Раздел 1

Язык – важнейшее средство человеческого общения

Основные вопросы:

1. Язык как общественное явление и знаковая система.
2. Функции и уровни языка.
3. Речь как реализация возможностей языковой системы.
4. Текст – цельный и связный фрагмент речи; типы связности в тексте; типы речи в деловом тексте.
5. Понятие контекста.
6. Документ как речевой жанр и вид текста.

Язык как общественное явление и знаковая система

Язык (естественный) – важнейшее средство человеческого общения. Это система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений.

Язык неразрывно связан с мышлением, поскольку мыслительная деятельность человека имеет вербальную (словесную) основу. Человек мыслит словами, фразами, предложениями. «Мысль и язык фактически совершенно нерасторжимы и вливаются в общее безбрежное море объективной действительности», отмечал известный русский лингвист А.Ф. Лосев.

Будучи неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным человеческим коллективом, язык представляет собой явление социальное. Вне общества нет языка. Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновения языка совпадает с временем формирования homo sapiens. Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры. Он выступает хранителем народного опыта (практического, нравственного, эстетического), средством передачи культурно-исторических традиций народа, выразителем его национального самосознания и восприятия мира. С помощью языка регулируются человеческие взаимоотношения, так как язык является одним из средств управления человеческим поведением.

Основными функциями языка являются коммуникативная, мыслеобразующая, познавательная (когнитивная) и аккумулятивная. Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную функцию (оказывает воздействие).

Язык представляет собой систему. Как и любая система, язык состоит из множества элементов, находящихся в связи друг с другом и образующих единство. Так, язык состоит из единиц: звук, морфема, слово, фразеологическая единица (устойчивое сочетание), свободное словосочетание, предложение (простое, сложное), текст, которые образуют уровни языка.

Единицы языкаУровниРазделы языкознания
Звуки, фонемыФонетическийФонетика
МорфемыМорфемныйМорфемика
СловаЛексическийЛексикология
Формы и классы словМорфологическийМорфология
ПредложениеСинтаксическийСинтаксис

Язык – знаковая система. Языковые знаки относят к искусственным знакам (знакам-информантам), они отличаются от естественных знаков (знаков-признаков). Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть (Например, с дерева опадают листья. Это естественный знак. Он может информировать о том, что наступила осень, либо о том, что дерево болеет). Искусственные знаки условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации; для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, а способ выражения – означающее. (Например, раздается вой сирены: означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность).

Языковые знаки – самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-либо предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак – слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание – составные знаки разной степени сложности.

Все сказанное о языке обобщенно представлено в схеме:

Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи. – С. 47 - 49

Язык (код, система знаков) реализуется и существует в речи (речевая деятельность, текст, дискурс).

Речь как реализация возможностей языковой системы

Речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию. Речь - творческая функция человеческой психики, отражающая в речевом высказывании каждую новую ситуацию, возникающую в коммуникативном процессе.

Язык и речь – нерасторжимые понятия, не существующие одно без другого, однако различающиеся рядом существенных признаков.

ЯзыкРечь
1. Объективен, является продуктом развития человеческого общества, не зависит от воли и желания отдельных его носителей; отражает «картину мира» говорящего на нем народа.1. Субъективна и целенаправленна, т.е. обусловлена человеческими желаниями и стремлениями; не существует в отрыве от конкретного человека и отражает его социальный опыт, национальные особенности, уровень культурного и интеллектуального развития.
2. Абстрактен, формален. 2. Конкретна, реализуется каждым человеком в отдельности; материальна, т.е. выражена в звуках или буквах.
3. Имеет уровневую организацию, обусловливающую иерархические отношения между единицами языка.3. Имеет линейную организацию, представляет собой последователь-ность знаков, связанных в потоке речи.
4. Независим от ситуации и обстановки общения.4. Контекстуально и ситуативно обусловлена (единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют).

Языковая система дает неисчерпаемые возможности использования единиц языка в речи. При этом понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Текст – цельный и связный фрагмент речи

Текст (лат. textum – ткань, связь, соединение) – это результат целенаправленного речевого творчества, речевое произведение, представляющее собой несколько предложений, связанных в целое темой, основной мыслью и грамматически.

Текст представляет собой результат речевой деятельности с определенной, задуманной автором целью или в соответствии с психологической установкой автора. Основная цель текста – донести информацию до адресата. Текст выражен в устной или письменной форме, как правило, имеет четкие границы – начало и конец. Текст можно воспроизвести.

Основными признаками текста являются:

1) целостность – предложения в тексте объединены темой. Если смысловая целостность разрушается, текст становится непонятным, бессмысленным. Целостность достигается также единством замысла, точностью построения, ясностью логического развертывания мысли; стилистическим единством;
2) связность (условие целостности текста) – единицы текста связаны между собой в определённом порядке. Целостность обеспечивается лексическими, грамматическими и синтаксическими средствами: грамматическое согласование слов, лексические и смысловые повторы, цепная и параллельная связь предложений;
3) структурное единство – упорядоченность расположения частей текста;
4) закрепленность в определенной знаковой системе (письменная речь отличается от устной специфическими средствами выражения, например, использованием таблиц);
5) информативность (различают информацию ключевую (сообщение новости), уточняющую (уточняется то, что ранее сообщено), дополнительную (связана с введением новой темы, что нарушает связность текста); повторную (избыточна и служит риторическим целям); нулевую («нулевые слова», оговорки, нейтральные изречения, которые играют стилистическую роль и часто свидетельствуют о низкой речевой культуре автора). Кроме названных признаков текста выделяют также такие, как завершенность, внутренняя организация, автономный смысл, наличие единого коммуникативного задания, авторская установка (отношение автора к сообщаемому), жанровая принадлежность.

Связь предложений в тексте. Между предложениями в тексте устанавливаются различные смысловые отношения. Различают последовательную и параллельную связь предложений.

Цепная (последовательная) связь предложений предполагает развитие мысли от «известного» к «неизвестному». Такой вид связи между предложениями является одним из вариантов построения связного текста.

Соединение предложений в текст при цепной связи осуществляется за счет повторения в начале последующего предложения ремы1 предыдущего предложения. Схематически это можно изобразить следующим образом.

1 - В каждом предложении можно выделить тему (данное), которая ставится в начало, и рему (новое), то, что утверждается и стоит в конце предложения. От того, что является темой, а что ремой, зависит содержание предложения. – Н.И. Колесников От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта; Наука, 2002

Например:

Наша организация планирует разместить у Вас заказ на сборку партии компьютеров. Компьютеры должны быть надежными и меть высокую эффективность. Она необходима для проведения работ по математическому моделированию в растениеводстве.

В приведенном примере текст построен цепной связи между предложениями, причем, между первым и вторым предложением осуществляется лексический повтор, а между вторым и третьим – местоименный. В результате, «новое» предыдущего предложения становится «известным» в последующем, открывая путь к появлению ранее неизвестной информации.

Структурно формировать вариант последовательной связи можно следующим образом:

  • дополнение в предыдущем предложении – подлежащее в последующем;
  • обстоятельство в предыдущем предложении – подлежащее в последующем;
  • подлежащее в предыдущем предложении – дополнение в последующем;
  • подлежащее в предыдущем предложении – подлежащее в последующем.

Например:

Цепная связь между предложениями
Способы
осуществления
Пример
Первое предложениеВторое предложение
123
Повторение одного и того же словаГубернатор взял на себя ответственность за решение проблем метрополитена.Эта ответственность может быть разделена законодательным собранием города.
Замена слова на местоимениеЗа решение проблем метрополитена губернатор взял на себя ответственность.Она может быть разделена законодательным собранием города.
Введение синонимовЗа решение проблем метрополитена ответственность на себя взял губернатор.Такое решение этого должностного лица было поддержано законодательным собранием.
Использование связок «однако», «вместе с тем»», «несмотря на это»За решение проблем метрополитена ответственность на себя взял губернатор.Вместе с тем, ее должно разделить и законодательное собрание города

При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются либо противопоставляются (благодаря параллелизму конструкций), при этом имеет место повторение темы, но ремы в предложениях разные.

Например:

В приведенном примере тема является общей для всех предложений – анализ работы за прошедший месяц, а рема меняется, отражая разные показатели этого анализа.

Типы речи в деловом тексте. Текст делового письма (документа) может быть построен как:

- повествование (рассказ о событиях в хронологической последовательно¬сти; динамичность повествованию придают глаголы и обстоятельственные слова);
- описание (детальное изображение действительности с перечислением объ¬ектов и их признаков; описание статично и может строиться по схеме, на¬ пример, в отчетах; в описании господствуют прилагательные и глаголы не¬ совершенного вида);
- рассуждение (исследование в строгой логической последовательности предметов и явлений с раскрытием их признаков, доказывание определенных положений);
- определение (раскрытие понятия, его родовых и видовых признаков в сжатой и обобщающей форме, построенное четко и логически последова¬тельно; состоит из 4-х элементов - определяемое понятие, то, что говорится об определяемом понятии, родовой признак, видовое отличие).

В повседневной практике труднее всего работать с определением, то есть раскрытием понятия, которое является формой мышления, отражающей существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Именно определение чаще всего необходимо при формулировке нового знания.

В реальных условиях повествование, описание, рассуждение и определение сочетаются в тексте делового письма.

Понятие контекста

Обобщенно контекст понимают как такую часть речевого ряда (текста), которая достаточна для того, чтобы в ней в полном объеме раскрылось содержание и функция анализируемой единицы. Чаще всего под понятием контекст подразумевается словосочетание или предложение – высказывание. Контекст является важнейшим средством выявления лексического и грамматического значения слов, поскольку языковые единицы проявляют свои свойства наиболее полно именно во взаимосвязи с другими единицами. В более широком понимании контекст позволяет учитывать не только речевое окружение, но также и внешние обстоятельства употребления данной единицы, ситуацию общения (ситуативный контекст). Контекст особенно важен для различения слов-омонимов (следствие1, следствие2; посол1, посол2), отдельных значений многозначных слов (детектив - 1) сыщик; 2) произведения, описывающие похождения сыщиков). Ситуативный контекст необходим для понимания таких слов, как там, здесь, сюда, туда.

Любое значение слова, равно как и его стилистическая характеристика, может быть как бы зачеркнуто контекстом. Под влиянием контекста значение слова может прочитываться исходя из его словообразовательной модели. Например: « На роходимца вскинувши бровь – Как восклицаешь: - Будет любовь!» (М. Цветаева). В этом примере слово проходимец реализуется не в значении «человек, способный на всякие нечестные поступки, мошенник», а имеет контекстуальное значение «тот, кто проходит – прохожий, встретившийся человек».

Документ как речевой жанр и вид текста

Письменные тексты, создаваемые в ходе делового общения, оформленные с учетом соответствующих норм и правил, называются документами. Специфика документов проявляется в том, что они являются посредниками между адресантом и адресатом в ходе делового общения, таким образом, эффективность общения в значительной степени зависит от умения коммуникантов составлять деловые тексты.

В деловом тексте проявляются все основные текстовые признаки (целостность; связность; структурное единство; закрепленность в определенной знаковой системе; завершенность; внутренняя организация; автономный смысл; наличие единого коммуникативного задания; авторская установка; жанровая принадлежность), кроме того, для него характерны специфические признаки такие, как объективность и нейтральность изложения, формально-логический способ изложения, констатирующе-предписывающий характер изложения, унификация языковых средств.

Документ представляет собой языковое средство установления и регулирования официально-деловых отношений, является результатом фиксации управленческой, деловой и служебной информации.

Деловая информация должна быть:

- официальной;
- адресной;
- актуальной;
- объективной и достоверной;
- аргументированной;
- полной, или достаточной.

Деловые тексты создаются в определенных ситуациях делового общения и различаются в зависимости от их принадлежности к жанрам делового общения (закон, указ, договор, декларация, приказ, деловое письмо и т.д.).

В социальной практике документ выполняет несколько функций, что и позволяет ему удовлетворять различные человеческие потребности. К общим функциям документа относят информационную (документ создается для сохранения информации), социальную (документ является социально значимым объектом, поскольку порожден определенной социальной потребностью), коммуникативную (документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры) и культурную (документ – средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов развития цивилизации) функции. Документ выполняет также специальные функции такие, как управленческая и правовая.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте фрагмент драмы Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград», в котором герой драмы Эзоп образно характеризует язык. Назовите функции языка, на которые указывает Эзоп.

Язык – это то, что нас объединяет, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим «любимая» и священное имя «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказывают войскам победить.

Задание 2. Познакомьтесь с определениями понятия текст. Составьте список признаков текста, выделяемых в приведенных толкованиях и определениях.

1. Текст (от лат. Textus – ткань, сплетение, соединение) – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность… (Русский язык. Энциклопедия. М., 1997).
2. Текст (лат.Textum – ткань, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985).
3. Текст произведение речи, речевое произведение – реально высказанное (написанное и т.п.) предложение или совокупность предложений (включая отрезок устной или письменной речи любой длины, вплоть до целого литературного произведения, произведения устного творчества и т.п.), могущее, в частности, служить материалом для наблюдения фактов данного языка (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969).
4. Текст,-а,м. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ и т.п., а также часть, отрывок из них). Т.сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. Оперы. С рисунком в тексте… (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1979).

Задание 3. Определите, обладают ли приведенные фрагменты признаками смысловой целостности; связности; логичности.

Охарактеризуйте их с точки зрения композиционной законченности, наличия авторской интенции.

Какие из приведенных фрагментов можно назвать текстом, деловым текстом?

1. Бесцветные зеленые идеи спят бешено. (Пример Хомского) 2. Комплексная программа обследования, проектирования, развития Северного жилого массива.
Вспомнить и воздать должное памяти «капитанов» и рядовых стройкомплекса СЖМ. Выставка фотографий, градостроительная научно-практическая конференция памяти депутата Цыганова В.Н. и его соратников (ко дню строителей и дню памяти Цыганова В.Н.), сборник воспоминаний и планов застройки СЖМ.
3. Благодарим за Ваше письмо от 10.09.2003 и сообщаем, что мы принимаем все условия Вашего предложения, кроме сроков исполнения. В этой связи мы хотели бы пригласить Вашего представителя, уполномоченного вести переговоры, чтобы обсудить с ним вопрос о сроках выполнения заказа непосредственно при встрече.
В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя. 4.С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум с побочными ассоциациями и критериями метафизической абстракции не должен игнорировать утопический субъективизм.

Задание 4. Определите тип связи (цепная, параллельная) между предложениями в приведенных ниже контекстах.

1. Вуз убедительно просит рассмотреть вопрос о выделении квартир для сотрудников из фонда города. В настоящее время вуз жилищного строительства не ведет.
2. Согласно решению коллегии… завод должен изготовить станки к началу 2000 года. Станки должны быть изготовлены в строгом соответствии с прилагаемой научно-технической документацией. 3. Просим выслать подробную информацию о выставке. Эта информация необходима для составления каталогов.
4. Если система охлаждения агрегата выйдет из строя, его эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Если же в ходе эксплуатации будут обнаружены неполадки других узлов, следует обращаться к специалистам по наладке оборудования.

Задание 5. Определите тип связи (цепная, параллельная) в приведенном примере. Ответ аргументируйте.

На Всероссийской выставке, проходившей с 13 по 15 марта 2005 года в Ростове-на-Дону, к сожалению, не были представлены Ваши предложения. Но при посредничестве третьих лиц удалось узнать о Ваших планах много интересного. Отзывы о Вас, и о Вашем стремлении к освоению новых рынков сбыта вселяют оптимизм и желание сотрудничать.

Задание 6. Приведите примеры языковых средств, с помощью которых достигается связность текста.

Найдите в тексте повторяющиеся слова, подберите к ним слова-заместители. Отредактируйте текст.

Автобиография

Я родился в семье врача. С 10 лет являлся суворовцем и учился в суворовском училище. Проходил службу в воинской части особого назначения и являлся военным переводчиком. Теперь являюсь лейтенантом запаса. Закончил медицинский институт и являюсь врачом высшей категории. Являлся главным врачом родильного дома. Был избран народным депутатом и являюсь членом комитета по делам беженцев.

Задание 7. Проанализируйте приведенные контексты употребления слова «свежий». Определите и запишите значения, в которых оно актуализируется в приведенных примерах.

1. Пахло свежей, только что вынутой из сети рыбой.
2. Выбежавшему из сторожки смотрителю Нехлюдов велел впрячь свежих лошадей.
3. Я убедился, что озеро имеет постоянную небольшую прибыль свежей проточной воды.
4. После летнего отпуска он взялся за дело со свежими силами.
5. Холодок пробежал по спине Телегина. Ночь была свежа.
6. Конечно, бывало и так, что в свежую погоду шлюпку при высадке разбивало о камни или выкидывало на берег.
7. Полненькие щеки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета.
8. Лето в разгаре – июль, зной. Но по-весеннему свежа нынче степь.
9. Как скоро стираются несчастья, страдания, а минуты восторга, блаженства вечно живы, вечно свежи в душе.
10. Островок был уже покрыт пышным ковром свежего снега.
11. Свежих людей редко видят в палате №6. Новых помешанных доктор уже не принимает, а любителей посещать сумасшедшие дома немного на этом свете.
12. Петухов вдруг небрежно пробормотал: - Идейка не свежа. Либеральные петербургские прожекты передвижных театров.