ЗАНЯТИЕ 5. Развитие материальных носителей информации
Материалы для занятия:
- ГОСТ Р 51141 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;
- ГОСТ 6.10.4-84. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемых средствами вычислительной техники;
- материалы периодической печати;
- энциклопедия «Русский язык».
Для появления документа необходимо зафиксировать информацию на каком-либо материальном объекте, который в этом случае становится носителем информации. Так возникает документ.
За долгую историю развития человечества люди использовали различные материалы для фиксации информации, следовательно, необходимо представить эволюцию материальных носителей информации.
Все материальные носители можно объединить в несколько групп: 1) природные носители; 2) специально созданные человеком носители, для создания которых были разработаны определенные технологии; 3) современные материальные носители, фиксация информации на которых и «считывание» информации требуют использование определенных технических средств.
ЗАДАНИЯ.
1.Приведите дефиницию понятия «носитель информации» из ГОСТ и дайте комментарий к этому определению.
2.Какие документы юридического характера были зафиксированы на стенах, скалах, каменных столбах? Каким образом транслировалась зафиксированная на этих носителях информация?
3.Что представляют собой Новгородские берестяные грамоты?
4.Какова зависимость между структурой материального носителя, используемыми инструментами и средствами для записи информации и формой знаков?
Развитие науки и техники стало основой для поиска новых, наиболее удобных, долговечных и дешевых носителей информации. До 19 века мы можем вести речь о запечатлении на материальных носителях устной речи в виде письменных языковых знаков, технической информации в виде неязыковых знаков и проч.
ЗАДАНИЯ.
1.Расскажите об использовании папируса в качестве носителя информации.
2.Чем было вызвано использование пергамента? Каковы его характеристики как носителя информации?
3.Расскажите об изобретении бумаги. Каковы этапы развития бумажного производства? Чем определяется использование бумаги в настоящее время? Каковы достоинства и недостатки бумаги как материального носителя?
Развитие химии, достижения технической мысли привели к появлению возможностей для фотокинодокументирования, фонодокументов.
ЗАДАНИЯ.
1.Что представляет собой материальный носитель для фиксации изображения? Какова сфера применения фотографии, кинофильма?
2.Как в 19 в. производилась запись устной речи? Какие технические средства применялись для ее фиксации и воспроизведения?
В середине 20 в. в связи с огромным ростом объемов информации возросла необходимость механической ее обработки, хранения и поиска. Однако для введения информации в машину или механизации поиска необходимых данных требуется преобразовать информацию из формы, понятной человеку, в форму, «понятную» машине. Для этого были созданы специальные материальные носители: перфокарты, перфоленты, рулонные микропленки, на которых данные фиксировались специальными условными обозначениями.
ЗАДАНИЯ.
1.Что представляют собой перфокарты и перфоленты как носители информации? Как происходит фиксация информации на этих материальных носителях и считывание этой информации?
2.Что такое микрокарты, микропленки? Какая знаковая система используется при фиксации на них информации?
Третья четверть 20 в. характеризуется быстрым внедрением и развитием вычислительной техники. Появляются термины «машинно-ориентированный документ», «документ на машинном носителе», «машинограмма», «электронный документ».
ЗАДАНИЯ.
1.Проанализируйте приведенные в ГОСТах дефиниции данных терминов. Прокомментируйте эти определения.
2.Каковы преимущества новых носителей информации в сравнении с традиционными?
3.Что необходимо для придания юридической силы электронному документу?
Далее->
|