Тема 5. Внутрифирменное планирование на предприятии.
План лекции.
- Сущность планирования
- Современные подходы и принципы
- Типология планирования
- Стратегическое планирование
- Технико-экономическое планирование
Сущность планирования
Планирование - это процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и динамичности рынка, основанный на способности прогнозировать различные изменения и быть готовым к их устранению.
«Планирование – это не единичный акт, а интегрирующая деятельность, цель которой – обеспечить максимальную эффективность функционирования фирмы и решения стоящих перед нею задач". Опыт многих процветающих зарубежных и отечественных предприятий показывает, что в рыночных условиях хозяйствования планирование производственно-хозяйственной деятельности является главнейшим условием их выживания, экономического роста и развития.
Современные подходы и принципы
Предприятие должно рассматриваться как «открытая система», с приспособлением всей своей внутренней деятельности к изменениям в окружающей среде.
Планированию должен быть присущ предпринимательский дух. Предпринимательство - это способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста.
План следует рассматривать не как директиву, а как процесс, обеспечивающий предприятию экономическую автономию.
Важнейшим видом планирования в рыночных условиях должен стать стратегический план, в основе которого лежит стратегия предприятия. Стратегия - это направление деятельности и средство достижения поставленных целей, инструмент, с помощью которого предприятие приводит свои возможности в соответствие с ситуацией на рынке и может противостоять меняющимся условиям. В стратегии содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений.
Основные принципы планирования
Под принципами планирования следует понимать общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования».
Стратегическое планирование
Под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.
Стратегическое планирование создает преимущества в функционировании предприятия:
- подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
- увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;
- проясняет возникающие проблемы;
- координирует работу его различных структурных подразделений;
- улучшает контроль на предприятии.
Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.
В зависимости от временной ориентации планирования выделяются четыре типа планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное.
Продолжение и полную версию можно скачать здесь
К списку тем
|