Лекция № 2
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛИНГВИСТИКИ ТЕКСТА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Понятия «текст» и «контекст»
2. Текст – источник информации
3. Событие жизни текста
4. Сущность диалогичности понимания текста
5. Отношения типа «текст-контекст»
6. Образование, ориентированное на смысл и обращенное к человеку
ЛИТЕРАТУРА:
Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. М., 1971
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература. 1986. – С. 473-501.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества // Искусство. - М., 1986. – С. 381-394.
Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура: идея культуры в работах М.М. Бахтина. - М., 1989.
Библер В.С. Культура: Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. – 1989. - № 6. – С. 34.
С.И. Архангельский писал: «Есть такое выражение – мышление начинается там, где не хватает знаний». Это и верно и неверно. Верно потому, что мышление – творческий процесс поиска. Неверно потому, что не может быть поиска на пустом месте. В обучении человека наиболее важная роль принадлежит содержательной (семантической) стороне информации. Она определяет ценность, научный и познавательный смысл информации. Значительный интерес для теории обучения в высшей школе представляет связь содержательной стороны информации с базисными знаниями через ее «тезаурус» (состояние смысловой подготовки системы, обеспечивающее оптимальный прием информации).
Текст как источник информации привлекает внимание многих ученых, ищущих его толкований в сфере философии, лингвистики, теории информации. Как мы уже знаем, текст – это первичная данность всех гуманитарных дисциплин и гуманитарно-философского мышления. Если понимать текст широко – как всякий связный знаковый комплекс, – то и искусствоведение имеет дело с текстами: мысли о мыслях, переживания переживаний, слова о словах, тексты о текстах. Специфика гуманитарной мысли в том, что она направлена на чужие мысли, смыслы, значения, реализованные и данные только в тексте.
Если за текстом не стоит язык, это уже не текст, а естественно-натуральное, а не знаковое явление. Чистых текстов не может быть. В каждом тексте есть технические моменты (техническая сторона графики, произношения и т.п.).
За каждым текстом стоит система языка, но одновременно каждый текст (как высказывание) является, во-первых, чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь его смысл. Но одновременно каждый текст имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. Во-вторых, этот момент (полюс) присущ самому тексту, но раскрывается только в ситуации и в цепи текстов (в речевом общении в данной области); он связан с другими текстами неповторимыми, особыми диалогическими отношениями. Воспроизведение текста субъектом (возвращение к нему, повторное чтение, новое исполнение, цитирование) есть новое событие в жизни текста, новое звено в исторической цепи речевого общения. Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не может быть переведен до конца, ибо нет потенциально единого текста текстов.
Событие жизни текста, т.е. его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов, двух авторов. Стенограмма гуманитарного мышления – это всегда стенограмма диалога особого вида: сложное взаимоотношение текста (предмет изучения и обдумывания) и создаваемого обрамляющего контекста? (вопрошающего, возражающего и т.п.), в котором реализуется познающая и оценивающая мысль ученого. Текст не вещь, а поэтому второе сознание воспринимающего никак нельзя элиминировать или нейтрализовать.
По определению Г.В. Колшанского?, контекст? носит двоякий характер:
1) контекст материальный (объективные условия, пресуппозиция ситуации);
2) языковой (речевой) контекст, который определяет выбор той или иной языковой единицы в тексте (высказывании).
М.М. Бахтин пишет о двух полюсах, между которыми располагаются всевозможные гуманитарные дисциплины:
1) Язык, язык автора, язык жанра, направления, эпохи, национальности (лингвистика и потенциальный язык языков (глоссематика – всеобщая дедуктивная теория, приложимая к любому конкретному языку, существующему или возможному через различие языка и речи; язык – знаковая система; единство означающего и означаемого, язык – это форма, язык сам в себе и для себя).
2) Текст есть неповторимое событие. Текст – это откровение личности без казуального объяснения и научного предвидения в своем свободном ядре.
3) Текст имеет несколько особых сфер функционирования, которые указаны на рис. 1.
4) Текст по М.М. Бахтину имеет триединое определение:
- текст как записанная на бумаге, «на плоскости», речь;
- текст как любая знаковая система, понятая как речь;
- текст как живая речь, доведенная, понятая по аналогии с текстом.
5) Примеры текста – это печатный текст, нотный стан со знаками, икона, гравюра и т.д., жилье, орудие, поступок.
Текст приводит к рождению произведения в следующей последовательности. Текст сам по себе, вне автора и вне исследователя – это текст, понимаемый как «плоская» речь. Текст, попавший в руки исследователя, «оживляет» авторские контексты и контексты, принадлежащие исследователю. Рождается произведение, т.е. текст + контекст (смысл), который вкладывает в него создатель и заново («впервые для себя») открывает читатель.
Понимание текста – это сложный процесс. Когда текст становится объектом нашего познания, утверждает М.М. Бахтин, мы говорим об отражении отражения. Понимание текста есть правильное отражение отражения. Через чужое отражение к отраженному объекту, т.к. текст есть субъективное отражение объективного мира. Понимание всегда диалогично, т.к. отношение к смыслу всегда диалогично, ибо членами смысловых отношений могут быть целые высказывания. Целое высказывание – это не единица языка (не единица речевого общения), имеющая не значение, а смысл (т.е. целостный смысл, имеющий отношение к ценности, к истине, красоте и т.п. и требующий ответного понимания, включающего в себя оценку). Ответное понимание речевого потока носит диалогический характер. Понимающий неизбежно становится третьим в диалоге (не в буквальном, арифметическом смысле). Кроме адресата, автор высказывания предлагает с большей или меньшей осознанностью высшего нададресата, абсолютное справедливое ответное понимание которого предполагается либо в мет афизической? форме, либо в далеком историческом времени. В разные эпохи и при разном миропонимании этот нададресат и его идеально верное ответное понимание принимают разные конкретные идеологические выражения (бог, абсолютная истина, суд беспристрастный человеческой совести, народ, суд истории, науки и т.п.)
Текст печатный, написанный или устный (записанный) не равняется всему произведению в его целости. В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения). Существуют контексты понимания и проблема далеких по времени контекстов. Нескончаемо обновление смыслов в новые времена во всех новых контекстах. М.М. Бахтин выделяет два вида времени: Малое время (современность, ближайшее прошлое и предвидимое, т.е. желаемое будущее); Большое время – бесконечный и незавершимый диалог, в котором ни один смысл не умирает.
Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное прошлое и в безграничное будущее).
Даже прошлые смыслы никогда не могут быть стабильными. Они всегда будут меняться (обновляясь) в процессе последующего, будущего развития диалога. Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения: таково предназначение Большого времени.
Услышанность, как таковая, является уже диалогическим отношением. Слово хочет быть услышанным, понятым, отвеченным и снова отвечать на ответ и так ad infinitum . Слово вступает в диалог, который не имеет смыслового конца, но для того или иного участника может быть физически оборван.
Слово начинает направленную в будущее векторную цепочку: слово > действие > поступок > акт творчества и его предмет > воплощение > событие > урок.
Произведение – это след человека в культуре, оно всегда адресовано читателю, следовательно, диалогично и может быть понято им только в диалогическом общении. Так диалог становится центральным моментом культурного бытия человека, способом нахождения им человеческих смыслов. Человеческим инструментом этого поиска является гуманитарное мышление, т.е. мышление о человеке как субъекте культуры.
По М.М. Бахтину, предмет гуманитарного мышления специфичен. Это человек, «осуществляемый» в тексте, в произведении.
Поэтому всеобщая характеристика гуманитарного мышления, определения разума, по М.М. Бахтину, – в идее диалога с основной установкой не на познание «объекта», вещи, но на общение, взаимопроникновение, обмен смыслами.
В.С. Библер исходит из понимания гуманитарного мышления как всеобщего.
Базисные координаты концепции М.М. Бахтина – это культура, самодетерминация, личность, диалог, текст, произведение.
На пересечении этих двух концепций, М.М. Бахтина и В.С. Библера, – проектирование образования, ориентированного на смысл и обращенного к человеку.
Ценности такого культурологического личностно-ориентированного образования:
- человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
- образование как развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы;
- творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.
Подводя итог всему сказанному о тексте, мы отмечаем, что существуют различные концепции, в которых понятие «текст» интерпретируется по-разному, в зависимости от того, какой аспект текста в них выделяется как ведущий, например:
1. Концепции, в которых ведущим считается статический аспект.
Текст – это информация, отчужденная от отправителя.
2. Концепции, в которых на первый план выдвигается процесс- суальность текста.
3. Концепции, акцентирующие каузирующее начало, т.е. источник текста – речевая деятельность индивидуума.
4. Стратификационные концепции, рассматривающие текст как уровень языковой системы.
Обобщающая логическая схема лекции № 2
|