Тема 6. Типы рыночных структур
6.1. Понятие конкуренции.
6.2. Виды конкуренции.
6.3. Антимонопольная политика.
Найдите в словаре и запишите в тетрадь значение следующих слов:

6.1. Понятие конкуренции.
Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, продажи и купли товаров и услуг. Участники рынка – это производители, наёмные работники, потребители.
Производители стремятся произвести товары и услуги с наименьшими затратами и продать их по выгодной для себя цене, то есть получить максимальную прибыль.
Наёмные работники стремятся получить за свой труд большую заработную плату.
Потребители стремятся приобрести качественные товары по более низкой цене, то есть получить личную выгоду.
6.2. Виды конкуренции.

При ценовой конкуренции продавцы могут продавать свои товары по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цен предполагается за счёт двух факторов:
1. снижение затрат на производство товаров.
2. уменьшение прибыли от продажи товаров.
При неценовой конкуренции производители стремятся продавать товары более высокого качества с более длительным сроком использования, для чего активно привлекают рекламу.
Совершенная конкуренция предполагает свободный доступ производителей к факторам производства и свободное ценообразование. При таких условиях никто из производителей не может оказать серьёзного влияния на условия реализации товаров.
Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда производители могут контролировать цены на продукцию, которую они производят. Формы несовершенной конкуренции – монополия и олигополия.
Монополия – это экономическое господство участников рынка в определённой сфере деятельности. Продукция монополии не имеет совершенных товаров–заменителей.
В зависимости от количества участников рынка различают собственно монополию (один продавец или одна организация) и олигополию (несколько продавцов или несколько организаций).
Различают два вида монополии – естественную и искусственную.
Естественная монополия возникает по объективным причинам. Например, монополия в газовой промышленности может снизить затраты на его добычу и транспортировку, а значит, снизить цены на потребление газа.
Искусственная монополия создаётся производителями для установления рыночных цен, выгодных только для своих предприятий. В результате крупные компании быстро обогащаются за счёт разорения мелких компаний.
Олигополия – это рыночная структура, при которой небольшое количество продавцов реализуют определённый товар, а появление новых продавцов либо ограничено, либо невозможно.
6.3. Антимонопольная политика.
Суть антимонопольной политики - государство контролирует хозяйственную деятельность крупных компаний в тех случаях, когда есть реальная угроза конкуренции.
Антимонопольное законодательство – нормы и законы, которые:
- способствуют развитию конкуренции;
- направлены на ограничение и запрещение монополий;
- регулируют ценообразование на предприятиях-монополистах;
- формируют условия для создания малого и среднего бизнеса.
Для проведения антимонопольной политики государство создаёт антимонопольные комитеты
Задание Найдите в тексте ответы на вопросы и запишите их в тетрадь.
1. Дайте определение конкуренции.
2. Какие виды конкуренции вы знаете?
3. Что такое совершенная конкуренция?
4. Что такое несовершенная конкуренция?
5. Что такое монополия?
6. Какие существуют виды монополии?
7. Что такое олигополия?
8. Объясните суть антимонопольной политики.
|