последовательно вывести предсказания химии на основе только физических законов, описывающих поведение микрочастиц, часто терпят неудачу. Это обусловлено определённым различием структурно-теоретических моделей химии и физики, хотя концепция моделирования и является общей для всего естествознания. С точки зрения физики вещества, а тем более вещества в процессах превращения – это объекты необычайной сложности, тогда как для химии они являются элементарными логическими “кирпичиками” науки. “Подражание живой природе есть химия будущего!”. Этот девиз, который был высказан академиком А.Е. Арбузовым в 1930 году, является основополагающей идеей развития эволюционной концепции в химии. Мы дадим определение химии, опираясь на распределение моделей химии по четырём концептуально-конструктивным уровням (см. схему 41), и в дальнейшем изложении рассмотрим каждый раздел (концептуально-конструктивный уровень) химии более детально. Схема 41 . Становление четырёх
XVII в. XIX в. 1950-е годы 1970-е годы Итак, современная химия – это наука о химических моделях вещества; химических элементах и соединениях, их составе и структуре, о химических процессах и химической эволюции природных систем.
|
|||||||||||||||||