Тема
№4.
Степени
и корни.
4.2. Метод интервалов.
1º. Если дискриминант квадратного трехчлена D > 0 или
D = 0, то квадратное неравенство можно переписать в
виде или , где x1 и x2
– корни квадратного трехчлена, и использовать для его решения метод интервалов.
2º. Для решения любых алгебраических уравнений вида
(1) или вида
(2) , где x1, x2, …, xn – действительные числа,
удовлетворяющие условию x1 < x2 < …< xn, а k1, k2, …, kn – натуральные числа,
применим обобщенный метод интервалов.
Суть его состоит в следующем: на
координатной оси отмечают числа x1, x2, …, xn, в
промежутке справа от xn ставят
знак +,
затем,
двигаясь справа налево, при переходе через очередную точку xi меняют знак, если ki - нечетное
число и сохраняют знак, если ki - четное число. Тогда
множеством решений неравенства (1) будет объединение промежутков, в каждом из
которых поставлен знак +, а множеством решений неравенства (2) будет
объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак – .
Замечание.
Обобщенный метод интервалов справедлив и для целых рациональных неравенств P(x) > 0 или Q(x) ≥ 0, и для
дробно-рациональных неравенств или , причем последние равносильны неравенству и системе соответственно, где
P(x), Q(x) – некоторые многочлены.
Пример
11. Решить неравенство .
Решение:
Находим корни квадратного трехчлена :
Данное неравенство
равносильно следующему неравенству: .
Применяя метод интервалов к последнему неравенству, получим
множество всех решений неравенства – отрезок [-2; 3].
Ответ: .
Пример
12. Решить неравенство .
Решение:
Находим корни числителя и
знаменателя:
Указанная система равносильна
следующей системе:
Нанесем найденные корни на
числовую прямую. В интервалах справа налево расставим знаки плюс и минус.
Множеством всех решений данного
неравенства является объединение промежутков, в которых поставлен знак минус.
Ответ: .
Дидактический
материал.
Решите неравенства:
1. ;
2.
;
3. ;
4.
.
Решите системы неравенств:
5. ;
6.
.
Найдите целые решения системы неравенств:
7. ;
8.
.
Решите неравенства:
9. ; 10. ; 11. ;
12. ;
13.
;
14. ;
15.
;
16. ; 17.
;
18. ;
19.
;
20. ; 21.
; 22.
;
23. ; 24. ;
25. ; 26.
;
27. ; 28. ; 29. ;
30. ; 31. ; 32.
.
|