НОРМАТИВНОСТЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Под нормой понимают общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентаций), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида. Таким образом, средства языка - лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и др. - складываются из числа сосуществующих, образуемых или извлекаемых из языка пассива.
Возможны три основные степени соотношения «норма — вариант»:
1) норма обязательна, а вариант (прежде всего — разговорный) запрещен;
2) норма обязательна, а вариант допустим, хотя и не желателен;
3) норма и вариант равноправны.
В последнем случае может быть дальнейшее вытеснение старой нормы и, возможно, даже рождение новой нормы.
Будучи достаточно устойчивой и стабильной, норма как категория историческая подвержена изменениям, что обусловлено самой природой языка, находящегося в постоянном развитии. Возникающая в этом случае вариантность не разрушает нормы, а делает ее более тонким инструментом отбора языковых средств.
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:
1) орфоэпические (произносительные), связанные со звуковой стороной литературной речи, ее произношением;
2) морфологические (грамматические), связанные с правилами образования грамматических форм слова;
3) синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций;
4) лексические, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц.
Языковая норма имеет следующие особенности:
1) устойчивость и стабильность, обеспечивающие равновесие системы языка на протяжении длительного времени;
2) общераспространенность и общеобязательность соблюдения нормативных правил (регламентации)как взаимодополняющие моменты «управления» стихией речи;
3) литературная традиция и авторитет источников (при этом следует помнить об авторской индивидуальности, способной нарушить нормы, что является оправданным);
4) культурно-эстетическое восприятие (оценка) языка и его фактов; в норме закреплено все лучшее, что создано в речевом поведении человечества;
5) динамический характер (изменяемость), обусловленный развитием всей системы языка, реализующейся в живой речи;
6) возможность языкового «плюрализма» (сосуществование нескольких вариантов, признающихся нормативными) как следствие взаимодействия традиций и новаций, стабильности и мобильности, субъективного (автор) и объективного (язык), литературного и нелитературного (просторечие, диалекты).
Нормативность, т.е. следование нормам литературного языка в процессе общения, справедливо считается основой, фундаментом речевой культуры.
Акцентологические и орфоэпические нормы.
Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Ударение в русском языке свободное, разноместное, подвижное. Чтобы не допустить ошибок в постановке ударения, рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками, где дается система нормативных помет. Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, совокупность правил, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке.
Задание № 7. Расставьте ударение в словах. Запомните место ударения.
Аргумент, асимметрия, алфавит, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, ветеринария, вечеря, диоптрия, знахарь, визави, генезис, деньги-деньгами, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заказник, знамение, знахарь, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, кожух, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ортопедия, отрочество, отсвет, похороны, пуловер, ремень, селянин, симметрия, таможня, танцовщик, упрочение, быть в фаворе, украинка, христианин, факсимиле, цыган, шелковица, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, одновременный, избалованный, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый примкнутый, сливовый, названый брат, лубочный, омоложенный, костюмированный, экзальтированный, холеный, украинский, микроволновые, поисковый.
Вчистую, завидно, задолго, издавна, издали, издревле, искони, исконно, наверх, втридорога, поутру,
Баловать, заиндеветь закупорить, звонить, кичиться, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать, ободрить, памятуя, предвосхитить.
Задание № 8. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.
а) Образуйте форму род. п. следующих существительных, поставьте ударения:
Арбитраж, бандаж, аэросани, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты, торты.
б) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных, поставив правильно ударения:
Длинный, красивый, удобный, сладкий, простой.
в) Образуйте краткую форму (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих прилагательных и страдательных причастий, поставьте ударения:
Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный, занятый, прочитанный, проданный, принятый, созванный.
г) Образуйте формы прошедшего времени (м.р., ср.р., ж.р., мн.ч.) следующих глаголов, поставьте ударение. Обратите внимание на случаи неподвижного ударения:
Брать, баловать, включить, гнать, жить, задать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.
д) Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го, 3-го лица настоящего и будущего времени, поставьте ударения:
Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, махать, мучить, катить, колебать, положить, баловаться, щипать, сыпать, трепать, победить.
Задание № 9.Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова:
Видение - способность видеть, видение - мираж, призрак; хаос-стихия, смешение стихий, хаос - беспорядок, неразбериха; характерный - упрямый, своенравный, выразительный, характерный - типичный, особенный.
Определите значение следующих словах, поставьте в них ударение:
Атлас-атлас; броня-броня; запасник-запасник; кругом-кругом; лоскут-лоскут; наголо-наголо, созыв-созыв; засоленный - засоленный; вахтеры-вахтеры; запасной-запасный.
Задание № 10. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звуков (е) и (ё):
Афера, блеклый, бытие, вскормленный, вычерпывать, глиссер, омоложенный, гренадер, грубошерстный, двоеженец, двоеженство, дебелый, дареный, ерничать, желоб, забеленный, завороженный, заем, иноплеменный, новорожденный, недосоленный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, преемник, планер, побасенка, поименный, прирученный, свекла, убеленный, желчный, безнадежный, никчемный, ксендз, опека, отекший.
Задание № 11. Прочтите слова. Обратите внимание на произношение произношения твердого и мягкого согласного звука перед е. Проверьте себя по словарю.
Адекватный, академия, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, бассейн, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос,террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 12. Прочтите слова, обращая внимание на произношение звука, обозначенного буквой «г»:
а) Гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, могла, согну, игра;
б) ага, ого, эге, гоп, гопля;
в) бога, благодать, благо, господи;
г) снег, плуг, шаг, берег, друг, враг, порог, вдруг, вокруг;
д) прекрасного, темного, великого, громкого, красивого, большого;
е) легких, мягкий, легчайший, мягчайший.
Задание 13. Прочтите слова, обращая внимание на произношение сочетания «чн»:
Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, молочная, Кузьминична, Никитична, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яичница, яблочный, сердечный друг, сердечный приступ.
Грамматические нормы.
Грамматические нормы – совокупность грамматических правил, по которым строится наша речь. Слабое знание грамматики приводит к грубым ошибкам, а следовательно, и к низкой культуре речи. Необходимо обращать внимание на трудности в склонении фамилий, на окончания существительных мужского рода в им. п. мн.ч., существительных мужского и женского рода мн.ч. в род. п., на определение рода несклоняемых существительных, склонение количественных, собирательных числительных, на специфику управления предлогов и глаголов.
Задание № 14. Обратите внимание на образование в литературном языке формы ж.р. при обозначении профессии:
Артист, врач, директор, корректор, лётчик, парикмахер, певец, поэт, писатель, продавец, редактор, санитар, секретарь, спортсмен, учитель, преподаватель, проводник, кондуктор.
Задание № 15. Определите род существительных:
Гороно, Дели, Москва, Гагра, иваси, колибри, Капри, картофель, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, Ай-Петри, шампунь, кофе.
Задание № 16. Прочтите предложения. Обратите внимание на склонение имён собственных.
1. В детстве он охотно читал Жюл … Верн... .
2. Театр поставил новую пьесу Жан...- Пол... Сартр... .
3. Сказки Ганс... Христиан... Андерсен.. любят дети всего мира.
4. Взгляды философов обратились к Август... Шлегел... .
5. Это письмо было написано американской девочкой Самант... Смит... .
6. Декларация была подписана Роберт... Смит... .
7. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук... .
8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк... .
9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк... .
10. На концерте прозвучали произведения Майбород... .
11. Эти сказки написали братья Гримм... .
12. Новое произведение Генрих... и Томас... Манн... было выпущено небольшим тиражом.
13. Франклин и Элеонора Рузвельт... посетили концерт известного певца.
14. Супруги Клинтон... прибыли на отдых в Калифорнию.
15. Муж и жена Робсон... совершили путешествие на яхте около западного побережья.
16. Многие из отечественных фигуристов были учениками Станислав… Жук…
Задание 17. Образуйте от следующих существительных форму множественного числа в им. п.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, крем, инспектор, корректор, лектор, трактор, тренер, прожектор, торт, цех.
Задание 18. а) Прочтите слова. Допишите окончания существительных в форме множественного числа.
Корпус … / здания; войсковые соединения / |
Корпус … / туловища /
|
Образ … / иконы / |
образ… / художественно-литературное / |
Орден ... / знаки отличия / монашеские |
орден.../ рыцарские и
общества / |
Повод … /поводья / часть упряжи/ |
повод … / побуждения / |
б) Прочитайте слова, определите их значения, обращая внимание на окончания
Пояса |
поясы |
пропуска |
пропуски |
тока |
токи |
тона |
тоны |
учителя |
учители |
меха |
мехи |
Задание 19. Образуйте форму множественного числа (род. п.) от данных ниже существительных.
Абрикосы, ананасы, апельсины, армяне, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, зразы, иглы, караты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, шилья, яблони, ясли.
Задание 20. Допишите родовые окончания слов.
1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая.
2. Царь-пушка, отлит… русскими мастерами, никогда не использовалась для стрельбы.
3. Театр-студия О.Табакова воспитал… немало талантливых актёров.
4. С приходом нового директора музей-квартира А.Ахматовой пополнил... новыми экспонатами.
5. Книга-справочник для автолюбителей издан... и поступил... в продажу.
6. Нов… крем-пудра рекламируется в последнее время очень часто.
7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был...
отмечен... наградами правительства
8. Все, даже мама, был... сегодня против него.
9. "Фигаро" опубликовал... новые сведения о похищении французского бизнесмена .
10. Вечер-встреча выпускников назначен… на январь.
11. Большинство голосовал... за предложенный бюджет.
12. Пьеса «Волки и овцы» поставлены в Малом театре.
Задание 21. Составьте предложения, обращая внимание на управление.
беспокоиться (о ком-нибудь); |
тревожиться( за кого-нибудь); |
примириться (с чем-нибудь); |
смириться (перед чем-нибудь); |
превосходство (над кем-нибудь); |
преимущество (перед кем-нибудь); |
удивляюсь (чему-нибудь); |
удивлён (чем-нибудь); |
отчитаться (в чём-нибудь); |
сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); |
обращать внимание (на что); |
уделять внимание (чему); |
полон (чего); |
наполнен (чем); |
удивляться (чему); |
поражаться (чем); |
предупреждать (о чём); |
предостерегать (от чего). |
Задание 22. Составьте словосочетания с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю.
Альтернатива, аномалия, гарантия, договор, идентичный, избегать, курировать, мобилизовать обеспечить, скучать, полезный, помнить рекомендовать, согласно, заведующий, управляющий, удостовериться, благодаря, состязание, тенденция, тревожиться, с цепью, ясный, соразмерно, стимул, очевидный, причастность, противник, подтверждение, равный, отправить, в отношении, отчитаться, доступный, мораторий.
Задание 23. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения.
1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.
2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.
3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.
5. В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории.
6. Пассажир должен удостоверится в агентстве о времени и месте отправления.
7. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено.
8. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.
9. Управляющий производства отклонил данное предложение.
10. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.
11. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов.
Задание 24. Исправьте ошибки в управлении глаголов.
1. В своем сочинении он коснулся о теме любви. 2. Сегодня вечером моя мама поехала до брата. 3. Девушка очень понравилась юноше, и он говорил за нее только хорошее. 4. Артист был удостоен высокой наградой. 5. Старики снисходительны до шалостей детей. 6. Свое выступление на собрании выпускников учитель начал словами: «Дорогие ребята, мы будем скучать по вам».
Задание 25. Выберите правильный вариант согласования:
1) находиться между |
а) двух полюсов
б) двумя полюсами |
2) привести цифры в подтверждение |
а) этих предложений
б) этим предложениям |
3) иметь способность |
а) к неограниченному росту
б) неограниченного роста
в) на неограниченный рост |
4) иметь царапины, идентичные |
а) с теми, что были на другой детали
б) тем, что были на другой детали |
5) способ магнитного контроля |
а) ферромагнитных материалов
б) за ферромагнитными материалами
в) над ферромагнитными материалами |
6) принять участие в экспедиции по наблюдению |
а) солнечного затмения
б) над солнечным затмением
в) за солнечным затмением |
7) первые опыты |
а) использования новых материалов
б) на предмет использования новых материалов
в) по использованию новых материалов |
8) поставить задачу |
а) изучения ряда природных явлений
б) об изучении ряда природных явлений
в) по изучению ряда природных явлений |
9) совершенствоваться |
а) в различных аспектах языка
б) по различным аспектам языка |
Задание 26. Прочтите предложения, обращая внимание на падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных.
1. В диссертации имеется приложение с 2365 схем...
2. В библиотеке не хватает 9 книг
3. В новом посёлке в 300 дом... работают печи на природном газе.
4. В Антарктиду доставили самолётом 24 полярник...
5. Техникум выпустил 52 молод... специалист...
6. Мне было недостаточно (полтора) баллон… раствора, чтобы промыть детали.
7. Поощрительные грамоты были вручены 100 ученикам.
Задание 27. В следующих предложениях поставьте нужные окончания.
1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес....
2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растёт в лес... в самых его глухих местах.
3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год... Шопена.
4. Их места в театре были в третьем ряд....
Обратите внимание на допустимость употребления вариантных форм:
в аэропорту - в аэропорте; на мысу - на мысе; на пруду - на пруде; в роду - в роде; в стогу - а стоге.
Обратите внимание на стилистическую дифференциацию вариантных форм:
в цехе (книжн.) - а цеху (разг.; проф.); е отпуске (книжн.; офиц.) - в отпуску (разг.); в грунте (книжн.) - в грунту (прост.).
Составьте предложения, употребляя литературную форму приведенных слов.
Задание 28. Составьте словосочетания со следующими словами в формах именительного и дательного падежей, подбирая необходимую форму числительных оба, обе.
Образец: Оба сына, обоим сыновьям.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись докладная записка, заявление, предложение, лиц.
Задание 29. Сделайте стилистическую правку предложений.
1. Кутюрье (имя спортсмена) понял о том, что тактику поединка нужноменять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллиона рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. 4. Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. 5. Подготовить проект к сроку - это для них самая наисложнейшая проблема. 6. Конструкторы установили очень сверхмощный двигатель. 7. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 8. Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. 9. В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. 10. Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании по улице Горького 88 (из текста приказа по РГУ). 11. Пересдача задолжностей по результатам летней экзаменационной сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).
Лексические нормы
Под лексическими нормами понимаются закономерности и правила образцового литературного употребления слов. Лексические нормы требуют от говорящих умения отличать литературные слова от просторечных, диалектных, жаргонных вульгарных. Для овладения лексическими нормами необходимо знание омонимов, паронимов, антонимов и т.д.
Задание 30. Обратите внимание на значения следующих слов - паронимов. Составьте с ними предложения.
Абонемент - абонент; адресат - адресант, бережно - бережливо, статут - статус, экономный – экономичный, представить - предоставить.
Задание 31. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни
ленинградской блокады.
2. Драматург изображает в произведении (закостенелое-закоснелое) мещенство.
3. Кто сыграл (главный-заглавный) роль в экранизации романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»?
4. Обновка так нравилась девочке, что она (одевала- надевала) ее несколько раз и полчаса вертелась перед зеркалом.
5. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича».
6. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективныеэффектные) меры.
7. Обломов был (знаменем-знамением) своего времени.
8. Она охотно отдала бы эту (праздничную – праздную) жизнь за жизнь в деревне, где она встретила Онегина.
Задание 32. Найдите в тексте омонимы. Обратите внимание на их использование в поэтических произведениях.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос …
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара …
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина …
В. Брюсов
Задание 33. Подберите антонимы к следующим словам:
Абсолютный, конкретный, ассимиляция, бесцветный, динамичный, дистантный, наружу.
Задание 34. Вместо точек вставьте антонимы, используя слова, данные ниже.
1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот. (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и …(Л.Т.). 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые , и … (Ч.). 4. Тянулась жизнь – как и у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и … … … (Шол.). 5. Каким бы ни был писатель – крупным или …, - он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.).
альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.
Задание 35. Соответствует ли приведенный фрагмент текста публичного выступления норме чистоты, понятности речи?
Ну, прежде всего, позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне представлена.
В общем доклад произносится в ту минуту, когда все присутствующие
осознают, что они являются свидетелями явления особой важности.
Приступая к изложению материала, разрешите остановиться на том. что вместе с тем нельзя не отметить. Рассмотрим, значит, это несколько подробнее. Во-первых, так сказать, следует выделить то существенное и главное, что неуклонно развивается по пути дальнейшего совершенствования. Во-вторых, короче говоря, необходимо подчеркнуть, что в условиях всё увеличивающегося нарастания трудно переоценить ту роль, которая, даже по самым скромным подсчётам, всё выше и выше играет значение в различных вопросах жизни и деятельности. Именно эту мысль, в общем-то, я попытаюсь продолжить с тем, чтобы попытаться остановиться...
Задание 36. Устраните ошибки, связанные с избыточностью информации и тавтологией.
1. Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.
2. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.
3. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.
4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений.
5. В этом учреждении согласно штатному расписанию есть свободная вакансия.
6. Коллектив преподавателей разрабатывает свои учебные планы.
7. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.
8. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц.
9. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир- несколько брелоков с символами Петербурга.
Задание 37. Укажите речевые ошибки, возникающие при употреблении устаревших слов. Сделайте лексические замены.
1. После двух туров впереди шествует советский шахматист. 2. Установлено, что все склады забиты ходовым товаром, каковым являются мотоциклы и коляски к ним. 3. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства. 4. Об этом здесь радеют все, широкая общественность. 5. Тициан – из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения. 6. Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь неизменно привечают друзей.
Задание 38. Найдите к словам из 1 группы слова-синонимы из слов 2 группы.
Пролонгировать, акция, алгоритм, антагонизм, апология, брифинг, вернисаж, гносеология, генезис, пиар, диссидент, интеграция, суверенитет.
Предвзятая защита, инакомыслящий, противоречие, независимость, последовательность действий, объединение, продлить, связи с общественностью, ценная бумага, происхождение, просмотр выставки, беседа, теория познания.
Задание 39.Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения.
Респондент, инвестор, прерогативы, компиляция, квота, аудитор, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, лаконичный, инфантильный, индифферентный, априори, пролонгировать, эксклюзивный
Задание 40. Исправьте ошибки, связанные с немотивированным употреблением заимствованных слов.
1. Экс-чемпион мира получил микроскопическое преимущество, которое тонкой игрой трансформировал в нечто ощутимое. 2. Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся игроков. 3. Нас прежде всего заботит, как комплектуются наши участники кубковых турниров Европы. 4. Все внимание ученый сконцентрировал на исследовании зрительного утомления. 5. Индустрия в постперестроечный период переживает кризис. 6. Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.
Задание 41. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.
1. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 4. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира. 5. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 6. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к политике. 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких слоев публики. 8. Прорекламированное лекарство оказало вред многим пациентам.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы – это правильное построение предложения. Следует обращать внимание на особенности употребления деепричастных оборотов, придаточных предложений однородных членов предложения.
Задание 42. Найдите ошибку в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения.
Образец: Перед занятием компьютер принимается учащимся, сдав студенческий или читательский билет. – Перед занятием учащийся принимает компьютер, сдав студенческий билет лаборанту.
1. Безопасность полетов может быть повышена, выполняя предъявляемые к перевозкам требования.
2. Таким образом, рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельность организации.
3. Занимаясь классическим страхованием, для нас важно не только собрать страховую премию, но и создать надежную систему ликвидации убытков.
4. Транспортные услуги осуществляются перевозчиками, обеспечивая безопасность пассажиров и сохранность багажа.
5. Ознакомившись с годовым отчетом, было вынесено окончательное решение.
6. Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.
7. Открыв окно запахло соснами.
8. Для абитуриентов, желающих учиться в этом институте, надо будет сдавать и английский язык.
Однородные члены предложения, соединенные союзом «и», должны иметь одинаковое управление. Если однородные члены имеют разное управление, необходимо указывать объект после каждого из них.
Задание 43. Отредактируйте:
- Необходимы регламентация и строгий контроль за производством алкогольных и табачных изделий.
- Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами.
- Необходимо организовать помощь и сотрудничество научно-исследовательских институтов.
- Видеокурс предназначен тем, кто интересуется английским языком и хочет изучить в кратчайшие сроки.
- Посетителям запрещается пользоваться своими клавиатурами и самостоятельно подключать.
Задание 44. Обратите внимание на неправильное построение предложения. Исправьте ошибки:
1. В работе говорится о происхождении христианства и какими обрядами оно сопровождалось. 2. Картины в музее подвешивались на той же высоте, как они находились и раньше. 3. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на стабилизацию нашей экономики. 4. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футболист сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, считая, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба. 5. Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опеку казне, распалась.
Задание 45.Определите, чем вызвано нарушение коммуникативной точности речи в следующих высказываниях политических деятелей.
1. «Мы с Украиной пункты этого договора проработали от А до Б.» 2. «Украинский язык ставит вопрос прежде всего об украинском языке, и никто не вправе упрекать, что она работает и совершенствует свой язык. Украина – суверенное государство, украинский язык – государственный и родной. Но если более 8-9 миллионов говорит на русском, то запретить говорить – это пустое дело. Мы через это прошли, и этот психоз уходит, места хватит всем.» 3. «Я далек от мысли… Я не сторонник сегодня влезать с распростертыми объятиями… Красивых женщин я успеваю только заметить. И ничего больше … Здесь вам не тут … Я не тот человек, который живет удовлетворениями. Для меня день прожитый – это уже история … Но пенсионную реформу делать будем, там есть где разгуляться.» 4. «Нам нельзя растягивать этот процесс. Его нельзя растягивать. Процесс реформ – он смерти подобен, но нельзя растягивать страдания людей». 5. «У меня иной взгляд на лидерство. Лидерство – это тот, кто объединяет людей» 6. « Если вы обещаете что-то сделать и не делаете – это заслуживает доверия» 7. « Я твердо знаю, что человеческое существо и рыба могут сосуществовать мирно» 8. « Что тревожит: все больше и больше нашего импорта приходит из-за границы»
Задание 46. Найдите нарушение логики в следующих отрывках:
Пример из выступления профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал: «Требования, предъявляемые к речи лектора, можно свести к следующему: а) безукоризненное знание грамматики; б) знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи; в) владение орфоэпическими нормами, т.е. четкое произношение каждого звука, слова, фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков; г) умелое использование языковых средств.
Разговор подруг:
- Займи мне 200 руб.
- Я не знаю, у кого,
- Я тебя прошу мне занять
- Я поняла, что меня. Но, скажи, у кого?
Почему они не понимают друг друга?
Задание 47. Сделайте стилистическую правку предложений.
1. Планирование, просчет вашей кухни, гостиной, спальни, детской комнаты и т.д. происходит бесплатно (рекламное объявление). 2. Коллектив учителей разрабатывает учебный материал таким образом, чтобы дети быстрее усваивали проходящий материал. 3. Имидж – это образ, надуманный для показа другим внешних качеств человека, его образа жизни, его действий. 4. Партнер – это соучастник какого-либо действия, события, игры. 5. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 6. Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребенком. 7. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья. 8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 9. Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций.
Задание 48. Устраните ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.
1. Человека надо судит не по словам, а по поступкам. 2. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 3. Просмотренные на кинофестивале фильмы оказали огромное впечатление на зрителей. 4. После казни декабристов Пушкин не отказался и остался верен друзьям. 5. Это изобретение, кажущееся на первый взгляд безобидным, имеет в себе угрозу. 6. В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно уменьшается. 7. В гимназии проводятся уроки эрудиции, где дети задаются вопросом и ищут на него ответ. 8. В романе Л.Н. Толстого «Воскресенье» я порицаю поведение Нехлюдова к Катюше. 9. Студенты группы дали поддержку Петрову, оказавшемуся в сложной ситуации. 10. Плохая реклама не может удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. 11. Не следует уделять значение мельчайшим подробностям свершившегося. 12. Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве.
Задание 49. Сделайте стилистическую правку текста, устраните ошибки, связанные с нарушением норм правильности и понятности речи.
Что такое гимназия?
Если говорить об отношении к процессу обучения в нашей гимназии, то здесь всё в корне изменилось. Наша задача - развивать интеллектуальные способности детей, а также дать ученикам как можно больший выбор. То есть мы исходим из интересов и способностей каждого ребёнка. Мы принимаем детей на конкурсной основе. Как происходит приём? Ребёнок вместе с мамой заходит в комнату, где находится комиссия, В комнате четыре стола, за которыми сидят экзаменаторы. Пройдя все четыре стола, ребёнок получает определённое количество баллов, и, исходя из набранного количества, решается вопрос о принятии его в гимназию. Комиссия проверяет не только уровень знаний, но и уровень интеллекта.
Наша гимназия имеет три профиля: физико-математический, медико-биологический и гуманитарный. То есть происходит более глубокое изучение нужных по профилю предметов. Например, на гуманитарном профиле есть предметы: "История общественно - политических учений", "Мировая художественная культура". В связи с тем, что наши дети проходят материал быстрее, то коллектив разрабатывает свои учебные планы. У нас нет классных часов, вместо них - уроки эрудиции. Это уроки, на которых дети вместе с классной дамой ставят вопрос и ищут на него ответ.
("Грань". №33.1993 г.)
Задание 50. Прочтите высказывания А.П.Чехова и К.И.Чуковского о канцелярите. Какие эмоции вызывает чиновничий язык у этих авторов? Прислушайтесь к речи окружающих вас людей . Приведите примеры использования канцелярских слов и выражений в бытовом общении, в официальной речи.
"Какая гадость чиновничий язык… "исходя из положения", "с одной стороны...", "с другой стороны", и все это без всякой надобности, "тем не менее","по мере того" чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь...Неясно, холодно и неизящно; пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит (А.П.Чехов).
"Пожалуйста, говорите по-своему, своим языком. Избегайте трафаретов, как заразы. Ибо словесный трафарет есть убийство души, он превращает человека в машину, заменяет мозги - кибернетикой" (К.И.Чуковский).
Канцелярит, или канцелярский штамп – стилистически немотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте (не в официально-деловых текстах) без стилистического задания, например: Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив! В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.
Задание 51. Познакомьтесь с содержанием одного из сюжетов телепередачи "Взгляд". Как речевое поведение героя характеризует его личность?
Поэт из Азова (крановщик по профессии) А. Ремейко много лет писал стихи для песен В. Малежека. На одном из творческих вечеров В. Малежек решил познакомить зрителей с автором и пригласил его на сцену. Поэт подошел к микрофону, было видно, что он очень волнуется, и сказал:
"Здравствуйте, дорогие москвичи!" Потом замялся и торопливо заметил: "Так и хочется сказать - и гости столицы-, так сильны в нас штампы." После небольшой паузы он еще раз обратился к зрителям: "Здравствуйте, хорошие люди!" И стало понятно, что на сцене - творческий человек.
Задание 52. Исправьте приведенные ниже высказывания. Устраните канцелярский стиль.
1. "Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо). 2. Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи "Поле Чудес"). 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной" (из сочинения). 4. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидирования ее отставания по плану надоев молока. 5. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. 6. Городские власти должны срочно поставить вопрос о воспитании населения в духе улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города. 7. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
Задание 53. Подготовьте небольшие выступления, соответствующие приведенным ниже ситуациям. Избегайте шаблонных фраз, выражений, форм обращения, приветствия.
Разыграйте эти ситуации
а) Вы обращаетесь с речью к присутствующим на торжественном собрании, посвященном вручению дипломов выпускникам университета. б) Вы выступаете с речью на встрече однокурсников, несколько лет назад окончивших университет.
б) Вы - директор фирмы, обращаетесь с речью к сотрудникам на предновогоднем банкете.
<В начало> |