Главная страница
Содержание
 
 

Программа на языке  Turbo Pascal

 

Программа на  языке программирования  Turbo Pascal (ТР)  - это языковая конструкция, которая  создаётся  по определённым правилам на основе алфавита ТР.

Алфавит ТР – буквы, цифры, специальные символы, пробелы и  зарезервированные слова.

Буквы – это буквы латинского алфавита

от a до z  (a, b, c, d, e, f, g, h, i, j, k, l, m, n, o, p,q, r, s, t, u, v, w, x, y, z) и

 от A до Z  (A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, K, L, M, N, O, P,Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z),

а также знак подчёркивания ( _ ).  В языке нет различия между прописными и строчными буквами.

Цифры – арабские цифры от 0 до 9 (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9).

Специальные символы:

Операторы арифметических действий

Обозначение оператора

Содержание действий оператора

+

Сложение

-

Вычитание

*

Умножение

/

Деление

Div

Деление нацело (дробная часть отбрасывается)

Mod

Остаток от целочисленного деления

 

          Символы синтаксиса                                                     Скобки

Обозначение

Название

 

Вид

Название

.

Точка

( )

Круглые

,

Запятая

;

Точка с запятой

[ ]

Квадратные

:

Двоеточие

..

Многоточие

{ }

Фигурные

_

Знак подчёркивания

 

 

Операции отношений                                   

Символ

Значение

=

Равно

<>

Не равно

>

Больше

<

Меньше

>=

Больше или равно

<=

Меньше или равно

 

 

 

 

 

 

 

 


Оператор присваивания

Символ

оператора

Пример

Содержание действий оператора

Результат

 

:=

Х:=5;

Х присвоить значение 5

Х=5

Х:=5; Y:=X+1;

Х присвоить значение 5;

Y присвоить значение X плюс 1.

Х=5;Y=6

Х:=5; X:=X+1;

Х присвоить значение 5;

Х присвоить значение X плюс 1

X=6

Х:=5; X:=X+3;

Х присвоить значение 5;

Х присвоить значение X плюс 3

X=8

 

Запись чисел на языке Turbo Pascal

В Паскале различают числа вещественные  (real) и целые (integer). На языке Паскаль  целые числа записываются без изменения, в вещественных числах вместо запятой, отделяющей целую часть от десятичной, ставится точка. Для записи вещественных чисел можно использовать показательную форму.

Целые числа (integer)

Вещественные числа (real)

Число

Запись на языке ТР

Число

Запись на языке ТР

Показатель-ная форма

Запись на языке ТР

125

125

125,8

125.8

1,258?102

1.258Е2

-125

-125

-0,125

-0.125

-1,25?10-1

-1.25Е-1

 

 

Операции над вещественными числами

 

№№

Вид функции

Обозначение функции на ТР

Примечание

1

?X?

AВS(X)

Абсолютное значение аргумента

2

√X

SQRT(X)

Квадратный корень аргумента

3

X2

SQR(X)

Аргумент в квадрате

4

еХ

EXP(X)

Экспонента аргумента

5

ln x

LN(X)

Натуральный логарифм аргумента

6

sin x

SIN(X)

Синус аргумента, заданного в радианах

7

cos x

COS(X)

Косинус  аргумента, заданного в радианах

8

arctg x

ARCTAN(X)

Арктангенс аргумента, результат в радианах

9

π

Pi

Значение числа

10

 

TRUNC(X)

Выделяет целую часть и результат преобразует к типу Longint

11

 

INT(X)

Выделяет целую часть, результат относит к типу Real

12

 

ROUND(X)

Округляет вещественное число до целого и преобразует его к типу Longint

 

Программы (тексты программ)

Элементы программы – это константы, переменные, метки, подпрограммы.

Идентификаторы – это имя элемента программы.

Идентификаторы могут состоять из латинских букв, арабских цифр и знака подчёркивания (_). Идентификатор не может начинаться с цифры.

 

Правильные идентификаторы

 

Неправильные идентификаторы

Комментарии к неправильным идентификаторам

R

Ж

{кириллица}

r

1Program

{начинается цифрой}

bcd

Block#1

{содержит специальный символ}

Alpha

My Program

{содержит пробел}

Date_27_april

mod

{зарезервированное слово}

MyProgram

γ

{греческий алфавит}

Структура программы

Program ………...;  {Заголовок программы}

Uses …………….;  {Имена используемых модулей}

Label ……………;  {Метки}

Const ……………;  {Различные константы}

Var ………………;  {Переменные}

Procedure ………..;  {Процедура}

Function …………;  {Функция}

Begin

Оператор i;

Оператор ii;          {Тело программы}

Оператор iii;

End.

 

Пример № 1. Составить программу вычисления функции Y=X2.

 

{Текст программы

вычисления функции

Y=X2}

{Комментарии}

Program Bill_01;

{Заголовок программы}

Uses CRT;

{Заказ модуля}

Var x,y:real;

{Раздел описаний}

Begin

{Начало }

ClrScr;

{Очистка экрана}

{Тело программы}

Write('x=');

{Вывода на экран}

Read(x);

{Ввод числовых данных}

y:=sqr(X);

{Оператор действия}

Write ('y=',y);

{Вывод на экран}

ReadLn;

{}

ReadLn

{}

End.

{Конец программы}

 


Процедуры и функции

Почти в каждой  программе можно выделить некоторые части, которые многократно выполняют определённые действия.  Эти части, как правило, выделяются в подпрограммы.

 

 

 

Подпрограмму сначала надо описать в разделе описаний Головной программы

Подпрограммы имеют такую же структуру, как и программы. Подпрограммы начинаются обязательно с заголовка.

Общий вид подпрограммы

Заголовок подпрограммы c формальными параметрами;

Описание меток;

Определение констант;              {Раздел описаний подпрограммы}

Описание переменных;

Begin                                        {Начало }

Оператор i;

Оператор ii;                     {Тело подпрограммы}

Оператор iii;

End;                                         {Конец подпрограммы}

 

В конце подпрограммы ставится точка с запятой  End;


Все параметры, которые обрабатываются подпрограммами, могут быть двух видов: локальные и глобальные.

Локальные – это параметры, которые объявляются внутри самой подпрограммы и поэтому доступны только самой подпрограмме.

Глобальные – это параметры, которые объявляются в головной программе, потому они доступны всем операторам программы, в том числе и операторам подпрограммы.

Обмен информацией между подпрограммой и головной программой осуществляется через глобальные переменные.

Когда подпрограмма описана, то к ней можно обращаться.

 

Подпрограммы-процедуры

Подпрограмма-процедура имеет следующий формат:

Procedure <имя> (список формальных параметров);

{Раздел описаний локальных параметров}

{Тело процедуры}

End;{Конец процедуры}

 

Обращение к подпрограмме-процедуре представляется в такой форме:

Procedure <имя> (список фактических параметров);

 

Пример№2

Написать текст программы, в которой вычисление функции Y=X2 оформлено в форме подпрограммы-процедуры

 

{Текст программы с подпрограммой-процедурой Alfa }

Program Bill_02; {Заголовок головной программы}

 Uses CRT;

 Var x,y:real;{Описание глобальных фактических параметров}

Procedure Alfa(xa:real;Var ya:real);{Заголовок процедуры,

 описание формальных параметров «xa», «ya» }

 Begin{Начало процедуры}

 ya:=sqr(xa);{Тело процедуры}

 End; {Конец процедуры}

 Begin {Тело головной программы}

 ClrScr;

 Write(‘x=’);

 Read(x);{Ввод фактического параметра}

 Alfa(x,y);{Обращение к процедуре, в которой указываются

 фактические параметры  «x», «y»}

 Write ('y=',y);{Вывод результата}

 ReadLn;

 RreadLn

 End. {Конец головной программы}

 


Подпрограммы-функции

Подпрограмма-функция обычно предназначается для вычисления какого-либо параметра. Как в процедуре, так и в функции в заголовке подпрограммы  присутствует имя, а в круглых скобках указываются формальные параметры.

Функция отличается от процедуры:

  • В заголовке вместо Procedure ставится Function;
  • За скобкой в заголовке Function стоит знак двоеточия «:», за которым следует наименование типа результата.
  • Имя функции – это переменная, которая является выходным параметром.

 

Подпрограммы-функции

Подпрограмма-функция имеет следующий формат:

Function <имя> (список формальных параметров): тип результата;

{Раздел описаний локальных параметров}

{Тело функции}

End;{Конец функции}

 

Обращение к подпрограмме-функции представляется в такой форме:

<глобальный параметр> : <имя> (список фактических параметров)

 

Пример№3

Написать текст  программы, в которой вычисление функции Y=X2 оформлено в форме подпрограммы-функции

 

{Текст программы с подпрограммой-функцией Betta }

 

program Bill_03; {Начало головной программы}

 Uses CRT;

 Var x,y:real; {Описание глобальных реальных параметров}

 Function Betta(xb:real):real; ;{Заголовок функции, описание

  формального параметра «xb», описание имени функции  «Betta»}

 Begin {Начало функции}

 Betta:=sqr(xb); {Тело функции}

 End; {Конец функции}

 Begin

 ClrScr;

 Write('x=');

 Read(x);

 y:=Betta(X);{Обращение к функции, в которой указан фактический параметр «х»}

 Write ('y=',y); );{Вывод результата}

 ReadLn;

 ReadLn

 End. {Конец головной программы}

 

 

Приложение 1

Модульная система Turbo Pascal

Turbo Pascal позволяет использовать внешние процедуры и функции. Подключаются они в виде специальной структуры – модуля с помощью командного оператора Uses.

 

Модуль System – это основа библиотеки ТP, который обеспечивает работу всех остальных модулей. Этот модуль подключается автоматически, его можно не объявлять в разделе Uses.

Модуль Strings обеспечивает совместимость программ, написанных в ТР, с программами, использующими среду Windows.

Модуль Crt расширяет функциональные возможности ТР.

Например: ClrScr; - очистка всего экрана и возврат курсора в левое верхнее положение.

Модуль Graph содержит подпрограммы, которые позволяют создавать графические изображения.

Модуль DOS позволяет использовать возможности операционной системы MSDOS, которые не предусмотрены в стандарте языка Паскаль.

 

 

Приложение 2