Главная страница
Содержание
 
 
Скачать архив

Тема №2.

 Уравнения. Модуль числа

2.5 Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.


1º. Модуль (абсолютная величина) числа а определяется следующим образом:

 .

           

Геометрический смысл модуля: |a| есть расстояние от точки числовой оси, изображающей данное число а, до начала отсчета -  точки О, а |x-a| есть расстояние между точками числовой оси, соответствующими числам х и а.

2º. Уравнения вида      можно решать геометрически.


Рассмотрим аналитические способы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, на примерах.

При решении уравнений важно уметь в соответствии с определением модуля освободиться от вертикальных скобок.

Например,     , если a ≥ 5;

                        , если a < 5.

Пример 4. Решим уравнение , используя определение модуля числа.

Решение: Уравнение имеет решение, если x+1≥0, т.е. x≥-1.

.

 

Условие x≥-1 выполняется в обоих случаях.

Ответ: 4; 2/3.

            Пример 5. Решим уравнение , используя свойство 

модулей («модули противоположных чисел равны»).

            Решение:

.

1)      |2x+1|=7 => 2x+1=7 или 2x+1=-7 => x=3 или x=-4

2)      |2x+1|-3=-4 => |2x+1|=-1нет решений.

Ответ: 3; -4.

            Пример 6. Решим уравнение , рассматривая решения на интервалах.

            Решение: Найдем нули модулей, т.е. такие значения x, при которых  и : .

            Рассмотрим уравнение на интервалах (-∞; -2), [-2; -1), [-1; +∞).

а) Для  уравнение примет вид:

-(x+1)-(x+2)=2; -x-1-x-2=2; -2x=5; x=-2,5;  => x=-2,5 – корень уравнения.

б) Для  уравнение примет вид:

-(x+1)+(x+2)=2; -x-1+x+2=2; 0·x=1- нет корней.

в) Для  уравнение примет вид:

x+1+x+2=2; 2x=-1; x=-0,5;  => x=-0,5 – корень уравнения.

Ответ: -2,5; -0,5.

 

Дидактический материал.

Решите уравнения, сводящиеся к линейным:

1. ;              2. ;             

3. ;

4. ;      5. ;

6. ;                  7. ;

 

8. ;                   9. ;

10. ;                     11. .


Решите квадратные уравнения:

12. ;                             13. ;

14. ;                              15. ;

16. .


Разложите на линейные множители:

17. ;                 18. ;             19. ;

20. ;               21. .


Сократите дроби:

22. ;                  23. ;                   24. ;

25. ;                 26. ;        

27. .


Упростите выражение:

28. ;  

29. 


Найдите среднее арифметическое всех действительных корней уравнения:

30. ;                   31. ;

32. ;                   33. ;

34. ;                                35.;

36. .


Найдите расстояние от вершины параболы до точки М:

37. ;                 38. ;

 

39. ;             39. .


Постройте график функции:

40. ;         41.;          42. ;

43. ;             44. ;           45. ;

46. ;      47. ;        48. ;

49. ;      50. ;          51.  .


52. По графику квадратичной функции определить знаки ее коэффициентов и их суммы:

                                                                                    


Найдите рациональные корни уравнения:

53. ;                54. ;                  55. ;

56. ;            57. ;                   58. ;

59. ;   60. ;        

61. .


Решите уравнения:

62. ;   63. ;          64. ;

65. ;    66. ;             67. ;

68. ;             69. ;

70. ;            71. ;           72. .