Маркетинговое управление предприятием

Тема 5. Внутрифирменное планирование на предприятии.


План лекции.

  • Сущность планирования
  • Современные подходы и принципы
  • Типология планирования
  • Стратегическое планирование
  • Технико-экономическое планирование

Сущность планирования

Планирование - это процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и динамичности рынка, основанный на способности прогнозировать различные изменения и быть готовым к их устранению.

«Планирование – это не единичный акт, а интегрирующая деятельность, цель которой – обеспечить максимальную эффективность функционирования фирмы и решения стоящих перед нею задач". Опыт многих процветающих зарубежных и отечественных предприятий показывает, что в рыночных условиях хозяйствования планирование производственно-хозяйственной деятельности является главнейшим условием их выживания, экономического роста и развития.

Современные подходы и принципы

Предприятие должно рассматриваться как «открытая система», с приспособлением всей своей внутренней деятельности к изменениям в окружающей среде.

Планированию должен быть присущ предпринимательский дух. Предпринимательство - это способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста.

План следует рассматривать не как директиву, а как процесс, обеспечивающий предприятию экономическую автономию.

Важнейшим видом планирования в рыночных условиях должен стать стратегический план, в основе которого лежит стратегия предприятия. Стратегия - это направление деятельности и средство достижения поставленных целей, инструмент, с помощью которого предприятие приводит свои возможности в соответствие с ситуацией на рынке и может противостоять меняющимся условиям. В стратегии содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений.

Основные принципы планирования

Под принципами планирования следует понимать общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования».

Стратегическое планирование

Под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.

Стратегическое планирование создает преимущества в функционировании предприятия:

  • подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
  • увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;
  • проясняет возникающие проблемы;
  • координирует работу его различных структурных подразделений;
  • улучшает контроль на предприятии.

Стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.

В зависимости от временной ориентации планирования выделяются четыре типа планирования: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное.

Продолжение и полную версию можно скачать здесь

К списку тем

ЦДО ДГТУ © 2011