КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    
 Учебно-методический комплекс
 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря, А. Г. Стибаев.
 Главная|  О курсе|   Содержание|   Скачать архив


1.1. Предмет курса «Концепции современного естествознания»


Предметом изучения учебного курса КСЕ являются основополагающие, в идеале трансдисциплинарные концепции естественных наук, позволяющие реконструировать природные явления и процессы (события) в эволюционно-синергетическом развитии конструктивно-теоретических и эмпирических моделей «целостного» (общего) естествознания в рамках современного уровня развития естественнонаучной культуры.

Схема 1. Ключевые понятия предмета КСЕ:

трансдисциплинарность -> концепция -> наука -> явления и события -> эволюция -> синергетика -> эмпирические методы -> теоретические методы -> модели -> естествознание -> естественнонаучная культура
  • Трансдисциплинарность (от лат. trans – сквозь, через) означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной кооперацией.
  • Концепция (лат. – совокупность) – основополагающая идея, система взглядов по тому или иному вопросу, явлению.
  • Наука – важнейший элемент духовной культуры. Буквально означает знание. Целью и высшей ценностью является поиск истины о явлениях и законах окружающего нас мира неживой, живой и социальной материи, о роли и предназначении Человека на Земле и в Космосе.
  • Синергетика – буквально означает сотрудничество, «коллективное действие».
  • Модели – «суррогаты», образы, представления о них, заменяющие в конструктивно-теоретических и эмпирических исследованиях реальные объекты, явления и процессы.
  • Естествознание – наука о явлениях и законах природы, направленная на поиск сущности природы; совокупность наук о природе, взятая как целое.
  • Естественнонаучная культура – способ деятельности в человеческом общении и взаимодействии с Природой и себе подобными, опирающаяся на совокупность материальных и духовных ценностей Природы.




Содержание| Вперед




 Главная|   О курсе|   Содержание|   Скачать архив