Тема №2.
Уравнения.
Модуль числа
2.5
Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
1º.
Модуль
(абсолютная величина) числа а
определяется следующим образом:
.
Геометрический смысл
модуля: |a|
есть расстояние от точки числовой оси, изображающей данное
число а, до начала отсчета - точки О, а |x-a|
есть расстояние между точками числовой оси,
соответствующими числам х и а.
2º.
Уравнения вида
можно решать
геометрически.
Рассмотрим
аналитические способы решения уравнений,
содержащих переменную под знаком модуля, на примерах.
При
решении уравнений важно уметь в соответствии с
определением модуля освободиться от вертикальных скобок.
Например,
,
если a
≥ 5;
,
если a
< 5.
Пример
4. Решим уравнение ,
используя определение модуля числа.
Решение:
Уравнение имеет решение, если x+1≥0,
т.е. x≥-1.
.
Условие x≥-1
выполняется в обоих случаях.
Ответ:
4; 2/3.
Пример 5. Решим
уравнение ,
используя свойство
модулей
(«модули противоположных чисел
равны»).
Решение:
.
1)
|2x+1|=7 => 2x+1=7 или 2x+1=-7
=> x=3 или x=-4
2)
|2x+1|-3=-4 => |2x+1|=-1
– нет решений.
Ответ:
3; -4.
Пример 6. Решим уравнение
,
рассматривая решения на интервалах.
Решение:
Найдем нули модулей, т.е. такие значения x, при которых и :
.
Рассмотрим уравнение на
интервалах
(-∞; -2), [-2; -1), [-1; +∞).
а)
Для уравнение примет
вид:
-(x+1)-(x+2)=2; -x-1-x-2=2; -2x=5; x=-2,5;
=> x=-2,5
– корень уравнения.
б)
Для уравнение примет
вид:
-(x+1)+(x+2)=2; -x-1+x+2=2; 0·x=1- нет корней.
в)
Для уравнение примет
вид:
x+1+x+2=2; 2x=-1;
x=-0,5;
=> x=-0,5
– корень уравнения.
Ответ:
-2,5; -0,5.
Дидактический
материал.
Решите
уравнения,
сводящиеся к линейным:
1.
;
2. ;
3.
;
4.
; 5.
;
6. ;
7. ;
8.
;
9. ;
10.
;
11.
.
Решите
квадратные
уравнения:
12.
;
13. ;
14.
; 15.
;
16.
.
Разложите
на линейные
множители:
17.
;
18. ;
19. ;
20.
;
21. .
Сократите
дроби:
22.
;
23. ;
24. ;
25. ;
26. ;
27.
.
Упростите
выражение:
28.
;
29.
Найдите
среднее
арифметическое всех действительных корней уравнения:
30.
;
31. ;
32.
;
33. ;
34.
; 35.;
36. .
Найдите
расстояние от
вершины параболы до точки М:
37.
;
38. ;
39.
;
39. .
Постройте
график
функции:
40.
; 41.; 42.
;
43.
;
44. ; 45.
;
46.
; 47.
; 48.
;
49. ; 50.
; 51.
.
52.
По графику квадратичной
функции определить знаки ее коэффициентов и их суммы:
Найдите
рациональные
корни уравнения:
53.
; 54.
;
55. ;
56.
;
57. ; 58.
;
59.
; 60. ;
61. .
Решите
уравнения:
62.
; 63.
;
64. ;
65.
; 66.
;
67. ;
68.
; 69.
;
70.
;
71. ; 72.
.
|